Новости

Пусть даже несколько копеек

Пусть даже несколько копеек

Пусть даже несколько копеекЭта затея, по признанию организатора — департамента информационной политики администрации города, — изначально была весьма рискованной. И тому есть несколько причин.

Первая — сама тема, взятая для “препарирования”: мусор в городе. Несмотря на то, что создаем мы его по большому счету сами, принять такую постановку вопроса готовы далеко не все. Проведенный в октябре опрос молодежи наглядно продемонстрировал, что о себе мы гораздо более высокого мнения, чем о друзьях и знакомых. Меньше половины ребят признались, что хотя бы время от времени бросают фантики и бутылки на улице, а в отношении своих приятелей оказались, похоже, честнее: на взгляд опрошенных, только четыре процента их друзей всегда пользуются урнами.

Вторая причина — количество участников обсуждения. Изначально эту площадку городского форума заявили как “мозговой штурм”, а подобная форма проведения дискуссии требует соблюдения четких условий по количеству человек в группе, созданию камерной обстановки для каждой группы и так далее. Выдержать все эти условия на открытом мероприятии и при большом интересе к заявленной теме весьма проблематично.

Третья причина вскрылась уже в ходе обсуждения. Оказалось, что немалая часть собравшихся в зале профессионально занимаются проблемами экологии, уборки мусора и смежными темами. А значит, предложения из разряда фантастики они пресекали на корню как неосуществимые, хотя именно из самых невероятных идей, как учат теоретики “мозговых штурмов”, и рождаются наиболее действенные варианты решения проблем.

И все же штурм красноярских мусорных куч состоялся.

— Нам удалось почти невозможное, — призналась после мероприятия заместитель начальника департамента информационной политики Татьяна Лащенко. — При таком большом количестве участников мы все же смогли выделить самые основные болевые точки и внести в каждой группе по нескольку интересных предложений.

Варианты решения проблемы действительно оказались достойными того, чтобы власть обратила на них внимание. Одна из идей — создать в стране и, соответственно, в городе экологическую полицию и наделить ее широкими полномочиями по взиманию штрафов. Причем не копеечных и даже не рублевых, а соизмеримых со среднемесячной заработной платой. После первого такого штрафа желания мусорить явно поубавится. Пока же, увы, в Красноярском крае упразднены даже административные комиссии, которые еще несколько лет назад имели право штрафовать предприятия и организации, не занимавшиеся вывозом мусора со своих территорий.

Многие тут же возразят: нужно начинать не с карательных мер в отношении народа, а с создания условий, при которых мусор на улице будет куда выкинуть. Этот вопрос на площадке городского форума тоже обсуждался, причем властям предложили не просто поставить урны через каждые 50 метров (это, увы, действует не на каждого), а превратить урны в артобъекты. Тогда, по словам выступившей с этим предложением Ольги Абанцевой, родителям будет проще вести просветительскую работу, а у детей появится гораздо больший интерес к соблюдению чистоты.

Естественно, встал и вопрос о строительстве современных мусороперерабатывающих заводов, без которых мегаполис рано или поздно задохнется от собственных отходов.

Прозвучало и предложение об изменении имиджа дворника. Сегодня эту работу сложно назвать престижной — во-первых, убирать мусор за другими не каждому захочется, во-вторых, платят за такой труд очень скромные деньги. А если отнестись к вопросу иначе и поставить заработную плату в прямую зависимость от значимости работы? Тогда оплата труда дворников вырастет в разы, а следом повысится и престиж профессии. Соответственно, и спрашивать за качество уборки можно будет гораздо строже.

Но самый большой отклик, как, наверное, и следовало ожидать, нашло предложение к власти. Состоит оно в том, чтобы муниципалитет выступил организатором и финансовым источником решения мусорной проблемы. Но не в том виде, как это происходит сейчас, а несколько в ином. На взгляд одного из участников мозгового штурма, муниципалитет мог бы покупать мусор у жителей города, но не абы какой, а отсортированный. Стекло — отдельно, бумага — отдельно, металл — тоже отдельно. Тогда у жителей появится финансовый интерес к мусору. Он превратится из никому не нужного хлама в товар.

Идея, безусловно, интересная и, более того, применяемая в некоторых странах. Правда, в Швейцарии, например, денег за сортированный мусор вам никто не заплатит. Там действует другая система: если вдруг твой мусор оказался неотсортированным, а сдал ты его как таковой, за обман придется заплатить очень крупный штраф. Если же и сортировать лень, и штраф вносить не хочется, можно заранее заплатить налог. Тогда вашим мусором займутся профессиональные сор­тировщики.

Возможно, этот вариант и для нашей страны более подходящий. Ведь и сегодня сдавать стеклянную тару никто не запрещает. И пункты по ее приему существуют. Но признайтесь честно, когда вы эти пункты в последний раз посещали и куда отправляете пустые стеклянные бутылки? Как, впрочем, и алюминиевые банки, и бумажные пакеты?

Ответ на эти вопросы вряд ли порадует экологов, потому как большинство горожан и не задумывались никогда о проблемах утилизации отходов. Главное, чтобы исправно работал мусоропровод. А куда этот хлам попадает дальше, насколько загрязняет он окрестности Красноярска и как влияет на экологическую обстановку в городе — об этом, считают многие, пусть думают специалисты. Но с такой позицией можно в один прекрасный день просто-напросто не выйти из подъезда. Он будет завален мусором. Фантастика, скажете? Увы, реальность.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА