Новости

ЭТО ПРОРЫВ!

ЭТО ПРОРЫВ!

ЭТО ПРОРЫВ!На минувшей неделе произошло несколько знаменательных для любителей русского хоккея событий. Во-первых, стремительно деградировавший последние годы в игровом и турнирном смыслах “Енисей”, заметно обновившись перед этим сезоном, сенсационно вышел в финал Кубка страны, где в самом конце сумел уйти от ожидаемого динамовского разгрома. А во-вторых, этот не международный поединок впервые за относительно недолгую жизнь федерального канала “Спорт” был показан в прямом эфире.

Для реализации последнего обстоятельства сошлись два фактора: первый — в кои-то веки проведенная плодотворная работа забронзовевшей в своей монументальности Федерации хоккея с мячом России, вторая (косвенная) — состав участников финала. Два самых титулованных оте-чественных клуба, столичное “Динамо” и наш “Енисей”, оказались лучшей вывеской для дебютной трансляции внутренних соревнований.

Примечательно при этом, что длинной финально-кубковой истории противостояния двух прославленных коллективов нет. В главном поединке турнира они друг с другом сходились… лишь однажды — в сезоне-1949/50, когда красноярского “Енисея” еще не было, а был “Трактор”. Тогда победили москвичи со счетом 1:0. Правда, до игры административный ресурс могущественного правоохранительного ведомства, к которому всегда было приписано “Динамо”, помотал сибиряков изрядно. Единственный из доживших до наших дней участников того поединка в составе “Трактора” Владимир Нилович Кузьмин, проживающий сейчас в Сосновоборске, подробно рассказывал об этих событиях нынешней весной, когда был героем нашей традиционной рубрики “Сердца, отданные спорту”.

Как принято в хорошем триллере, началось все с предыстории, точнее, с Кубка РСФСР. Финальная пулька лучших команд республики (читай: страны) проходила в Казани — там “Трактор” произвел настоящий фурор. И “Динамо” отказалось встречаться с ним, уехав домой! Но вопреки здравой логике и регламенту улизнувшую команду не дисквалифицировали, а пошли у нее на поводу, решив сыграть финал позже в Москве. “Поскребли по карманам, набрали денег на 13 плацкартных билетов до Москвы, пять или шесть булок хлеба и — раньше была по “рупь-семьдесят” селедка хорошая такая, крупная, жирная — купили рыбин шесть-семь. Остальные зайцами поехали, на третьей полке. Вот так мы ехали на финал”, — вспоминал Владимир Нилович. Уже на третьи сутки пребывания в столице выяснилось, что матч состоится в Ленинграде. Там голодные и измотанные нер-вотрепкой красноярцы уступили — 2:3.

А спустя месяц — финал союзного Кубка. Действующие лица — те же. “Зуб на них имели — что надо! — рассказывает Кузьмин. — Играли в марте, воды по щиколотку. Выходим. Свисток за свистком — не дают судьи играть. Я снова против Якушина. Он перед самым перерывом только центральную линию перевалил и ударил по воротам. Колька Быцкевич стоял на воротах — спокойно прилег и ждет мячик, а Толька Горбунов (полузащитник) хотел этот удар заблокировать клюшкой. В итоге — рикошет, Буцкевич в одном углу лежит, а мячик закатывается в другой. 0:1. Потом сколько ни давили, бесполезно. Так и завершили финал тот”.

Интересно, что тогда, почти 60 лет назад, как и сегодня, красноярский хоккейный клуб впервые попал в транслировавшийся на всю страну репортаж. Правда, радийный. И в записи. Комментировал игру легендарный Вадим Синявский. Владимир Кузьмин вспоминал: “Приходим в гостиницу, начинается. Синявский говорит: “Сегодня на Центральном стадионе “Динамо” состоялся финальный матч…”. Объявляет составы команд: в “Динамо” — мастер спорта, заслуженный мастер спорта, снова заслуженный и так далее. Объявляет “Трактор”: вратарь Николай Быцкевич — слесарь… Мы за животы схватились, а он нас всех по нашим специальностям и перечислил: токарь, пекарь… Толька Коротченко лишь был мастером… участка, правда, а не спорта”. Сравните составы соперников финала Кубка 2008 года: у москвичей заслуженными мастерами даже скамейка запасных заполнена, а у “Енисея” и “камээсникам” место на льду нашлось…

За тот финал красноярцы получили звание мастеров спорта и по две тысячи рублей премиальных. Всей командой купили себе в Москве моднейшие кепки-малокозырки и фибровые чемоданы. С тех пор и начался красноярский прорыв в отечественном хоккее с мячом, пик которого пришелся на золотые 80-е годы.

Не находите, что многое в двух этих историях сходится? Пусть и отдаленная, но связь существует. А это дорогого стоит. Тем более что пример положительный. “Енисей”, не случись каких-то глобальных катаклизмов внутри команды, в этом сезоне точно не будет прозябать на дне турнирной таблицы. Кстати, сам участник далекого (и до матча на минувшей неделе — единственного!) финала Кубка страны между красноярцами и москвичами Владимир Кузьмин, как только узнал о грядущих в клубе переменах, выразил уверенность: “Думаю, что с приходом Ломанова игра “Енисея” выровняется. Уже в следующем сезоне за место в тройке будут бороться”. А этот человек на своем веку многое повидал…

__

(Подробнее о кубковом финале против “Динамо” и готовности красноярского “Енисея” к предстоя__ящему чемпионату — в сегодняшнем “Стадионе”)__

__

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА