Новости

Колесико все крутится...

Колесико все крутится...

Колесико все крутится...Все началось с Лондона. Именно этот туманный столичный городишко в августе 1896 года стал историческим местом первого зарегистрированного дорожно-транспортного происшествия. Авто, мчавшееся с сумасшедшей скоростью 8 миль в час, насмерть сбило пешехода-женщину. Водительский стаж виновника столкновения, как выяснилось, составлял менее месяца. И в какой же лондонской автошколе он только обучался?..

За сто с лишним лет, прошедших с тех пор, изменилось многое: другими стали автомобили, скорости, совершенно иными цифры ДТП, возросшие в тысячи раз и, похоже, вовсе не собирающиеся уменьшаться. Хотя, справедливости ради, надо признать, что время от времени снижение все же фиксируется. Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, например, недавно огласил, что по итогам девяти последних месяцев количество аварий, произошедших по вине водителей, сократилось на 8 процентов. На 16 процентов по сравнению с прошлым годом снизилось и число аварий, совершенных нетрезвыми водителями. Всего, по данным ГИБДД, за январь — сентябрь 2008 года на дорогах страны было зафиксировано 156,7 тысячи ДТП — на 8,2 процента меньше, чем за аналогичный период 2007 года. В результате погибла почти 21 тысяча человек (меньше на 12 процентов) и были ранены 195,2 тысячи (меньше на 9 процентов). Почти на 14 процентов уменьшилось также и число аварий по вине пешеходов, их зафиксировано 25,6 тысячи.

Тем не менее в МВД признают, что ситуация на российских дорогах по-прежнему остается сложной.

Уменьшить в полтора раза

Сейчас полным ходом в стране идет реализация федеральной программы “Повышение безопасности дорожного движения”, итогом которой к 2012 году должно стать сокращение числа погибших в ДТП в 1,5 раза. Уже начался второй этап программы, в ходе которого будет реализован основной комплекс капиталоемких мероприятий. В частности, предусмотрено наведение порядка в системе автошкол, в большинстве которых, как полагают, подготовка водителей не соответствует предъявляемым требованиям безопасного вождения. Предполагается в первую очередь внести ряд изменений в сами программы, по которым работают автошколы, причем МВД предлагает изменить процедуру подготовки водителей, а квалификационный экзамен сделать полностью автоматизированным.

— Упреков в адрес автошкол действительно скопилось немало. В основном они касаются качества подготовки вождения. Требования этой подготовки, к сожалению, идеально выполняются лишь на бумаге, на практике же мы зачастую вынуждены сталкиваться с результатами совершенно обратными. С Нового года во всех авто-
школах России изменится программа подготовки будущих водителей. Упор будет сделан не на теоретическую, а на практическую подготовку. Количество учебных часов, отведенных на теоретические занятия, будет уменьшено с 206 до 106, а минимальное количество часов, отведенных для практических занятий по вождению, возрастет с 32 до 50, — говорит Эдуард Космачев, заместитель начальника межрайонного экзаменационного отдела ГИБДД УВД по Красноярску, подполковник милиции.

Жительница Красноярска Ольга Безрукова закончила автошколу не вчера, ее водительский стаж на сегодняшний день вполне солиден — четыре года. Однако не все так просто, признается сама Ольга:

— С теоретической подготовкой во время учебы у меня никаких особых проблем не возникало, экзамен по знанию правил дорожного движения сдала с первого захода. А вот с вождением… Даже пройдя полагавшийся практический минимум, понимала, что остаюсь откровенным “чайником” — какая-то непонятная робость и растерянность не покидали. Понимала, что полученных навыков явно не хватает. На экзамене по вождению это, естественно, подтвердилось, сдавать пришлось дважды. Но, даже получив водительские права, от робости избавилась далеко не сразу. Только спустя три года наконец-то появилась уверенность в себе, поняла, что психологический барьер я все-таки преодолела. Правда, хотя за все эти три года ни разу не создала аварийной ситуации, но на машине успела оставить немало отметин. Все они получены, стыдно в этом признаться, в собственном гараже. Выезжая или въезжая в него, нет-нет да и давала “косяка”: то бампером стукнусь, то крылом о ворота царапну…

А что скажет президент Медведев?

