Новости

Медведев выходит к России

Медведев выходит к России

Медведев выходит к РоссииОткровенно говоря, после выборов 2 марта большая часть российского населения задавалась тем же вопросом, каким и в 2000-м, когда мы избирали Владимира Путина: “Кто вы, новый президент?” Иными словами, по какому пути он поведет страну, как выйдет из сложных ситуаций…

Сходство двух политических эпох усиливалось еще и валом тревожных сообщений — тогда мы были потрясены трагедией “Курска” и пожаром Останкинской телебашни, теперь вот на наши головы свалилась вой-на в Южной Осетии. Мало того, Россию, континент и заокеанские страны грызет червь финансовой нестабильности — в общем, многие с нетерпением ожидали развернутого послания Федеральному собранию главы государства Дмитрия Медведева, где он обозначил бы точку зрения власти на глобальные проблемы и сказал, как их решить. Забегая вперед — ни один подобный документ, с которыми прежде выступал Владимир Путин, не вызвал такой бури откликов и дискуссий не только в российском обществе, но и во всем мире. Столь кардинальных политических новаций в одном выступлении никогда не предлагал еще ни один лидер России и СССР, если не считать, пожалуй, 1917 года.

В послании Дмитрий Медведев продолжил курс России на непринятие планетарного господства одной страны и одной валюты (речь, разумеется, о США), впервые продекларированный им еще в Санкт-Петербурге после выборов. Он выступил за новый мировой порядок без доминанты Соединенных Штатов и в ответ на размещение баз НАТО вокруг России предложил разместить в Калининграде новую систему противоракетной обороны “Искандер”, аналогов которой нет в мире. Россия больше не намерена терпеть унижения — эта тенденция, четко прогремевшая в августе на границе с Грузией, явно продолжается.

Но самыми революционными, наверное, оказались слова президента об увеличении срока работы главы государства — с четырех до шести лет — и депутатов Государственной думы — с четырех до пяти лет. Напомним, уже несколько лет предложения увеличить время работы политической элиты звучат от известных партийцев, аналитиков, журналистов, и мотивация такого шага понятна — управлять гигантской страной настолько сложно, что первые месяцы или даже годы после избрания на высокий пост становятся, фигурально выражаясь, курсами по повышению квалификации… А ситуация в России калейдоскопически меняется, и не успеешь войти в технологии высшего менеджмента — срок полномочий кончается… Наверное, конституционные перемены, которые потребуются после послания президента, можно считать выстраданными.

“Убежден, что наше движение к свободе и демократии будет успешным и неуклонным лишь в том случае, если авторитет президента и Государственной думы будет достаточно высоким и основан не только на предвыборных обещаниях, но и на практических результатах деятельности, если у них будет достаточно времени, чтобы все заявленное провести в жизнь”, — сказал Медведев.

Кстати, предложения Дмитрия Медведева по внесению ряда изменений в политическую систему РФ могут быть подготовлены и оформлены уже до конца 2008 года, сообщила начальник правового управления при президенте Лариса Брычева. Со своей стороны, глава избирательной комиссии РФ Владимир Чуров не исключил проведения всенародного референдума по предложению президента, отметив, что российская избирательная система “полностью готова” к таким изменениям.

Есть в документе раздел, который напрямую касается низовых звеньев власти. Например, президент заявил: “Представительные органы субъекта России должны более действенно контролировать работу руководителей муниципалитетов.

Вопрос их работы давно назрел, они должны уделять больше внимания повышению качества своей собственной работы”. Он добавил, что считает это одной из самых важных задач в настоящее время.

А расшифровать президентскую новацию следует таким образом: по мнению самого Медведева, полномочия представительных органов местного самоуправления следует расширить, дав им право отстранять не справившихся со своей работой глав муниципалитетов. Но, как отметил глава государства, это потребует иного качества работы и профессионализма от самих представительных органов МСУ. Президент предложил решить эту проблему, увеличив число депутатов от партий и общественных организаций. По его словам, закон это делать позволяет, но пока партии и общественные организации в муниципальных образованиях слабо пользуются своим правом.

Что касается партийного строительства в стране в целом, то Дмитрий Медведев высказался за возможность представительства малых партий в Государственной думе. По его словам, на последних выборах в нижнюю палату российского парламента более пяти миллионов человек проголосовали за партии, которые не являются сегодня парламентскими. Это значит, по мнению главы государства, что они не могут выразить и защитить свое мнение на законодательном уровне. Надо предусмотреть представительство в Думе малых партий, гарантировав им один-два мандата, сказал президент. Это крайне характерная часть послания, или ответ ультралибералам России — известно, что они уже несколько лет клеймят “режим” за “кремлевский подбор партий в Думу”. Отныне, будем надеяться, в парламенте появится и мнение меньшинства. Он все-таки станет местом дискуссий.

В Красноярске послание президента спровоцировало самый широкий резонанс. Инициативы муниципальных перемен, выдвинутые Дмитрием Медведевым, вызвали отклики первых лиц краевого центра, депутатов региона.

Петр ПИМАШКОВ, глава города:

— Слушая послание президента Дмитрия Медведева, я постоянно мысленно сравнивал его с первым публичным выступлением Дмитрия Анатольевича в статусе преемника, прозвучавшем в Красноярске на открытии V Экономического форума. Выступление расценивалось как предвыборная программа. И сегодня, услышав послание президента, мы понимаем, что контурные предвыборные заявления вылились в серьезную концепцию внутриполитических реформ, направленных на укрепление государственной власти. При этом ключевая задача решается в подлинно демократическом ключе: четко разделяются функции президента как гаранта национального единства, правительства как основного органа исполнительной власти и региональных властей как оплота российского федерализма.

Сегодня аналитики уже спорят: отошел ли Медведев от президентской республики в сторону парламентской или не отошел? На мой взгляд, самое важное, что президент продемонстрировал позицию, основанную на преемственности в лучших начинаниях, без которой невозможно удержать стабильность в стране. Но при этом предложил ряд новых, достаточно кардинальных мер, без которых сложно двигаться вперед.

На мой взгляд, послание Дмитрия Медведева стало самым управленческим за всю историю публичных обращений лидеров страны. Сохраняя и наращивая достижения в социальной сфере, Медведев решил перестроить логику управления страной в сторону максимальной эффективности и прозрачности, посчитав, что любые позитивные начинания требуют базиса управляемости.

Светлана АНДРОНОВА, депутат Законодательного собрания:

— На меня хорошее впечатление произвела та часть президентского документа, где он говорит о необходимости возрастания роли России в современном мире. Главное в том числе, как я считаю, — дальнейшее укрепление страны.

Совершенно согласна с предложениями Дмитрия Медведева на тему увеличения сроков работы депутатов Государственной думы и президента. Я основываюсь тут на собственном политическом опыте, и хотя в московских структурах власти не работала, хорошо знаю, как сложно войти в курс проблем и на региональном уровне. Нельзя несколько первых лет работы политика превращать в учебный комбинат. Следует установить достойный, продолжительный срок работы парламентария и главы государства, чтобы они стали работать еще более профессионально.

Беньямин ВАГНЕР, раввин Красноярского края:

— Очевидна основополагающая идея послания Медведева — Америка не должна влиять на процессы, происходящие во всем мире, и мир должен сохранять равновесие. Но я бы добавил к сказанному еще вот что.

В зале, где президент России оглашал свое послание, присутствовали представители самых разных национальностей, разных конфессий: хорошо известно, что второй такой страны с огромным количеством людей различных культур и религий в мире нет. Мне кажется, Красноярск мог бы взять пример с Москвы в том смысле, что в столице намного чаще организуются встречи, круглые столы с участием мусульман, иудеев, христиан; в Москве существует больше возможностей для переговоров между представителями сотен больших и малочисленных народов. Для мирной, конструктивной совместной жизни разных религий и культур необходимо общение. А его-то пока в крае и не хватает.

Алексей Додатко вице-спикер Красноярского горсовета:

— Многие обратили внимание на тезис о том, что у представительной власти должны быть дополнительные возможности контроля за исполнительной ветвью. Это, естественно, важная мысль, но не единственная в части реформ системы власти. Думаю, если проанализировать послание президента в целом, станет понятно, что объявлен курс на укрепление представительной ветви управления. Дело в том, что за последние годы партии России сформировались как системообразующие институты общества, и теперь существует возможность возложить на депутатов больше ответственности. На уровне местного самоуправления это означает, что главная идея Дмитрия Медведева — усиление принципа партийности на местах. Правда, для Красноярска тут особой новизны нет. Мы уже четвертый созыв городского Совета формируем с помощью списочного партийного состава.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА