Новости

Прошлый век - под снос

Прошлый век - под снос

Деревянные сараи, железные гаражи, “грибки” погребов… мало кто станет спорить с тем, что такие объекты только уродуют наш город. Неприятное, а зачастую еще и незаконно возведенное наследство недавнего прошлого, по идее, уже должно уйти с наших улиц и дворов. Однако распрощаться с ним раз и навсегда ой как непросто. Держимся до последнего, до суда и следствия.

— Сказать точно, сколько у нас в Красноярске временных сооружений, тех же гаражей — самовольных объектов, вам никто не сможет. Ведь многие из них поставлены без всяких согласований и разрешений, по сути, являясь незаконными, а потому не подлежат никакому учету. Мы их, конечно же, сносим, но работа это очень сложная, кропотливая, — считает начальник управления архитектуры администрации Красноярска Вадим Пирогов.

Однако решать множество градостроительных вопросов эстетического и практического характера уже не представляется возможным без сноса гаражей, погребов и других временных построек.

— Существует генеральный план развития города, основополагающий документ, и если те же гаражи находятся на месте, определенном совсем под другие нужды, они, без сомнения, должны быть убраны, — говорит Вадим Николаевич. — А каким образом? Это уже зависит от предназначения территории и от конкретной ситуации.

По большому счету, существует три основных повода для сноса. Первый и, наверное, самый бесспорный — муниципальная нужда. Если генплан определяет, что по территории, которую занимает тот же гараж или погреб, будет проходить магистральная сеть или дорога, то судьба объекта предрешена. И не важно, было ли у хозяина разрешение на строительство или не было — в любом случае при реализации проекта снос неизбежен. С единственной разницей — если объект законен, то производится оценка ущерба и выплачивается компенсация.

Второй повод — начало освоения участка строительными компаниями. Если застройщик получает разрешение на возведение дома, то у владельцев временных объектов, расположенных на нем, также мало шансов удержать свое имущество. Правда, в данном случае урегулированием всех спорных вопросов приходится заниматься уже не администрации города, а заинтересованной фирме. Именно она ведет переговоры, а иногда и судебные тяжбы по сносу времянок.

Наконец, третий повод — благоустройство территории. И здесь тоже у владельцев гаражей, сараев и погребов практически нет возможности оставить свое имущество нетронутым. Приоритетными, конечно же, являются территории, примыкающие к школам, детским садам, рекреационные зоны и дворы.

— Возле школы © 149 на Весны, 9 буквально вплотную к территории учебного заведения долгое время стоял целый ряд гаражей, — рассказывает заместитель главы администрации Советского района по градостроительству и муниципальной собственности Семен Кожевников. — Состояние этих объектов было аварийным, а ведь там все время лазали ребятишки. Естественно, и родители, и учителя постоянно жаловались. Мы взялись за эту проблему, начали выяснять, чьи это сооружения. В итоге владельцы убрали свои гаражи добровольно, а остальные оказались бесхозяйными, и их мы уже сносили через суд. Зато теперь на месте порядок, и школа наконец вздохнула спокойно.

Очевидно, что в один месяц или даже год снести все временные объекты, расположенные в Красноярске, не представляется возможным. Во-первых, их очень много, а во-вторых — все же у нас остаются участки, до которых еще не дошли ни строители, ни работники коммунального хозяйства. И там, где гаражи и погреба никому не мешают, они пока стоят нетронутыми.

Впрочем, дело не только в количестве времянок, уродующих облик города, а в отношении их хозяев к проблеме сноса. Недаром большинство официальных лиц называет гаражный вопрос политическим — ведь некоторые жители расценивают желание власти избавить город от железных боксов как прямое покушение на частную собственность, а потому стоят на своем до по-следнего.

— Я прекрасно понимаю людей, даже тех, кто устанавливал свой гараж без всяких разрешений и распоряжений, — заявляет главный архитектор Красноярска. — Однако закон есть закон, и его требования едины для всех.

С тем, что выполнять требования законодательства необходимо, согласны и в районных администрациях.

— Если человек имеет гражданскую позицию, то он без вопросов убирает это строение, — считает заместитель главы администрации по экономическим вопросам Юрий Савчук. — Ну а если жители не соглашаются добровольно снести гаражи, приходится подключать прокуратуру, иногда доводим дело до суда. И убираем.

В принципе, все железные гаражи, расположенные во дворах и на других территориях, можно разделить на три категории: законные, самовольно установленные, бесхозные. Владельцы первых в свое время получали разрешение исполнительных комитетов, и сегодня, предъявив данный документ, могут получить компенсацию за снос объекта. Сумма рассчитывается индивидуально: для этого на объект выезжают работники БТИ, которые и определяют размеры возмещения.

А вот люди, у которых не было разрешения, возмещения, как правило, не получают. Потому что являются владельцами самоволок. Более того, сносить их, согласно закону, они также должны самостоятельно: заказывать технику им приходится за свой счет. Удовольствие, скажем прямо, не только сомнительное, но и недешевое: на это требуется порядка десяти тысяч рублей. Впрочем, практика показывает, что всегда можно договориться и с представителями местного самоуправления, и со строительными компаниями, которые готовы помочь горожанам вывезти гараж за пределы осваиваемой территории.

Бесхозные объекты, на первый взгляд, убрать гораздо проще: ведь в данном случае нет владельцев, готовых постоять за свое имущество. Однако снести их можно только по решению суда, а для его получения необходимо проделать большую работу.

— Мы в Советском районе практически первыми в городе в 2008 году признали бесхозяйным ряд гаражей и снесли их по решению суда как бесхозяйные, — делится Семен Кожевников. — Чтобы доказать тот факт, что у объектов нет владельцев, нам пришлось постараться: обклеить, положить блоки на входе. По-всякому изощрялись, собирая доказательства. Решение суда состоялось, и вот буквально в этом месяце мы их снесли за счет бюджета.

Как мы уже отметили, сказать точно, сколько всего в нашем городе незаконно возведенных гражданами гаражей, сараев и других временных объектов, довольно сложно. Зато есть цифры, свидетельствующие о том, каков на сегодняшний момент объем сноса таких построек.

Так, в самом строящемся Советском районе в 2008-м
было снесено 183 самовольных объекта. Из них 82 — это гаражи. Есть и еще факты, свидетельствующие в пользу муниципальной политики в данном вопросе. Так, по информации из управляющих компаний и ТСЖ, в нынешнем году количество вновь возводимых незаконных объектов (в первую очередь гаражей) уменьшилось в три раза. Ставят их, конечно же, до сих пор, но уже не в таком количестве.

Однако работа по сносу незаконных объектов с территории краевого центра может и застопориться.

— Проблема в том, что новая редакция краевого закона об административных правонарушениях полностью исключила все статьи, связанные со сносом самовольных объектов, — отмечает заместитель главы администрации Советского района по градостроительству и муниципальной собственности Семен Кожевников. — Мы сейчас готовим соответствующее ходатайство и надеемся на то, что наше мнение будет услышано.

Кстати, со сносом гаражей представители местной власти связывают довольно серьезные, можно даже сказать имиджевые, проекты.

— Вот, посмотрите на улицу Брянскую, по которой проезжают сегодня в наш город многие гости Красноярска, — говорит Юрий Савчук. — Для того чтобы благоустроить этот важнейший участок, необходимо убрать все гаражи, самовольные постройки, которые не вписываются в современный облик краевого центра.

А вот с погребами, которые появились во многих дворах города еще в прошлом веке, ситуация особая. Все-таки пускай устное, но вполне официальное разрешение копать овощехранилища люди тогда получили, причем на федеральном уровне. И сегодня там, где нет острой нужды, погреба не сносят. Однако и эти сооружения, по мнению чиновников, постепенно будут исчезать с наших улиц.


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА