Новости

Казенный долг на три года

Казенный долг на три года

Казенный долг на три годаДепутаты Законодательного собрания приняли в первом чтении законопроект “О краевом бюджете на 2009 год и плановый период 2010—2011 годов” — то есть речь о той самой трехлетней казне региона, к которой власть готовилась несколько лет. На этот временной эксперимент российских и красноярских финансистов подвинули бурно растущие мировые цены углеводородов и цветных металлов.

Однако сейчас все прежние дебаты в краевом парламенте покажутся играми на лужайке по сравнению с нынешним утверждением бюджета, потому что верстали его летом, когда ничто не указывало на обвал никелевых цен… Предполагается, что в 2009 году доходная часть бюджета достигнет 115 миллиардов рублей, а год назад было сто. Расходы же на этот период запланированы в объеме свыше 135 миллиардов, таким образом, мы получаем рекордный за все времена дефицит региональной казны — 20 миллиардов рублей. И уже сейчас, по расчетам министерства финансов края, к 2011 году доля доходов краевого бюджета, полученная от деятельности металлургических предприятий, снизится с 40 процентов консолидированного бюджета в 2008 году до 25 процентов — в 2011 году.

Возникает вполне закономерный вопрос — откуда возьмутся еще 15 миллиардов рублей дохода, когда биржевые цены сырья продолжают падать достаточно заметно? Мало того, с будущего года по Указу президента России об объединении края, Таймыра и Эвенкии прекращается четырехмиллиардная дотация федерального центра на обустройство бывших автономных округов, которую Москва платила с 2005 года, разумно предполагая, что за три года Красноярск сам найдет дополнительные источники доходов. Кстати, председатель Законодательного собрания Александр Усс говорил еще два года назад автору этих строк, что этот финансовый вопрос станет самым сложным, сложнее даже вероятного падения никелевых поступлений.

Именно поэтому, выступая перед журналистами на недавних публичных слушаниях, посвященных дебатам о казне, спикер откровенно заявил: “Мы исходим из того, что степень определенности нашего финансового положения очень низка. Оценивая высоко бюджет как документ, мы исходим из того, что, скорее всего, в него будут вноситься корректировки уже в первой половине следующего года. Наши доходы оцениваются в 115 миллиардов, это на 15 миллиардов больше, чем в 2008 году. Однако финансовая ситуация, особенно в экспортноориентированных предприятиях, не дает нам оснований оптимистично смотреть в будущее”. Тем не менее он подчеркнул: корректировки не затронут систему жизнеобеспечения граждан и базовые социальные обязательства.

Почти слово в слово в свое время говорил и председатель комитета по экономике ЗС Михаил Васильев о скорых прогнозах экспертов об обрушении цены тонны никеля на Лондонской бирже металлов.

— Наш бюджет будущего года устроен так, что исходит из минимальной стоимости никеля и адекватен всему пакету социальных программ Красноярского края. Но если цены на цветные металлы понизятся, нам придется пойти на урезание экономических целевых программ. Например, финансово емкого проекта модернизации дорожного хозяйства, хотя я и не утверждаю, что мы поступим именно так, я просто привел пример. Повторяю, социальная сторона бюджета застрахована достаточно надежно.

Парламентарий Сергей Шахматов, комментируя сегодня ситуацию, также считает, что не следует, фигурально выражаясь, бить информационным молотом кризиса по столь сложному и хрупкому документу, как бюджет края.

Он сообщил, что в ходе биржевых лихорадок
(в том числе касающихся и скачков рыночной стоимости компании “Норильский никель”, от налога на прибыль которой зависит львиная доля наших доходов) в регионе прошли четыре кустовых совещания с участием депутатов, чиновников, местных муниципалов. Там обсуждались возможные корректировки казны с общей идеей полного сохранения социальных программ и льгот.

— Что же касается инвестиционных программ и капитальных вложений, — добавил Сергей Шахматов, — некоторые из них придется просто урезать. Список объектов уже готов, пока открыть его не могу, но можно представить, какой бой начнется за эти средства… Однако иного выхода тут просто нет.

В общем, можно резюмировать: Законодательному собранию предстоит крайне интересная и непростая работа как в первом, так и во втором чтениях бюджета.

На вопрос о том, как быть с исчезновением дотаций Таймыру и Эвенкии, ответила депутат краевого парламента Валентина Бибикова:

— Притом что северные территории получали транши по
2 миллиарда в год, бюджетная обеспеченность в бывших округах оказалась намного более высокой, чем на территории края. Мы предварительно решили эту сложную проблему таким образом — выделили им средства (сумму пока назвать вам не могу), которые бы компенсировали населению разницу между сегодняшней бюджетной обеспеченностью и той, которая была бы при условии полного прекращения переводов из Москвы.

Иными словами, в Красноярске нашли, пожалуй, единственно возможный выход из положения. Сумму, эквивалентную федеральным четырем миллиардам рублей, естественно, в крае никто найти не смог. И тогда, как можно понять из слов Бибиковой, регион пошел на выравнивание бюджетной обеспеченности экс-округов и края. А транспортные, коммунальные, продовольственные и прочие расходы, крайне высокие “на северах”, будут компенсироваться точечно — в каждом конкретном случае.

По словам Валентины Бибиковой, не так страшен кризис, как его малюют: “Наш бюджет сверстан еще в сентябре. И мы считаем, что заверения президента и премьера о стабилизации обстановки должны гарантированно успокоить народ, помочь избежать паники. Хотя, конечно, мы пережили 90-е годы и понимаем, что могут быть падения налогов, задержки зарплаты. А ведь Федерация требует увеличить зарплату бюджетников на 30 процентов в 2009 году. С 1 января, возможно, уже на 8 процентов планку поднимет. Переживем, в общем”.

Гораздо более пессимистично в отношении бюджетной перспективы настроен депутат Василий Нечаев — между прочим, приехавший с Севера:

— Думаю, что проект первого чтения никаких принципиальных изменений со времени летней верстки не претерпит. Но меня настораживает оптимизм некоторых докладчиков в оценке бюджета 2009—2011 годов, прозвучавший в ходе открытых слушаний. Ведь профессиональные аналитики утверждают, что кризис не однодневный. И если даже Сибирский округ, как нас заверяют, хорошо выглядит на фоне России, мимо нас кризис все равно не пройдет. Ни резервные, ни стабилизационные фонды могут просто не спасти. Полагаю поэтому, что между первым и вторым чтениями некоторые непринципиальные перемены еще возможны. А потом, в первом квартале 2009 года — вполне вероятен секвестр! Потому что цена никеля, заложенная в бюджет, — 20 000 долларов за тонну. А он стоит уже 14 тысяч. Есть, конечно, договоренности о фиксированной цене сделок, но в бизнесе бывает всякое.

К этому можно лишь добавить, что слово “секвестр” мы слышали больше пяти лет назад, еще до того, когда в Красноярск пришла новая команда управленцев…

Скептиков на тему бюджета на этот раз более чем достаточно. Например, заместитель начальника экспертно-аналитического управления ЗС Татьяна Миндеева заявила на слушаниях, что авторы бюджета не учли дальнейшего снижения цен на металлы. Общий вывод экспертов парламента таков: “Оптимистический прогноз снижения роста цен ничем не подкреплен, это всего лишь радужные ожидания. Прогноз недостаточно обоснован по базовым показателям, и мы сомневаемся в его реалистичности. Объявленная одним из приоритетов поддержка инновационной деятельности — не более чем пожелание: впрямую какие-то строки в бюджете, направленные на эту поддержку, мы не нашли. Может быть, кто-то другой сможет”.

Проект краевого бюджета на 2009—2011 годы отстает от последних событий, уверен и зампредседателя счетной палаты Виктор Астраханцев. Документ, по его мнению, формировался в более благоприятных условиях, а соответственно, заданный бюджетом прогноз “не вполне адекватен”. Если цены на электроэнергию до 2011 года вырастут в 2,1 раза, то прогнозы прироста инфляции в 8—9 процентов кажутся явно заниженными…

Депутат Госдумы, экономист Валерий Зубов вообще назвал “неверной” официальную информацию о годовой инфляции в 12 процентов — он основывается на данных в 25 процентов.

Однако при всем этом стоит вспомнить, что Красноярск переживал и более сильные вызовы. При прежних администрациях случались и секвестры, и финансовая жизнь при непринятом бюджете (в таком случае действует правило “одной двенадцатой”, то есть планирование помесячных расходов). Но самыми мощными налоговыми угрозами казне были, если можно так выразиться, даже не внутрибюджетные проблемы, а слияния и поглощения красноярских ликвидных компаний— “Красфармы”, “Красугля”, ГЭС, КрАЗа… На стыке девяностых — двухтысячных регион тяжело, но выстоял. И хотя сегодня основным “губителем” бюджета вместо прежнего “кормильца” уже называют “Норильский никель”, слава богу, нам живется легче. Пока легче.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА