Новости

Масленые глазки перекупщиков

Масленые глазки перекупщиков

Масленые глазки перекупщиковРегион собрал рекордный урожай — более двух с половиной миллионов тонн зерновых культур. Элементарная логика вещей подсказывает, что — несмотря на финансовые трудности страны — цены на хлеб должны если не упасть резко, то хотя бы немного понизиться, а в крайнем случае, остаться на прежнем уровне.

Однако происходит совершенно обратный процесс. Продовольственные цены медленно поднимаются вверх (хотя, как сообщила корреспонденту “Городских новостей” заместитель главы города по экономике Татьяна Зеленская, в целом средний красноярский потребитель пока не ощутил заметного сдвига в сторону удорожания продуктовой корзины). Эксперты глубинки края пока уверяют нашу газету, что там цены на хлеб держатся на прежнем уровне. Это уже само по себе наводит на мысль о том, что в технологической цепочке “сбор — хранение — распределение — опт — розница” происходит что-то неладное. Поползли вверх и цены на подсолнечное масло.

В проблеме решило разобраться УФАС — Управление федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю. По словам заместителя руководителя ведомства Олега Харченко, “связано это с тем, что именно эти группы продовольственных товаров Федеральная антимонопольная служба определила как наиболее подверженные антиконкурентным действиям и возможности нарушения антимонопольного законодательства. Основная цель проверки — не допустить роста цен на эти группы товаров”.

Тем не менее, как сообщила пресс-секретарь компании “Красноярский хлеб” Галина Захаренко, сейчас нет никаких предпосылок для того, чтобы хлеб дешевел:

— Подорожала мука, подорожало растительное масло, которым производители хлеба мажут формы. Кроме того, поднялись в цене дрожжи и соль. Также каждую осень мы увеличиваем своим коллективам заработную плату, поэтому предпосылок для того, чтобы хлеб дешевел, сейчас нет, — резюмировала она.

В антимонопольном ведомстве “Городским новостям” так прокомментировали ссылки производителей на финансовые отголоски экономического кризиса:

— С первого ноября мы разработали методику работы ФАС по проверке трех позиций продовольственных товаров — это в первую очередь хлеб. Причем — в отличие от весенней проверки, когда мы контролировали конечных реализаторов, то есть торговые сети, магазины, крупнейших производителей, — сегодня проверяется вся технологическая цепочка. У нас рекордный урожай, а цены в магазинах только растут. На каком именно этапе происходит удорожание?

По словам Олега Харченко, сейчас тщательно проверяются основные производители продовольственной пшеницы — ЗАО “Назаровское”, например.

— А особенно — работа хлебоприемных пунктов, распроданных с рвением алкоголика, выносящего вещи из дому… Раньше ХПП принадлежали каждому району, сейчас распродали непонятно кому практически все. Осталось только два или три муниципальных. И поэтому никто не знает, какой баланс зерна в районе или крае.

Между тем в компетенции руководителя хлебоприемного пункта находится установление собственных цен на хлеб. “Можно себе представить, сколько загадочных частных лиц, купивших ХПП, залезло в карман к потребителю”, — говорит Харченко.

Тем не менее в Ужуре, например, полагают, что высокий урожай, собранный в том числе и на этой территории, принес только счастье и удовольствие. Специалист отдела экономики местной администрации Елена Карабатова так ответила на вопрос “ГН” о проблемах перекупки зерновых:

— У нас в районе ничего не изменилось, и ценами на хлеб мы все тут вполне довольны.

А на прилавках дорожает”, — комментируют обстановку в УФАС. Напомним, в мае все средства массовой информации региона были взбудоражены резким сбросом закупочных цен со стороны московской продовольственной компании — “ЮНИМИЛКа”. Но все пока кончилось полезным и поучительным разговором на Законодательном собрании, где решили, что хорошо бы построить в крае собственный молокоперерабатывающий завод с 51 процентом акций правительства. Потом грянул кризис, и о заводе немного забыли. Думаю, мировые проблемы сейчас накроют и “ЮНИМИЛК”, который еще в начале лета казался селянам этаким монстром — капиталистическим спрутом.

Наконец, третье — подсолнечное масло в бутылках. Как говорили на совещании центрального Управления ФАС, дело тут именно в упаковке. Масло подорожало не так драматически, как бутылки, если разложить рост цен на составляющие.

— Кратный рост цены получается. Рекордный урожай хлеба и подсолнечника в России вызвал за собой рекордный рост потребительских цен для народа, который акциями не торгует и только на зарплату живет, — резюмирует Олег Харченко.

Что же грозит конкретному виновнику удорожания продуктовой цены? Пример. Контролеры более или менее разобрались с бензином, и сегодня отмечено некоторое снижение его розничной стоимости, хотя вывод тут многозначен — не меньшую роль сыграла резко рухнувшая на мировых рынках нефть… И тем не менее алчность и стремление набить себе карман со стороны некоторых бизнесменов никто не отменял. Проверять предпринимателей все равно надо — тем более что хлеб, масло и молоко суть предметы первой необходимости. В антимонопольном ведомстве говорят, что механизм отлова за руку таков: в цепочке “вертикально интегрированной структуры” надо поймать за руку инициатора роста цен. И убедить его силами специальной межведомственной комиссии, где работают и ФАС, и прокуратура, и другие проверяющие органы. Кризис только изменил специфику, и сейчас будет точнее эту структуру называть так: межведомственная группа “противодействия ценовому сговору, биржевым спекуляциям, способствующим повышению цен на рынке”.

Не радуют, кстати, и общероссийские тенденции. Так, несмотря на рекордный урожай зерна в России и мире и падение цен на пшеницу более чем в два раза по сравнению с 2007 годом, цены на хлеб на нашем внутреннем рынке с начала 2008 года увеличились уже на четверть и продолжают расти, пишут информационные агентства. А руководитель Зернового союза России Аркадий Злачевский вообще считает, что, “несмотря на обвал мировых и внутренних цен на зерно, стоимость хлеба в магазинах меньше не станет”.

— Динамика изменений цены на хлеб не пропорциональна общей ситуации на зерновом рынке, — пояснил Злачевский. — Она достаточно стабильна и не падает ни на копейку. Все дело в том, что доля зерновой составляющей в цене буханки хлеба всего лишь 15 процентов. Падение цен на зерно оказалось буквально “съеденным” ростом тарифов на энергию и транспортировку, — заявил он на пресс-конференции.

Мало того, в Зерновом союзе считают, что в данной ситуации хлебопекарни не выиграли на падении цен на зерно. По мнению Злачевского, хлеб не будет дорожать до конца этого года. Однако в следующем году цены на хлеб начнут расти уже весной. Насколько может подняться стоимость хлеба, президент союза прогнозировать не стал; будущее повышение цен на хлеб он аргументировал увеличением тарифов на электроэнергию и железнодорожные перевозки.

К сказанному можно добавить еще, что Россия продолжает экспортировать зерно — в этом году, по словам вице-премьера Виктора Зубкова, она продала за границу уже 9,8 миллиона тонн “при потенциале 20 миллионов”. Нетрудно догадаться, что подобные меры только усилят ажиотаж на внутреннем рынке.

Что еще тут скажешь? У Москвы своя правда, у Красноярска — своя, в районах вообще принято считать бизнесменов-перекупщиков паразитами на народном теле…

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА