Новости
Векторы роста
Просторные кварталы и микрорайоны, жилые и офисные высотки новостроек, торгово-развлекательные центры, спортивные объекты, легкие мосты, удобные подходы и дороги... несмотря на то, что время постоянно корректирует образ будущего, его общие черты можно разглядеть и сегодня. А на карте города уже четко отмечены точки роста, направления развития мегаполиса.
Рассказать в деталях о том, каким станет Красноярск не то что через пятьдесят, а даже через пять лет, наверное, все-таки невозможно. Строительство и архитектура — слишком уж зависимые отрасли, и судьба новостроек определяется огромным количеством факторов. Политика, экономика, наука и даже веяния моды — все это, безусловно, влияет на облик городов. И все же основной фундамент развития на ближайшие годы мы заложили, а потому сегодня можно смело рассуждать о том, что привнесут наши современники в облик Красноярска нового тысячелетия.
— Город развивается согласно правилам застройки и действующему генеральному плану, который рассчитан до 2020 года, — рассказывает начальник управления архитектуры администрации Красноярска Вадим Пирогов. — Но это не статичные документы, в них постоянно вносятся изменения, некоторые из которых имеют большое значение. Можно сказать, определяющее.
Одним из таких изменений, принятых относительно недавно, является решение о выносе за черту города промышленных предприятий и возведении на их месте новых жилых микрорайонов. Яркие, оригинальные проекты должны стать украшением города.
— Проведены работы по проекту планировки бывшей промзоны комбайнового завода, а также микрорайона Пашенный. На месте бывших предприятий будут располагаться жилые кварталы и общественно-деловые здания, — говорит заместитель начальника управления архитектуры администрации Красноярска Галина Голубь. — Согласно генеральному плану, будет выноситься за пределы города и нефтебаза, правда, пока еще нельзя назвать сроки реализации данного решения и сказать, как именно будет использоваться в дальнейшем эта территория. Кроме того, собственники бывших цехов мясокомбината также вышли с инициативой построить на этом месте жилой район. Так что идет достаточно активный процесс выведения предприятий из города и подготовки к застройке освободившихся участков.
На примере освоения территории судостроительного завода, расположенного на правом берегу, можно говорить об основных тенденциях современного строительства, которое формирует облик города будущего. Ведь в планах компаний, работающих в данном секторе, не просто возведение жилых домов, а комплексное освоение территорий. И в проекте в обязательном порядке учитывается потребность новоселов в школах, детских садах, торговых предприятиях, дорогах, площадях и, конечно же, рекреационных зонах.
— Особое внимание мы уделяем набережной, — отмечает заместитель генерального директора ООО “Новый город” Евгений Ковальский. — Ведь пока на правобережье нет современных и действительно удобных мест отдыха у воды. Реализация нашего проекта позволит решить проблему.
Есть и еще один очень интересный факт, связанный с освоением бывшей промзоны судостроительного завода. В разработке проекта застройки этой территории примут участие архитекторы из Великобритании, Канады, Голландии и других стран мира. Такое предложение специалисты, имеющие большой опыт строительства у воды, получили на осенней Венецианской архитектурной биеннале. Красноярский проект привлек к себе большое внимание участников мирового форума, и уже поступили первые заявки.
Не менее грандиозные планы стоят и перед застройщиками микрорайона Белые Росы, который станет частью нового облика района Пашенный.
— Сейчас жители переживают, что застройщики могут там все разрушить, засыпать протоку, — говорит Вадим Пирогов. — Однако я не вижу причин для беспокойства, ведь та картина, которую мы наблюдаем сегодня, особой прелести району не придает. Здесь необходимы серьезные вложения, комплексный подход, включающий в себя рекультивацию земель, благоустройство набережной и, конечно же, углубление и очищение русла протоки.
Действительно, в ближайшие годы протока должна изменить свой облик — этого требуют не только градостроители, но и санитарные врачи. Летом температура воды здесь поднимается до 25 градусов, после чего начинают развиваться личинки малярийного комара. Чтобы не допустить этого, строители возьмутся не только за углубление русла, но и построят шлюзы: вода не будет застаиваться, превращая участок в болото.
А еще в этом районе появится дополнительный пешеходный мост на остров Отдыха, который свяжет набережную со школой. Да-да, на острове построят новые объекты: две общеобразовательные школы, одна из которых будет иметь спортивный уклон, несколько детских садов. Проект “Белые росы” предусматривает и возведение общественного центра, размещение предприятий бытового обслуживания, а также трехуровневой подземной парковки. При этом строительство не должно разрушать зеленые зоны — здесь все так же будут расти деревья, кустарники.
Если уж говорить о направлениях роста, то стоит отметить еще один вектор. Строители краевого центра сегодня не только осваивают новые территории, но и покоряют новые высоты. Небоскребы оглушительной высоты у нас пока не возводят, однако все больше объектов могут претендовать на звание высотных. Конечно, по красноярским меркам.
— Требования к архитектуре всегда определялись временем, местом и запросами, — считает руководитель проектного бюро “А 2” Борис Шаталов. — Сегодня заказчики в основном ориентируются на потребности среднего класса, а потому у нас проектируются дома не выше 25—26 этажей. Дело в том, что выход за отметку 75 метров приведет к резкому, скачкообразному удорожанию строительства. Но в то же время, учитывая стоимость земельных участков и ряд других условий, возводить в краевом центре дома малой этажности также нецелесообразно.
А вот в ряду самых целесообразных и необходимых объектов для нашего города первые места занимают проекты по развитию дорожной инфраструктуры. Четвертый автомобильный мост через Енисей должен полностью изменить облик целого ряда микрорайонов. А дорога, которая пройдет по набережной левобережья от территории бывшего комбайнового завода до моста “777”, может стать одной из самых популярных трасс Красноярска.
— Конечно, сложно сказать, какие задачи поставит перед нами время лет через десять-пятнадцать, какие открытия заставят нас внести новые коррективы в градостроительные документы, какой будет экономическая ситуация, — отмечает Вадим Пирогов. — Но все же основные контуры мы наметили уже сегодня и заложили основу под город будущего.