Персона

Павел Боргояков: «Думал, что соскочу: буквально вырвал себя из рутины»

Павел Боргояков проехал по краю 800 километров на старом “Иже” и придумал прорывные бизнес-идеи.

Павел Боргояков: «Думал, что соскочу: буквально вырвал себя из рутины»

У руководителя Центра поддержки общественных и предпринимательских инициатив Красноярска Павла Боргоякова нынешним летом резко выросла популярность в соцсетях. Интернет-пользователи щедро ставят лайки под постами о путешествии в Тасеевский район. Павел Михайлович съездил туда на мотоцикле “Иж” образца восьмидесятых годов, и утверждает, что это было незабываемо. Журналист “Городских новостей” решил узнать подробности.

— Павел Михайлович, что вас подвигло на такой экстремальный поступок?

— Стремление выйти из зоны комфорта. Ведь какие будни у офисных сотрудников? Сидим по большей части в кабинете за компьютерами. На столе ручка, блокнот, куча бумаг. До работы добираемся на машинах. Дачи, где можно физически размяться, сегодня есть не у всех, хотя раньше даже руководители высокого ранга сами вскапывали землю под картошку. Выходные проходят в квартирах со всеми удобствами. В понедельник мы снова возвращаемся к документам, файлам. Поездка стала всплеском адреналина, вдохнула в меня жизнь!

Честно говоря, до последнего думал, что “соскочу”. То синоптики обещали плохую погоду, то возникали ещё какие-то, вроде бы объективные, препятствия. В какой-то момент я уже махнул рукой: “Ладно, в следующий раз”. Но потом взял себя в руки и буквально вырвал из привычной рутины.

Мечта сбылась через девять лет

— Откуда у вас такой раритетный мотоцикл? Ему же почти 40 лет!

— Я вырос в Тасеево, куда наша семья переехала в девяностые годы из Красноярска. Папе предложили развивать лесную отрасль, и он согласился, хотя по профессии металлург и занимал руководящую должность на КраМЗе.

Досуг у сельских подростков не отличался разнообразием. Мальчишки гоняли на мотоциклах, я тоже не стал исключением. Поменял велосипед на запчасти, собрал из них мопед. Позже его обновил. Затем обзавёлся мотоциклами. К моменту окончания школы у меня было 11 железных коней с моторчиками марок “Рига”, “Карпаты”, “Минск”, “Восход”, “Иж”.

После школы поступил учиться на экономиста в Красноярскую академию цветных металлов и золота, которая вскоре стала университетом, сейчас — в составе СФУ. Казалось, что с мотоциклами навсегда покончено. Тем более что в студенчестве у меня появилась своя “девятка”.

Но через 13 лет увлечение возродилось. Как сейчас помню этот день. Моя супруга тоже из Тасеева, и мы в очередной раз приехали туда навестить её родственников. За чаем зашёл разговор о мотоциклах. Я заявил, что если бы он у меня был, то я бы его в свободное время крутил — то есть чинил, совершенствовал. И дядя супруги вдруг говорит: “У меня 20 лет в сарае пылится “Иж Юпитер 4”, забирай, занимайся”. Буквально за три дня мы разобрали “Ижа” и доставили в город. Я его три года ремонтировал — и всё время мечтал отправиться на нём “на дальняк”.

Сейчас у меня снова собрался автопарк из советских мотоциклов, которые я реставрирую и считаю, что таким образом участвую в восстановлении истории. В 90-е годы люди массово сдавали технику из гаражей отцов и дедов в металлолом, в основном за бесценок. С некоторыми приёмщики рассчитывались даже не деньгами, а спиртным. Это вообще безобразие! Мотоциклы в СССР выпускались огромными партиями — а сейчас их даже в музеях единицы. Хотя за рубежом ретро-машины до сих пор ездят по улицам, к ним бережно относятся. Хочется, чтобы и в Красноярске люди видели то, что производили советские машиностроители. Ищу помещение для инженерного наследия. Чтобы молодёжь на технику смотрела, её трогала. У меня, кстати, дочки тоже интересуются “Ижами” и “Восходами”. Старшая, восьмиклассница, просит научить на них ездить.

Голод нам точно не грозит

— На каком мотоцикле вы отправились в Тасеево?

— На самом молодом мотоцикле в коллекции — “Иж Юпитер 5” 1982 года выпуска. Сначала хотел на “Иж Планета Спорт”, он более уникальный. Но рассудил, что если у него пробью шину, то не смогу найти ей замену — большая редкость, а для обычного “ИЖа” куплю без проблем. Некоторые запчасти для раритетов, к сожалению, уже практически не найти.

— Вам было страшно?

— Поначалу, если честно, да. Трассы сейчас другие, не то что в советское время, когда была создана эта машина. Движение интенсивное, много фур, водители при обгонах не всегда ведут себя корректно. Но вместе с тем, как только я преодолел первый километр, появились удивительные ощущения. Сердце стало биться более спокойно, размеренно. Обострилось зрение. Я стал смотреть на панораму вокруг и осознавать, что мир немного другой, чем мы себе его зачастую представляем. Огромные сельхозугодья, пасущиеся стада, созревающая пшеница, лес. По телевизору нам постоянно говорят о санкциях Запада, о том, что они могут на нас как-то повлиять. Ерунда! С таким богатством мы точно не пропадём.

Обратил внимание на территории, которые пару лет назад пострадали от лесных пожаров и выглядели тогда просто жутко. Сейчас там уже подрастают новые деревца. Природа обновляется — и это тоже очень радует.

