Новости
Кредитный ГУЛАГ
Депутаты Госдумы вроде бы на полном серьезе намерены в ближайшее время обсудить поправки в Уголовный кодекс, которые позволят привлекать к уголовной ответственности неплательщиков по банковским кредитам, если те задолжали 10 и более тысяч рублей. Меры ответственности достаточно жесткие. Лишение свободы до двух лет и штраф в 200 тысяч рублей. Для сведения: по действующим законодательным нормам, за решетку можно отправить лишь тех, чей долг составляет минимум 250 тысяч.
Понятно, что если упомянутая правовая новация будет реализована, уголовное будущее светит очень многим россиянам. Хотя бы потому, что в период нарастающего экономического кризиса любой может просто потерять работу. Впрочем, могут быть и еще более “веселые” ситуации.
— Я надеюсь, что это останется только идеей, — комментирует инициативу московских коллег депутат Красноярского городского Совета Петр Кон-стантинов. — Предположим, человек задерживается в отпуске — не может прилететь вовремя по вине авиакомпании. По той же причине не может вовремя внести платеж по кредиту. А по возвращении тут же попадает под суд.
Если применить такой подход, то давайте сажать и тех, кто заморозил вклады пенсионеров, и тех, кто не выплачивает зарплату… Однако, на мой взгляд, смысл законотворческой деятельности не в том, чтобы найти максимальное количество виноватых, а в том, чтобы нормально работала экономика. А о какой нормальной экономике может идти речь, если рабочее время будет использоваться не для создания прибавочной стоимости, а на бесконечные разбирательства, которыми будут завалены суды?
Понятна суть проекта: банковское лобби, допускавшее “вольности” при выдаче кредитов, хочет переложить ответ-ственность за это на государ-ство. Однако думается, что это желание не осуществится…
Весьма оригинально трактует смысл драконовских поправок один из топ-менеджеров компании “Русские инвесторы” Андрей Панченко. Поддерживая мнение Петра Константинова, Андрей Панченко полагает, что здесь реализуется современная форма порабощения людей:
— Раньше люди порабощались силой — превращались в рабов, крепостных и т.д. Сегодня формы порабощения гораздо тоньше. Сначала надо заставить людей набрать кредитов, а потом ввести уголовную ответ-
ственность за их невыплату. И человек уже никуда не денется…
Впрочем, и Андрей Панченко полагает, что шансов быть принятыми у пресловутых поправок нет. Слишком очевиден их антинародный характер. Будучи реализованной, такая идея нанесет колоссальный ущерб популярности правящего режима. А падение популярности в период кризиса чревато политически самоубийственными последствиями.
К сожалению, а скорее, к счастью, найти экспертов, придерживающихся противоположной точки зрения, не удалось. Да и вряд ли, не имея собственных материальных интересов, можно серьезно рассуждать о целесообразности создания “кредитного ГУЛАГа”. Конечно, цифры просроченных долгов по банковским кредитам могут впечатлять. Так же, как и тенденция роста задолженности. Но, во-первых, никто не возбранял банкирам читать труды экономистов, которые в разгар кредитного бума вполне обоснованно прогнозировали, чем это все закончится. Во-вторых, почему государство должно тратиться на баланду и содержание на нарах тех, кто должен банкам? Особенно если учесть, что это деньги тех самых налогоплательщиков, которых, собственно, и собираются сажать?
Остается надеяться, что идея, порожденная унынием и отчаянием, останется законо-творческим курьезом. Ведь кроме соображений политического и морально-этического характера есть и экономические реалии. А именно то, что отече-
ственные банки, сосредоточившие усилия в сфере розничного потребительского кредитования, во всех прочих смыслах имеют к реальному сектору отечественной экономики весьма отдаленное отношение.