Новости

Есть такие эскулапы...

Есть такие эскулапы...

Есть такие эскулапы...Современный уровень развития массовой физической культуры и спорта высоких достижений требует от педагога все более глубоких знаний о человеке. На факультете физической культуры и спорта КГПУ им. В. П. Астафьева практически со дня основания в 1957 году самое серьезное внимание уделяли подготовке специалистов по предметам, связанным с медико-биологическим блоком дисциплин.

Уже в середине 60-х годов студенты первых выпусков Михаил Бордуков, Иван Медведев, Александр Исаев, Леонид Фомин и ряд преподавателей факультета провели первые экспериментальные исследования физиологии спорта. Они заложили основу дальнейшего углубленного научного поиска в областях, связанных с медико-биологическими основами физического воспитания, спорта.

Почти из-под полы

В начале 90-х декан факультета Леонид Сидоров, чувствуя потребность усиления учебной и исследовательской работы по данному направлению, решает создать кафедру, преподаватели которой бы могли качественно поднять подготовку студентов в этом разделе знаний. Руководить еще не существующей на тот момент кафедрой был приглашен Ян Мейнгот — выпускник мединститута, в прошлом — отличный спринтер, пробегавший “сотку” (еще по гаревой дорожке) за 10,4 секунды. Ян Янович к этому времени успешно проявил себя как отличный клиницист, талантливый преподаватель и организатор.

Вузовский декан, доцент, парторг лечебного факультета мединститута, как вспоминает сам Мейнгот, недолго думал о том, бросать ли ему успешную карьеру, чтобы променять ее на неясные перспективы работы в новом вузе, коллективе, решать другие задачи. В один день он написал два заявления: одно об увольнении, другое — о приеме на “неизведанную” работу. Так, по выражению Мейнгота, на марше, и решались все вопросы: как по формированию коллектива, составлению учебных программ, планов, так и по целому ряду рутинных, но важных при формировании новой кафедры нюансов. Вот как вспоминает о том, что было 15 лет назад, сам ее “архитектор”:

— Первоначально на кафедре работали семь человек, и мы преподавали анатомию, физиологию, гигиену физического воспитания, биохимию, лечебную физкультуру, спортивную медицину, врачебный контроль. Позднее, по примеру других регионов, решили готовить педагогов по специальности “валеология”. В течение пяти лет мы выпускали на факультете дополнительную специальность педагогов-валеологов, занимались исследовательской и организаторской работой в этой области. В красноярском лицее © 1 заработала программа здоровье-
сберегающей среды. Подобные программы включают в себя гармонизацию школьной жизни с тем, чтобы усилить ее оздоровительную составляющую. Оптимизируется школьное расписание, чередование уроков, в распорядок дня — в том числе и на больших переменах — вводятся физкультурные, игровые компоненты, физические упражнения, развивающие детский организм, и так далее. Работали мы и с детскими садами Красноярска, Железногорска, южных районов края. Там появились новые спортивные площадки, даже бассейны, активно велись занятия по закаливанию детей — они даже по снегу ходили, но не простужались после этого... Однако в Министерстве труда данную специальность не утвердили, хотя де-факто по ней готовили специалистов в 22 регионах страны — они были востребованы. Валеология — область науки, занимающаяся изучением здорового образа жизни, как учебная дисциплина на нашем факультете сохранилась, но специальность осталась за бортом.

Учебники пишем сами

Позже на факультете появилась специальность “Учитель безопасности жизнедеятельности” и как дополнительная специальность — “Учитель физической культуры”. Кафедра осуществила уже пять выпусков педагогов по этой специальности. В 2007 году здесь начали подготовку студентов по очень востребованной, но дефицитной пока специальности, — адаптивной физической культуре (АФК) для работы с людьми с ограниченными физическими возможностями. В первом наборе было только шесть студентов, а в этом году на данную специальность поступили еще 18 человек. Кроме того, кафедра выиграла городской грант и провела семинар по АФК, где более шестидесяти медицинских работников реабилитационных центров и методистов повысили свою квалификацию в этой области и получили сертификаты государственного образца, дающие им право заниматься адаптивной физической культурой уже де-юре.

Ежегодно каждый преподаватель публикует в среднем до четырех научных работ различного характера. На кафедре подготовлены две монографии по медико-биологическим основам физического воспитания — автор одной Ян Мейнгот, “родители” второй — Ольга Шарова, Наталья Потылицына и Ян Мейнгот. Два учебных пособия, созданных преподавателями кафедры, имеют гриф Сибирского регионального учебно-методического центра при СФУ. В ближайшее время они должны получить и аналогичную отметку Министерства образования РФ.

Перспективное направление

А как же спортивная медицина, физиология спорта? На кафедре фактически свое второе рождение пережила лаборатория функциональной диагностики, на базе которой активно ведется научно-исследовательская работа. Руководство КГПУ приобрело для лаборатории уникальную в своем роде диагностическую систему “Валента”.

— Незадолго до Олимпиады в Пекине к нам пришел Сергей Клишин, старший тренер сборной дзюдоистов, которая готовилась в Железногорске, — говорит Мейнгот. — Он был удивлен и огорчен одновременно. Оказывается, данные о физическом состоянии спортсменов они получали из Москвы только через несколько дней. Отправляли туда данные функциональных проб, которые в столице анализировались, и только потом эксперты отсылали в Сибирь свои рекомендации. “Валента” всего за несколько минут может эти пробы взять, проанализировать, дать информацию о состоянии систем организма и выдать рекомендации тренерам по корректировке тренировочных нагрузок. Я, может быть, многого хочу, но мне думается, что подобные системы функциональной диагностики должны иметься в каждом спортивном комплексе, ими и соответствующими специалистами должны быть оснащены все наши спортивные комплексы. И спортивные школы, и команды мастеров по игровым видам спорта должны проходить не медосмотр два раза в год, а углубленные исследования на подобной многофункциональной аппаратуре на постоянной основе. Тренеру, конечно, самостоятельно разобраться во всем этом сложно, хотя компьютер и выдает рекомендации достаточно ясно. Аппарат, к примеру, может сообщить о наступлении переутомления на начальном этапе, может порекомендовать снизить или увеличить интенсивность занятий или сократить (увеличить) объем тренировочных нагрузок.

Впрочем обычный врач тоже не самый лучший помощник, поскольку организм среднестатистического человека и организм тренированного спортсмена не совсем одно и то же. Виктор Грузенкин, известный красноярский легкоатлет, многолетний капитан сборной СССР по десятиборью, рассказывал, что красноярские врачи не давали ему допуск для участия в соревнованиях даже тогда, когда он находился в блестящей спортивной форме и уже отбегал-отпрыгал первый день финала Спартакиады народов СССР. Объясняли: ваша ЭКГ не есть ЭКГ здорового человека. В современной науке существует даже понятие “спортивное сердце”, которое имеет различие с сердцем обычного человека и по своим размерам, и даже по строению ткани. У Мейнгота тоже есть свое мнение по этому поводу.

— Уже давно назрела необходимость подготовки в нашем регионе спортивных врачей, — говорит Ян Янович. — Эта специальность востребована временем, и потребность в ней будет только возрастать. Физическая культура и спорт — такой вид деятельности, который не только оказывает влияние на сердечно-сосудистую, дыхательную, гормональную системы, высшую нервную деятельность, психику человека, но и в значительной степени их видоизменяет. Выпускать таких специалистов можно совместными усилиями КГМА,
КГПУ, СФУ, медицинского центра ГУ “Красспорт” и, конечно же, консолидированными действиями краевых и городских властей, которые понимают социальную значимость физкультуры и спорта для общества, его благотворное влияние на воспитание и формирование личности.

И еще Ян Мейнгот убежден, что для реализации научного потенциала в области массовой физкультуры и спорта высоких достижений, которым обладает Красноярск, нужен социальный заказ от спортивных властей города и края. Нужны заказы на создание конкретных программ, исследования, медико-биологическое сопровождение не только сборных команд, профессиональных клубов региона, но и юношеского спорта, поскольку в период увеличения тренировочных нагрузок и формирования организма юных спортсменов регулярный медицинский контроль особенно важен.

А формировать социальный заказ и оплачивать проводимые работы могли бы не только спортивные власти, федерации по видам спорта, но и соответствующие департаменты краевой и городской администраций — здравоохранения, образования, социальной политики.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА