Красноярск исторический
Ностальгия: Как в Советском Союзе была организована система быстрого питания
Самым популярным местом для перекуса были уличные пирожковые точки.
Одно из самых стойких воспоминаний детства: в кармане 50 копеек, из них 25 уходит на киношку, 5 — на троллейбус. А на остаток можно купить либо невероятно вкусный пирожок у уличной продавщицы, либо пирожное-мороженое. Это было счастьем.
С ливером и повидлом
Сегодня перекусить по-быстрому вообще не проблема: “едален” в Красноярске хоть отбавляй, на любой вкус. Впрочем, и в СССР проблем с этим тоже не ощущалось. Хотя и считается, что жили тогда люди бедно и убого.
— В средних классах мы учились во вторую смену. А я почти каждое утро отправлялась в кино, как правило в центр, — говорит педагог Ольга Смирнова. — Причём на первый сеанс, на восемь часов утра. Позавтракать не успевала, само собой. Если шла в “Луч”, то всегда после фильма забегала в кулинарию на проспекте Мира, там ещё был тогда прекрасный магазин “Экран”, и непременно покупала хрустящий слоёный язык. Вкусно... А радости сколько!
Самым, пожалуй, популярным местом для перекуса были уличные пирожковые точки. Такие специальные теплосберегающие тележки. Ассортимент вроде бы и не очень богатый: с ливером, луком и яйцом, с повидлом. Но как это было удобно!
— Моя сводная сестра подрабатывала как раз на таком месте с весны до сентября, это примерно там, где сейчас расположен памятник Андрею Поздееву, — рассказывает пенсионерка Марина Свердлова. — Мне, естественно, лакомство доставалось бесплатно. Однажды взяла у неё два пирожка: с ливером и повидлом. Поблагодарила и пошла по проспекту. А люди, навстречу идущие, отводят глаза и смеются. Посмотрела на своё отражение в витрине магазина... Ужас! Идёт девчонка, в каждой руке по пирожку — и светится счастьем!
На одной ноге
Точки быстрого питания потому так и назывались, что были рассчитаны на короткое время пребывания посетителей. Поэтому, видимо, и столы там имелись “стоячие”: круглые такие, на одной ноге. Снизу — второй круг, поменьше, для ребятишек. А ещё внизу были специальные крючки для сумок и авосек. Такие “одноногие” закусочные — примета всех городов Страны Советов (вспомните хотя бы фильмы “Мимино” или “Москва слезам не верит”).
— Я в детстве страшно любил черёмуховые пироги, но мама нас с отцом редко баловала, — делится инженер-радиотехник Дмитрий Шатохин. — И я нашёл выход! Отыскал в центре Красноярска недорогое стоячее заведение, где можно было купить большой пирог целиком или кусками. Сэкономленных на школьном завтраке денег как раз хватало на один кусочек, а больше-то и не надо. Ну, чай ещё купишь — копейки. Я, видимо, очень вкусно ел, причмокивал, слизывал сладкую помазку... Люди в очереди смотрели, переглядывались и в итоге делали свой выбор в пользу пирога с черёмухой.
Перекус — вообще великое дело. Во времена СССР трудно было даже днём попасть в кафешку (хотя бы по причине небольшого их количества). В общественных — не заводских — столовках тоже очереди. Так что в обеденный перерыв народ спешил в разного рода забегаловки.
Горошек на гарнир
— Мы учились в корпусе университета на Маерчака, — вспоминает биолог Андрей Лаппо. — На самом большом перерыве все неслись на первый этаж в столовую, расхватывали подносы... В общем, ловить там чаще всего было нечего. Мы с другом иногда ходили обедать в торговый институт через дорогу, но там тоже всегда толкучка из своих студентов образовывалась. И облюбовали мы одну чебуречную на нашей же Маерчака, ближе к “Космосу”. Отдельно стоящее здание, столики на одной ноге, народу почему-то не очень много... Масло для готовки основного блюда там не менялось, по-моему, в течение всего дня (мы его называли машинным), но всё равно было вкусно! Одна беда: чебурек — штука коварная. Надкусишь неудачно — весь бульон на одежде. Друг мой вечно ходил в пятнах, а мне, можно сказать, повезло, я не был акселератом, и голова моя торчала как раз над уровнем столика. То есть чебурек отправлялся сразу в рот. Сейчас, когда еду на Свободный, смотрю на здание, где было это заведение, и такие воспоминания всплывают...
Пельменные всегда были, есть и, судя по всему, будут. Студенты их очень любили. А что? Дёшево и сердито! С бульоном, со сметаной, с майонезом, просто с уксусом... Горчичка подсохшая на столике, соль, перец. Много ли нужно для счастья? Популярными были и сосисочные. Интересно, что в качестве гарнира там чаще всего подавали консервированный зелёный горошек.
— А я обожал котлетные! Уж не знаю почему, — говорит сотрудник правоохранительных органов Николай Ушаков. — Особенно нравилась та, которая располагалась на углу Парижской и Маркса. И когда дальний родственник решил жениться, подговорил его отмечать свадьбу именно там. А ещё любил пирожковую в районе улицы Сурикова. Она на этом месте находилась, сколько себя помню. Слышал даже, что шансонье Слава Медяник, наш земляк, по пути с репетиции хора втихую таскал оттуда пирожки. А сейчас заведение закрыли. Жаль — память о детстве и юности.
Чем перекусывали по-быстрому наши предки? В основном пирогами и калачами. Сама идея калача — хлеба с ручкой — приспособлена для еды “на ходу”. Именно за эту дужку можно было браться грязными руками, съедать хлеб и просто выбрасывать её. Про тех же, кто съедал и эту часть калача, справедливо говорили: “Дошёл до ручки”, то есть оголодал так, что не брезгует грязным.
Уличную еду всегда предлагали в проходных местах — на ярмарках, вокзалах, возле кабаков. Можно было купить на рынках уже готовые блюда. Перечитайте книгу Гиляровского “Москва и москвичи”. На Хитровке торговали горячей едой. Ассортимент был широким: щи, похлёбка, тушёная картошка, гречневая каша, разваренная требуха. Еду привозили в закутанных в тряпки глиняных или чугунных горшках. Чтобы сохранить её зимой тёплой, торговки садились на ёмкости сверху.