Новости

Параллели противоположности

Параллели противоположности

Параллели противоположностиМировые нефтяные рынки штормит. Недавно еще высокая цена на сырье опустилась до 50 долларов за баррель. Российские аналитики такое падение связывают с тем, что инвесторы опасаются снижения спроса на нефть. Осенью увеличились продажи нефтяных контрактов. Дефицит черного золота действительно предсказывается. Но не так скоро. Например, глава Газпрома Алексей Миллер недавно заявил, что к 2030 году нефти будет недостаточно из-за того, что компании будут вкладывать мало средств в добычу. Вот тогда-то цена на топливо подскочит в несколько раз. По прогнозам Международного энергетического агентства, цены достигнут 200 долларов за баррель.

Это дальние прогнозы. Сегодня ситуация на нефтяном рынке не столь радужная: цена падает. Аналитики России хоть и прогнозируют в 2009 году постепенный рост стоимости топлива, предупреждают: экономика страны может пострадать из-за падения доходов от продажи углеводородов. Бюджету грозит существенный дефицит. Бюджет на следующий год формировался исходя из цены 95 долларов за баррель.

Россия — крупнейший в мире поставщик газа и второй по значению экспортер нефти. Конечно, российская экономика производит еще много чего полезного для мирового рынка, поэтому ее зависимость от цен на нефть меньше, чем, допустим, стран Ближнего Востока. Но все же эта зависимость значительна. Сырая нефть и газ составляют около 45 процентов экспорта страны, а если считать вместе с нефтепродуктами, то почти две трети. Без углеводородов внешнеторговое сальдо России стало бы отрицательным, причем дефицит составил бы около двух процентов от ВВП.

Если экспорт в денежном выражении сократится в три раза, импорт по своим объемам приблизится к экспорту. При самом неприятном варианте развития событий Россия все-таки будет иметь торговый дефицит. Трагедией это не станет, но почти наверняка будет означать девальвацию рубля, который дешевеет даже при рекордном профиците, а также растрату золотовалютных резервов, которые сейчас так необходимы в качестве ресурса для поддержания экономики на плаву. В итоге для России может возникнуть необходимость сокращать импорт, а значит, и потребление.

Красноярские экономисты считают, что все отрасли экономики очень тесно связаны с ситуацией на нефтяном рынке. Это очень ярко прослеживается в продовольственном сегменте.

— По данным за последние семь лет, динамика такова: вместе с ростом цен на нефть растет в цене подсолнечник и зерновые культуры, — говорит заведующий отделом Института экономики и промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук Николай Шишацкий. — Мировые аналитики считают, что высокие цены на нефть — 120 долларов за баррель и более — стимулировали переход на альтернативные виды топлива. Которые изготавливают из сельхозсырья — подсолнечника и зерна. По некоторым оценкам, в прошлом году 100 миллионов тонн зерна ушло на выработку биотоплива. Это, естественно, повышает цену на продовольствие. В том числе и в нашей стране.

По мнению аналитиков, Россия сегодня пожинает плоды своей открытости мировому рынку. Как сказал недавно президент Дмитрий Медведев, получая выгоду от импорта товаров, приходится за них расплачиваться участием в мировом финансовом кризисе.

В этой ситуации нас не спасут даже хорошие урожаи зерновых, о которых активно рапортуют правительства Федерации и Красноярского края.

— В этом году зерно почти в два раза дешевле, чем в прошлом, — констатирует заместитель начальника управления федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю Олег Харченко. — Но продовольственной пшеницы не так много на рынке. Говорят: нынче небывалый урожай. Но чего? Ведь, речь идет о фуражных сортах.

Всякий рост цен красноярцы привыкли связывать с подорожанием топлива, ростом курса доллара и всевозможными праздниками. Нынче не праздник (до праздников ли, когда страну лихорадит), растущий доллар, говорят, заставляет отказаться от импортной продукции, да и бензин удивительно быстро падает в цене. Почему же в таком случае ценники на продукты первой необходимости, производящиеся в нашей стране, не становятся меньше? Оказывается, потребляем мы съестное, имеющее весьма специфический набор ингредиентов.

Кризисные обещания правительства поднять собственного сельхозпроизводителя и за счет этого сохранить ассортимент продуктов на полках магазинов, оказывается, не выдерживает никакой критики. Даже самые “натуральные” продукты местных производителей, например, сметана, содержат большую долю загустителей и консервантов, которые в России, увы, не производятся, а поставляются нам из-за рубежа. Удорожание доллара привело и к росту цен на отечественную продукцию. Такая же ситуация с мясными продуктами.

— Доля импорта в мясной промышленности края составляет 80 процентов, — говорит Олег Харченко. — УФАС анализировало ситуацию: у нас активно используется мясо кенгуру из Австралии и продукция глубокой заморозки из Китая. В Австралии политика государства — регулирование поголовья кенгуру, которые заполонили весь континент, потому мясо их очень дешево. Приходится платить только за перевозку. И Россия стала основным покупателем.

Так что рост курса доллара напрямую отражается на наших производителях, а как следствие — на стоимости родных продуктов. Без заграницы мы уже не можем.

Тем не менее, по мнению экономистов, стоимость ГСМ все же немаловажна при формировании цены на сельхозпродукцию. Эту составляющую обязательно закладывают в ценники. Правда, нынешнее снижение стоимости бензина на наших карманах пока не отразилось.

— Реакция идет с запозданием, — считает Николай Шишацкий. — В сельском хозяйстве существует цикл выращивания. То, что мы потребляем сегодня, выращено с использованием дорогого бензина. Дешевое топливо может отразиться на ценах только через полгода — примерно, к весне 2009.

Да и то вряд ли. По замечаниям аналитиков, производители продуктов могут “забыть” о дешевом бензине. Ведь цены на нефть, как маятник — качаются то в одну, то в другую сторону. Уже сегодня правительство России активно говорит о прогнозируемом повышении стоимости барреля нефти в 2009 году до 74 долларов и дальнейшем росте цен на углеводороды. Эксперты считают, параллельно будут дорожать и продукты питания. Возврата цены на круги своя не ожидается.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА