Новости

Моя классная мама

Моя классная мама

Моя классная мамаРомы, Ксюши и Данилы пишут о ней — “нежная, красивая, справедливая девушка”, “самая лудшая, добрая, но справедливая”, “всегда объяснит в уроках”, “когда ушибся — подлечит”, “водит нас в цырк и на различные памятники” — все эти фразы со смешными ошибками ничуть не умаляют кроющегося за ними тепла. Горячие чувства взаимны, ведь “нежная и справедливая девушка” — учитель начальных классов Елена Казакова — старается найти подход к каждому ребенку и беспрестанно думает, что бы еще такого сделать, чтоб детям в школе было хорошо.

— У нас в коллективе много специалистов высокого уровня, — говорит о педагоге Любовь Квасова, директор школы © 145, одного из лучших общеобразовательных учреждений Советского района Красноярска. — Но Елену Михайловну Казакову я хочу отметить особо. Это молодой, но уже состоявшийся учитель, теоретически и методически грамотный, который готовит четвертый выпуск учеников начальной школы. Она удивительным образом сочетает доброту и требовательность, умеет создать комфортный психологический климат в классе. Именно потому ее выпускники хорошо адаптируются в пятом классе, подтверждая отметки, полученные в начальной школе, имеют высокую мотивацию к получению знаний.

Родители 4 “Б” всерьез хотели бы, чтобы первый учитель вел их детей до последнего класса, коллеги не сомневаются в ее профессионализме, а сама Казакова уверена, что ей просто повезло — ее всегда окружали отзывчивые люди, и она сумела найти свое место в жизни. Синеглазая молодая женщина, излучающая спокойствие и доброжелательность, с нескрываемым удовольствием рассказывает о работе профессионально поставленным учительским голосом.

— Елена Михайловна, вы себя вне учительской деятельности представляете? Могли бы заниматься чем-то другим?

— Очень сложно ответить на этот вопрос. Это должно быть очень стоящее занятие, и все-таки хотелось бы, чтобы оно было как-то связано с детьми (смеется).

— То есть, как ни крути, от учительства — никуда. А когда вы впервые ощутили тягу к профессии?

— Очень рано, сколько себя помню, еще в детском саду всегда любила играть в школу. У меня был набор из 15 кукол, я рассаживала их парами, вырезала и склеивала маленькие тетрадки и “учила” их. Став постарше, часто представляла, как захожу в класс и начинаю урок, произношу первую фразу. Мне хотелось вести разные предметы: и русский язык, и математику, и литературу. Интересно, что в моей семье учителей вообще не было. Влияние же на мой выбор профессии оказали педагоги школы, где училась я сама, — талантливые и яркие личности. Особенно благодарна за мое профессиональное самоопределение первой учительнице — Людмиле Юрьевне Борецкой, с которой общаюсь до сих пор.

— Вас не пугало то, что учить — это тяжелый труд, требующий многих моральных и физических усилий?

— Сложность работы учителя я осознала, когда училась в первом классе. Планировался открытый урок, мы его очень ждали, не совсем понимая, что предстоит. На урок прибыли гости, все довольно не-обычно, но после занятия наша учительница вдруг расплакалась, и мы ей очень сочувствовали. Однако ни этот, ни другие моменты, как ни странно, мое желание стать учителем не отбили. К слову, первый открытый урок в моей практике прошел хорошо, может быть, потому, что перед началом я посоветовалась со старшими коллегами и получила очень корректные замечания. С той поры взяла себе на заметку, что не нужно быть самонадеянной, а вот искать совета более опытных учителей стоит всегда.

— Какие эмоции испытывали от вашей первой встречи с учениками?

— По крайней мере, страха не было. Это случилось, когда я еще была студенткой и целых полгода проходила государственную практику. Мне дали небольшой класс из десяти детей, они были замечательные, хотя не во всем успевающие. И то, что мне по-настоящему доверили класс, очень вдохновляло! Я полностью отвечала за все процессы — вела уроки, кормила, водила ребятишек гулять. Детки, конечно, проверяли меня на прочность, одна девочка все время говорила: “А я вас с женихом видела, Елена Михайловна”, надеясь меня смутить и полагая: раз практикантка молодая, у нее обязательно должен быть жених. Но я на эти провокации не особо поддавалась, просто спокойно работала, и, мне кажется, у меня чуть-чуть получалось.

— А негативные впечатления были?

— Единственное, что огорчило меня тогда, — не удалось постоянно работать в той школе. Но это обернулось к лучшему, и я попала в родную, 145-ю. Уже 14 лет в этой школе и каждый день с радостью иду на работу. Отлично помню своих первых “здешних” деток, сейчас они уже наверняка сами мамы и папы. Мне очень повезло с родителями учеников. Они были уже людьми зрелыми и отнеслись ко мне слегка по-матерински и по-отечески — принимали активное участие в жизни класса, но при этом прислушивались к моим рекомендациям, хотя можно было не воспринять всерьез молодую учительницу. Кроме того, с первого моего появления в этой школе я нашла и нахожу поддержку и ободрение директора, завучей и всех коллег. Здесь я приобрела профессиональное мастерство и очень дорожу этим.

— Какие они, современные первоклассники? В чем особенности их характеров?

— Детки приходят очень разные, с ценностями, культивируемыми в семьях. Пожалуй, их общие особенности — любознательность, широкий кругозор, раскованность, свое суждение об очень многих вещах. Большинство ребят стремятся быть на виду, а в силу занятости родителей активно демонстрируют свои таланты в классе. Недавно две девочки заявили: “Мы работаем над повестью”, завели себе в компьютере папку и пишут. Кроме “писательниц” есть “художницы”.

Из минусов современных школьников отмечу тревожность, гиперактивность, неумение адекватно выплеснуть энергию, без вреда для окружающих. Чтобы как-то выровнять эти негативные качества характеров, к каждой личности стараюсь найти конкретный подход. Очень помогает обратная связь с родителями, которые в массе своей, несмотря на загруженность, занимаются детьми. Стараюсь сделать все, чтобы в процессе обучения ученикам было комфортно, ведь от этого зависят и интерес к учебе, и успешность. Методов снятия стрессов множество — в первом классе, когда ребятки были совсем маленькие, у нас были минуты релакса — они укладывались на диванчике, слушая спокойную музыку, ходили по камешкам, мячиками-массажерами снимали мышечный тонус. Во втором классе мы вместе с родителями решили, что детей нужно витаминизировать, стали покупать фрукты и соки, установили кулер с чистой водой. Есть задумки и на будущее — так как дети занимаются в группе продленного дня, было бы прекрасно оборудовать для них дополнительное помещение с цветными мягкими спортивными снарядами — для динамических пауз.

— Елена Михайловна, в ваших классах высокое качество знаний. Как удается достичь этого?

— Я очень хочу, чтобы детям было в школе хорошо, чтобы они стремились получать знания и могли применять их. Самое важное, на мой взгляд, это движение каждого ребенка относительно себя, то есть раскрытие его потенциала. Все дети приходят в школу со своим багажом, кто-то уже умеет читать и считать, кто-то — нет. Надо понимать, что у каждого своя скорость и ритм развития, иногда тот, кто ничего не умел в начале, начинает движение в середине года и обгоняет сверстников. И задача учителя — увидеть возможности и способности каждого ребенка и поощрить его личные усилия. Причем это важно не только в учебе. Мы ставим мини-спектакли, готовим концерты и тематические линейки, и все мои ребята вовлечены в жизнь класса. Иногда из 29 учеников в творческом отчете перед родителями принимает участие только половина детей, но это неправильно. Что чувствует пришедшая на концерт мама, ребенок которой ни в чем не принял участия? Я уверена, что не бывает неспособных и бесталанных детей, нужно, чтобы каждый школьник был вовлечен в жизнь класса, и это обязательно принесет свои плоды.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА