Новости
ТАНЦЫ О ВЕЧНОМ
Если ту же армию или, допустим, занятия в секции по какому-либо контактному виду спорта в народе принято называть школой мужества, то к художественной гимнастике вполне применим термин “институт женственности”.
Не важно, достигнет ли девочка-“художница” карьерных высот Алины Кабаевой или закончит активное выступление на уровне первого разряда, ясно одно: своевременно развитые грация и пластика движений, восприятие музыки и чувство ритма, умение преподнести себя публике и совладать с волнением ей обязательно в жизни пригодятся. Она, даже ничего специально для этого не делая, будет заметно выделяться среди своих “деревянных” сверстниц.
Специалисты в своем мнении едины: именно внутренняя красота, духовная и физическая гармония — главное оружие успешных представительниц художественной гимнастики. Недостаточно уметь делать вертикальный шпагат или, не роняя, управляться с вьющейся лентой — нужно быть настоящей актрисой, жить своим художественным номером во время исполнения. К сожалению, в последние годы в гимнастике стала явно прослеживаться тенденция к упору на сложные акробатические элементы — спортсменки в ущерб эстетической составляющей превращают свои выступления в атлетическую программу, приправленную ярким макияжем и плохо сочетаемой с их движениями музыкой. Это в корне противоречит классическому восприятию художественной гимнастики.
— Именно поэтому со следующего года вводятся новые правила, позволяющие вернуть наш вид спорта к его главным принципам — красоте и зрелищности, а не малопонятному широкой публике действу, — говорит председатель городской федерации художественной гимнастики, главный судья проходившего в минувшие выходные в Красноярске всероссийского турнира “Огни Енисея” Ирина Арютина.
— Арбитры, помимо технической оснащенности, станут оценивать артистизм девушек, их соответствие выбранному образу и “попадание” в заданную музыкальную композицию.
Пока же турнир “Огни Енисея” (к слову, в этом году он проводился в тридцатый раз) выявлял победителей по прежним правилам — в последний раз. Но уже сейчас судьи старались оценивать участниц с прицелом на будущее — внутренне готовя себя и их к тому, что совсем скоро необходимо будет переключиться на новое восприятие выступлений. Как это принято в женских дисциплинах, без слез не обходилось.
— Всегда плачут проигравшие, им же обидно уступить. Ведь каждая девочка считает себя принцессой, — говорит Ирина Арютина. — Но так было раньше, будет и в дальнейшем. Стараемся потом объяснить, в чем заключаются недочеты. В этом плане сложнее “работать” с родителями. Есть среди них такая категория, которая во всем старается опекать свое чадо. И вот им как раз гораздо труднее что-то растолковать. Если вы доверили ребенка тренеру, то не суйтесь в тренировочный режим. Девочка должна верить своему наставнику, а не посещать занятия, зная со слов своей мамы, что он в чем-то не прав. Тут важно усвоить один очень важный психолого-педагогический нюанс: если вы во всем будете проявлять излишнюю инициативу, одевать девочку и выводить ее до самого помоста, то у нее не будет того внутреннего стержня, который позволит ей на крупных стартах мобилизоваться и ярко проявить себя в стрессовой ситуации. Тогда уж и на номер с ней выходите — будьте последовательны. В свое время Вячеслав Фетисов верно подметил: “Как родители хотят сделать из своего сына настоящего хоккеиста, бойца, вожака, если за него папа на тренировку тащит баул с формой и клюшками?!”. То же самое относится и к гимнастике.
Самое большое заблуждение среди людей, поверхностно знакомых с этим грациозным видом спорта, заключается в том, что “художницы” — совсем еще дети. Да, эта дисциплина очень юная по составу участниц — начинают активные занятия девочки в четыре года, но карьера не обязана заканчиваться ближе к совершеннолетию.
— Раннее начало тренировок обусловлено тремя факторами, — рассказывает руководитель городской федерации художественной гимнастики. — Первое: это, конечно, еще не утраченная пластичность детских мышц и связок — именно в юном возрасте закладываются основные навыки и техническая оснащенность, позволяющие потом девушке делать сложные элементы естественно, без напряга. Второе: непосредственность детского поведения, раскрепощенность. Юные спортсменки еще ничего и никого не стесняются, ведут себя открыто, легко выходят на контакт. Это очень важно. Третье: “незамутненность” внутреннего мира ребенка, его уникальная способность воспринимать окружающую информацию и впитывать ее как губка. В это время необходимо прививать девочке вкус, правильное отношение к себе и внешнему миру, развивать чувство прекрасного. В плане же того, когда “пора заканчивать”, много мнений. Практика последних лет (на примере той же Алины Кабаевой) доказывает, что художественная гимнастика — это спорт не только для девочек, но и для девушек. Если спортсменка в совершенстве владеет всеми элементами, к тому же являясь цельной, сформировавшейся личностью, то это пойдет ей только на пользу. Какого-то определенного “пенсионного” возраста у нас нет — все зависит от желания и возможностей самой гимнастки.
В общем, если вы вдруг решили отдать свою дочку в художественную гимнастику, не переживайте, что, рано окончив этот институт женственности, она останется не у дел. Уже доказано, что в этом деле существует и аспирантура. В конце концов, навыки “подачи себя” ей, как мы уже говорили, в жизни пригодятся всегда.