Но есть и повод для огорчения — уровень развития отдельных территорий. Работать в сёлах, кроме бюджетных организаций, по сути, негде. Фермерские хозяйства не могут всем обеспечить занятость. Люди вынуждены покидать обжитые места, а значит, в них теряется государственность.

За Тасеевом, к примеру, есть село Троицк. В XVIII веке там работал знаменитый завод, откуда везли соль к екатерининскому столу. До перестройки в селе жили полторы тысячи человек, сейчас примерно 300. А ведь что такое Троицк? Это 40 километров ровной, широкой дороги от райцентра Тасеева, протянутые энергетиками линии электропередачи, железобетонный переход через реку, идеально спроектированные улицы. Во всё это наши предшественники вкладывали средства, знания, умения. Получается, что зря? На мой взгляд, это нерачительно, надо искать новые точки развития экономики.

От газа до туризма

— Какие возможности для бизнеса вы увидели в Тасеевском районе, ставшем вам родным?

— Достоверно знаю, что там имеются газовые месторождения — вполне пригодные для промышленной эксплуатации. В 60–70 годы прошлого века геологи проводили изыскания, потом, правда, всё законсервировали. Но потенциал есть. Можно попробовать создать агропромышленный парк — и отапливать его газом. Привлечь инвесторов, других заинтересованных лиц, доказать целесообразность проекта. Хлопот много, но результаты могут оправдать затраченные усилия. Будет чем заняться жителям всего Тасеевского района, деньги в виде налогов пойдут в экономику. Провожу аналогию с Лесосибирском, где предприниматели круглый год выращивают в теплицах прекрасные помидоры и огурцы. Мне доводилось с ними разговаривать, и они посетовали, что львиную долю расходов составляет плата за отопление. Электричество, уголь и древесные отходы — это дорого. А вот будь у них газ, они бы снизили цены на овощи и увеличили объёмы производства.

— А для туристов что можно улучшить? Чтобы таких путешественников-мотоциклистов, как вы, становилось больше.

— Нужен выход в публичное пространство. Когда ты руководитель, твоя личная страница в социальных сетях автоматически становится достоянием общественности. В сети “ВКонтакте” я обычно рассказываю о грантах для предпринимателей, новых законах, постановлениях. Но на этот раз выложил посты из поездки — эмоции переполняли, возникла потребность поделиться ими с другими. Заметил, что количество просмотров увеличилось просто в разы. Появились репосты, комментарии. Напрашивается вывод, что потребность в таком виде отдыха есть у многих людей.

Почему бы не создать путеводитель, с помощью которого обычный парень из офиса сможет на мотоцикле — возможно, и не на ретро-, проехать какую-то часть Красноярского края, набраться впечатлений — некий “мотохайкинг”? Чем не крутой социальный проект? Под него даже можно попробовать грант привлечь.

— Как вы представляете себе этот путеводитель?

— Как некое мобильное приложение, включающее в себя маршруты в разные направления нашего региона. “Тропы” должны быть сформированы с учётом конкретных типов транспортных средств, их потребностей в техническом обслуживании. Надо понимать, где находятся заправки и продают нужные масла, где можно остановиться и перекусить. И как лучше добраться, к примеру, до того же Троицка, о котором, как и о многих других посёлках и деревнях, почти никто ничего не знает. А если там побывают хотя бы 10 байкеров и расскажут, о нём заговорят. И не исключено, что кафе какое-нибудь для туристов откроют.

За Троицком и Мотыгином есть озеро Дикое с уникальным минеральным источником, но об этом тоже мало кому известно. Не знаю, удастся ли мне кого-то заразить идеей разработки туристического мобильного приложения, но я попытаюсь это сделать.

— Складывается ощущение, что в душе вы не чиновник, а тоже предприниматель.

— Отчасти так и есть. Проработав 13 лет в департаменте экономики городской администрации, три года назад решил уволиться и открыть сеть моек самообслуживания. Даже изучил опыт Волгограда и Барнаула. Но мне предложили возглавить муниципальное учреждение по поддержке предпринимательских инициатив. Это тоже очень интересно и важно. Общаясь с клиентами, помогая им строить бизнес с нуля, выигрывать гранты на развитие, я вдохновляюсь их историями, радуюсь успехам. В Красноярске, кстати, сегодня уже целая сеть моек самообслуживания, они рентабельны, востребованы. Я этому искренне рад.

В тему

Отпуск у Павла Боргоякова разделился на две части: путешествие в Тасеевский район на мотоцикле и поездку с семьёй в Турцию, и он невольно сравнил две разные реальности. Прежде всего, с точки зрения земледелия. В Турции, по его словам, нет почвы в привычном для нас понимании. Урожай зреет в подготовленном грунте, некой искусственной среде. При этом Турция — это мощнейший экспортёр продукции сельского хозяйства. Так что мы с нашей плодородной землёй и природными богатствами имеем невероятные конкурентные преимущества. И грех этим грамотно не пользоваться.

Досье

Павел БОРГОЯКОВ, руководитель Центра поддержки общественных и предпринимательских инициатив Красноярска

Дата и место рождения: 27 января 1984 года, Красноярск.

Образование: Красноярский университет цветных металлов и золота, факультет экономики и управления на предприятии природопользования.

Хобби: восстановление ретромототехники.

Семья: женат, воспитывает двух дочек 6 и 13 лет.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА