Неотложка

Как формируется алкогольная зависимость?

По данным ВОЗ, среди людей в возрасте от 20 до 39 лет примерно 13 процентов случаев смерти связаны с употреблением алкоголя.

Как формируется алкогольная зависимость?

Два-три раза в неделю алкоголь в нашем регионе употребляют чуть более 16 процентов мужчин и около четырёх процентов женщин. Более четырёх раз — 4,3 и 0,8 процента соответственно. Данные исследования опубликовал краевой центр общественного здоровья и медицинской профилактики. Имеет ли значение для формирования алкогольной зависимости то, как часто и сколько спиртного выпивает человек? Влияют ли на это наследственность и гендерное разделение? И кого с медицинской точки зрения считают злоупотребляющим алкоголем?

— Не стоит путать злоупотребление алкоголем и алкоголизм как заболевание. Есть соответствующие медицинские диагнозы и критерии выявления данного заболевания, — рассказывает Евгений Абакумов, заместитель главного врача краевого наркологического диспансера № 1. — Неоднократное употребление спиртного легко может привести к негативным последствиям со стороны организма, однако алкоголизм развивается далеко не у всех.

Почти как диета

Практика работы наркологов показывает: их пациенты — это в основном мужчины среднего возраста.

— Как заболевание алкогольная зависимость может сформироваться в любой период жизни, — говорит Евгений Геннадьевич. — Но любая зависимость — это дефицитарное состояние: человек пытается успокаивающим и веселящим действием спиртного заглушить давнее недовольство своим состоянием, восполнить нехватку желаемых ощущений. Допустим, у него нет денег, он так и не нашёл себя в этой жизни. Сначала пытался бороться с обстоятельствами, но в конце концов почувствовал бесперспективность. Сдался, стал глушить алкоголем. Поэтому в наши дни в основном это заболевание — удел людей среднего трудоспособного возраста.

У молодых людей другой гормональный фон, зачастую они выпивают, чтобы вести себя более раскованно, не отличаться от сверстников. Эксперт отмечает: в этом возрасте употребление алкогольных напитков реже переходит в зависимость, хотя и таких примеров немало.

— Алкоголь — вещество, вызывающее зависимость, — поясняет врач. — Поэтому абсолютно безопасных доз и “безопасных возрастов” не существует.

Человек, зависящий от спиртного, испытывает примерно те же эмоции, как тот, кто находится на длительной диете. Он ощущает постоянную тягу выпить, все остальные интересы исчезают.

— Воля — способность контролировать своё поведение — проявляется эпизодически, а тяга постоянна, — говорит Евгений Геннадьевич. — Развитие зависимости — вопрос времени употребления, социального положения и наличия необходимости заглушать негатив спиртным. Пока нет этой потребности, пока нет постоянного недовольства собой или страха перед будущим, гораздо меньше риск формирования заболевания. Есть ещё один нюанс. На мой взгляд, в первую очередь алкоголизм — это следствие специфического эгоизма. Только отсутствие ответственности и страха перед последствиями дают возможность человеку длительно употреблять спиртное. Если есть ответственность за детей, работу, завтрашний день, как бы ни хотелось забыться, полностью не сорвёшься. Зависимы те, кому главное — “лишь бы мне было хорошо сейчас, сегодня, остальное не имеет значения”. Когда мать оставляет малыша без еды и покупает водку — это и есть максимальный эгоизм.

Болезнь или явление?

— Также часто путают алкоголизм и алкоголизацию, эти понятия не равнозначны, — отмечает Евгений Абакумов. — Среди водителей, которые задержаны за управление транспортными средствами в пьяном виде, алкоголиков — единицы. Так же, как и среди людей, совершающих преступления под действием спиртного.

Эксперт поясняет: алкоголизм создаёт проблемы для самого пьющего и его родственников, а не для социума в целом. Да, это убийственное явление, но любитель спиртного портит жизнь в основном себе и близким людям. “Алкоголизм — медицинская проблема, алкоголизация — социальная, — говорит он. — Именно второе зачастую является причинами травм, убийств, самоубийств. Когда не привыкший к действию спиртного человек начинает его употреблять в больших количествах, он теряет контроль над своим поведением. Это создаёт проблемы для посторонних людей, их безопасности”.

Возникает вопрос: если алкоголизм — болезнь, значит, можно выздороветь?

— Приведу простой пример. Есть такое заболевание — стенокардия. Пациент получил помощь в стационаре. И теперь, возможно, эта болезнь к нему больше никогда не вернётся. Но, может, очередной приступ случится уже завтра, — объясняет Евгений Геннадьевич. — Все хронические заболевания, будь то стенокардия, язва желудка или алкоголизм, обладают склонностью к прогрессированию и повторному проявлению. Но также могут быть излечены. Случаев, когда после терапии человек бросает пить, достаточно. Но и немало таких: вышел из отделения и снова принимается за старое. Отмечу интересный нюанс. В периоды экономических кризисов — в 1998, 2008 годах — число людей с алкогольной зависимостью снижалось. Но при этом росли общая алкоголизация населения и смертность. Повторю: алкоголизм — медицинская проблема, она очень структурированная. Алкоголизация населения — социальное явление, которое не поддаётся логике, оно трудно прогнозируемо.

Вода не виновата

— В медицинской литературе нет ссылок на доказательства того, что у женщин алкогольная зависимость формируется быстрее, чем у мужчин, — говорит Евгений Абакумов. — В нашем учреждении четыре наркологических отделения, из них только одно женское и оно не заполнено до конца. Я слышал такие домыслы: “у женщин меньше воды в организме, поэтому зависимость развивается быстрее”, “на формирование влияет психологический момент”. Но это несерьёзно. Разница в другом.

Женское пьянство во все времена — осуждаемое явление, мужское — обыденность, которая не приветствуется.

— Обычно женщины достаточно долго и успешно скрывают свою зависимость. Пьющая женщина производит впечатление нормальной — без проблем. Но потом наступает срыв, алкоголизация становится заметной, — поясняет эксперт. — И вдруг все это видят. Им кажется: скатилась за какие-то полгода. Нет, она пила до этого три, четыре года, просто тщательно скрывала это. Вот и вся разница.

Существует ещё одно расхожее мнение: на формирование зависимости влияет наследственность.

— Любое наличие психического или поведенческого расстройства у ближайших родственников — фактор риска, но не прогностический признак развития заболевания, — говорит Евгений Геннадьевич. — Напротив, часто в семьях пьяниц вырастают дети, категорически не приемлющие алкоголь. Насмотревшиеся на всю эту чертовщину с детства, они не имеют ни малейшего желания повторять путь родителей.

Результаты исследования, опубликованные на портале краевого центра общественного здоровья и медицинской профилактики, показывают: к выпивающим людям безразлично относятся 62 процента респондентов, отрицательно — 28, остальные — положительно.

Средства массовой информации являются для взрослого населения Красноярского края одним из главных источников получения сведений о вреде алкоголя — почти 35 процентов респондентов выбрали этот вариант ответа. Также среди источников — друзья и родственники, медицинские работники.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА