ЖКХ и благоустройство
Должны ли жители многоквартирных домов пускать в свои квартиры коммунальщиков?
Открывать двери по первому требованию нужно не всем и не всегда.
“В одном из недавних номеров “Городские новости” рассказывали о том, что граждане обязаны пускать в свои квартиры представителей управляющих и ресурсоснабжающих организаций. То есть получается, что сотрудники этих компаний могут в любое время прийти ко мне в дом и я должен по первому требованию открыть им двери? Или у этой обязанности есть какие-то нюансы? / Иван Поликарпович”
Авария — особый случай
У собственников недвижимости есть не только права, но и обязанности. В соответствии с российским законодательством одна из таких обязанностей — предоставление сотрудникам обслуживающих организаций доступа в жильё. Соответствующая норма прописана в постановлении правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 “О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов”.
Однако открывать двери по первому требованию нужно не всем и не всегда. Существует определённый перечень ситуаций, когда специалистам управляющих и сетевых организаций может потребоваться доступ в квартиры. Условия, на которых предоставляется такой доступ, также описаны в постановлении № 354. Например, если случилась авария, допуск должен быть предоставлен в любое время. Для выполнения ремонтных работ и проверки качества коммунальных услуг представители УК вправе приходить в квартиру не чаще одного раза в три месяца. К ситуациям, когда владелец жилья должен пустить в квартиру коммунальщиков, относятся также определение мест установки приборов учёта, монтаж, поверка и ввод в эксплуатацию квартирных счётчиков, снятие показаний и проверок с этих приборов.
Согласованный визит
Права вламываться на частную жилплощадь без предупреждения у коммунальщиков и сетевиков в большинстве случаев всё-таки нет (за исключением аварийных ситуаций). Если у специалистов отрасли ЖКХ появилась необходимость попасть на частную территорию, время визита они должны согласовать с собственником.
В постановлении правительства № 354 говорится, что не позднее 14 дней до посещения организация должна направить владельцу квартиры извещение о дате и времени визита. Документ может доставляться несколькими способами: например, путём вручения под расписку, или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, или путём включения в платёжный документ. Могут использоваться и другие варианты, подтверждающие факт и дату получения документа, в том числе телефонный звонок, если разговор записан, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
В уведомлении, кроме даты и времени визита, должна быть указана и другая информация: вид работ и продолжительность их проведения, номер телефона, по которому потребитель вправе согласовать другую дату и время, должность, фамилия, имя и отчество ответственного лица.Если на предложенную коммунальщиками дату у собственника уже имеются планы, он должен предложить другое, удобное для всех время. Но здесь есть свои ограничения. Прийти специалисты смогут только через два дня после получения сообщения собственника и не позднее трёх дней с даты, указанной в изначальном извещении. Кроме того, предупредить о том, что вы хотите назначить новое время, можно не позднее чем за два дня до даты, указанной в изначальном уведомлении.
И ещё один важный момент. Часто сотрудниками коммунальных организаций представляются жулики. Поэтому помните: российское законодательство даёт собственникам право потребовать у специалиста документы, подтверждающие личность представителя и наличие у него полномочий на доступ в квартиру. Такими документами могут быть, например, наряд, приказ, задание исполнителя о направлении представителя для поверки счётчиков, проверки достоверности их показаний, для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения ремонтных работ, ликвидации аварии и так далее.
Причинил убытки — плати
Если коммунальщики предупредили собственника о визите так, как велит законодательство, но в квартиру не смогли попасть, они должны составить акт об отказе в допуске. Документ пригодится им в том случае, когда на квадратных метрах негостеприимного хозяина прорвёт общедомовой водопровод или произойдёт другая авария, из-за которой пострадает имущество соседей. В такой ситуации требование о компенсации ущерба будет предъявляться уже не к управляющей компании, а к владельцу помещения, из-за которого жители понесли убытки. Соответствующая судебная практика в России имеется.
К хозяину, который живёт по принципу “мой дом — моя крепость”, иск могут вчинить и сами жилищники. Так, в Красноярске управляющая компания “Академическое” через суд добилась доступа в квартиру к людям, перекрывшим воду соседям. Хозяева одного из помещений многоэтажки установили заглушки на общедомовые трубы и тем самым прекратили доступ воды в ванную комнату и кухню жителям смежной квартиры. Управляющая организация обращалась к собственникам, перекрывшим ресурс, с просьбой впустить слесарей в квартиру, чтобы те демонтировали запоры, однако получила отказ. Поэтому пришлось идти в суд. Тяжба была долгой, но в результате выиграл истец. Суд отметил, что собственник жилого помещения обязан соблюдать права и законные интересы соседей, а также что санитарно-техническое и другое оборудование, обслуживающее более одного помещения, является общим имуществом МКД. Отдельно было указано, что потребитель (владелец квартиры) обязан допускать представителей исполнителя (управляющей организации) в жилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния, а также выполнения необходимых ремонтных работ. Ответчиков обязали демонтировать лишнее оборудование на общедомовых сетях, что и было сделано.
Штраф для негостеприимных
Отдельно следует рассказать о доступе в жилые помещения представителей газовых служб. Эту область регулирует постановление правительства РФ от 14.05.2013 № 410 “О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования”. Документ обязывает жителя многоквартирного дома (заказчика услуги газоснабжения) не только своевременно вносить плату, сообщать газовикам о неисправностях, но и обеспечивать доступ представителей исполнителя к внутриквартирному газовому оборудованию. Право посещать помещения для технического обслуживания и ремонта газовых приборов предусмотрено этим же постановлением. При этом специалисты должны предварительно уведомить жителей о визите.
За нежелание собственника открыть двери газовикам в Кодексе об административных правонарушениях РФ предусмотрен штраф. Согласно статье 9.23 “Нарушение правил обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования”, несознательные граждане должны заплатить от одной до пяти тысяч рублей. Для должностных лиц суммы выше — от 5 до 40 тысяч, для юридических лиц — от 40 до 200 тысяч. А если из-за негостеприимности хозяина произойдёт авария, штраф увеличится: 10–30 тысяч рублей для гражданина, от 50 тысяч для должностных лиц, от 100 тысяч для юридических лиц. Постановление № 410 также даёт поставщику право отключить газ людям, которые не желают открывать двери специалистам.
Кроме специалистов управляющих, ресурсоснабжающих и сетевых организаций, в частное жильё могут прийти сотрудники государственной жилищной инспекции, например, с проверкой информации о перепланировке квартиры.