— Я ничего не имею против статистки, — уверяет Константин Медведев, президент региональной ассоциации автошкол Красноярского края. — Но статистики сухой, цифровой, а не снабженной неожиданным заключением-выводом. Например? “В 82 процентах всех ДТП виновниками являются водители со стажем от одного до трех лет”. И тут же следует вывод, мол, какие плохие у нас авто-школы! Нет, автошколы у нас не плохие! Разве мы учим будущих водителей проезжать на красный свет светофора, пересекать сплошную разделительную линию?! Или такой “статистический” вывод: “виновниками каждого шестого ДТП являются молодые водители, поэтому состояние безопасности напрямую зависит от качества их подготовки”. Простите, но я не могу понять: выходит, что автошколы направленно готовят водителей для того, чтобы они совершали ДТП? Согласитесь, что уровень аварийности на наших дорогах зависит от многих факторов — от состояния тех же дорог, от качества наших автомашин, от сознания и ответственности самого человека, сидящего за рулем. Качество преподавания в автошколах в этом перечне, вероятно, далеко не первое. Не спорю, авто-школа способна дать лишь первичные навыки. В любой профессии специалист продолжает учиться всю жизнь, а здесь: двухмесячные курсы — и ты уже мастер? Да разве через два месяца из автошколы выходит водитель?! Скорее просто человек, научившийся управлять автомобилем.

Это сладкое слово “лицензия”

Сегодня в Красноярске 39 учебных центров, автошкол, имеющих лицензии на право подготовки водителей. Еще совсем недавно их было 40. Одному из учебных заведений с лицензией пришлось расстаться: не были устранены в срок предписания контролирующих органов. Практика контроля, уверяет Эдуард Космачев, никаких послаблений не предусматривает:

— В конце октября на совместном совещании с представителями Госавтоинспекции, управления службы по контролю в сфере образования, региональной ассоциации автошкол мы пришли к единому мнению: необходимо жестче контролировать автошколы на стадии их лицензирования. Выезжать на объекты, проводить экспертизу соответствия нормативным условиям осуществления образовательного процесса подготовки водителей в лицензируемом учебном заведении решено коллегиально, с привлечением представителей ассоциации автошкол. Они работают на одном рынке, хорошо знают возможности друг друга. К заключению комиссии будут приобщаться фотографии, подтверждающие наличие и состояние материально-технической базы соискателя лицензии.

— Эксперты от автошкол, — соглашается Константин Медведев, — это гарантия, что оценка будет максимально объективной. Мы кровно заинтересованы в том, чтобы авторитет автошкол не опускался, в любом случае будем выявлять те учебные заведения, которые относятся к процессу подготовки водителей недоброкачественно. А такие примеры, к сожалению, есть. Представьте: лицензируется новая автошкола, у которой все вроде бы в порядке, имеется все необходимое. Школа получает “добро”, а впоследствии оказывается, что она на время позаимствовала учебные пособия у соседа. Чего греха таить, и ко мне обращались с подобными просьбами: выручи пособиями, демонстрационными узлами, агрегатами, как получу лицензию — сразу верну. На такие просьбы я всегда отвечал отрицательно: коллеги, давайте с самого начала работать честно, а этот метод — колясочка у меня есть, одолжите на время ребеночка, — в нашей работе неприемлем.

На пороге к цели

Дождемся ли мы, пешеходы, порядка на городских дорогах, а работники Госавтоинспекции — желаемых улучшений? Или нововведения да меры ужесточения окажутся зряшными…

Эдуард Космачев склонен считать, что дождемся:

— Улучшения, кстати, нами уже отмечаются. Это подтверждает статистика выдаваемых водительских удостоверений. Число курсантов в авто-
школах города год от года только растет, а вот количество выданных удостоверений подобного увеличения не испытывает. За 10 месяцев прошлого года после сдачи соответствующих экзаменов было выдано
23 117 водительских удостоверений, за 10 месяцев нынешнего года — 21 980. В чем причина такого снижения? Мы предложили автошколам проводить обязательные так называемые внутренние экзамены, выявлять тех курсантов, которым дополнительные занятия по вождению просто необходимы. Зачем направлять на аттестационный экзамен заведомо слабого водителя? Испытать удачу: а вдруг повезет? Согласитесь, это не тот случай, когда следует рассчитывать на везение. В автошколах поняли, что такой отсев будет только полезен. Уверены, что этот пример всего лишь один из первых положительных результатов в нашей совместной работе.


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА