Персона

Владимир Береснев: «У преступников нет выходных»

Начальник городского уголовного розыска Владимир Береснев о службе и семье.

Владимир Береснев: «У преступников нет выходных»

Принцип “вор должен сидеть в тюрьме” из фильма “Место встречи изменить нельзя” можно назвать главным в работе сотрудников уголовного розыска. Ежедневно они проводят не один час за сбором улик, чтобы найти грабителя, мошенника или убийцу. Каким должен быть современный оперуполномоченный и можно ли сравнивать фильмы и реальную службу? На эти вопросы ответил начальник уголовного розыска МУ МВД “Красноярское” Владимир Береснев, который также рассказал о себе и своей службе.

— Почему в своё время вы выбрали именно уголовный розыск?

— В силу характера и личностных качеств я понимал, что эта работа интересна для меня. Ещё в подростковом возрасте смотрел фильмы, связанные с раскрытием преступлений. До сих пор, кстати, их люблю и даже где-то учусь на них, когда анализирую роли каждого героя. После школы я хотел поступить в Сибирский юридический институт, но по ряду причин этого не получилось, и я пошёл на гражданское направление — в СибЮИ учился уже позже и заочно. В 2004 году начал свою службу в уголовном розыске и по сей день её продолжаю.

— Как удалось дорасти до нынешней должности?

— Я 15 лет отработал в одном из отделов полиции в микрорайоне Солнечном. Потом меня пригласили начальником уголовного розыска Октябрьского района — это более весомая работа, потому что территория больше и ответственность выше. Затем руководство посчитало, что я готов возглавить уголовный розыск по Красноярску. Там много факторов берётся в расчёт: организация работы в отделе, раскрытие преступлений на территории... В итоге я был назначен на свою нынешнюю должность и уже два года в ней нахожусь.

— Вы отметили, что любите фильмы о раскрытии преступлений. Можно ли их сравнивать с реальной работой?

— Отличия, конечно, есть. Но тут надо понимать, о каких фильмах идёт разговор. Многие режиссёры относятся к своей работе ответственно и делают её качественно, и это видно по сюжету и событиям. Смотришь и понимаешь, что люди пообщались с сотрудниками, обсудили быт и принципы уголовного розыска. За счёт этого им удалось показать зрителю реалии. Такие фильмы, конечно, приятно смотреть.

— Какие-то конкретно назовёте?

— Сразу вспомню картину “Место встречи изменить нельзя”. Легендарный фильм, это однозначно! Я его очень много раз пересматривал. Там много моментов, связанных с работой уголовного розыска. Ещё есть сериал “Улицы разбитых фонарей”, очень популярный в начале двухтысячных — его тоже стоит отметить. Когда я служил оперативником, то смотрел на Дукалиса и других киношных коллег и понимал, насколько всё похоже на реальную жизнь.

— Несколько лет назад была резонансная история, как вы в отпуске задержали грабителя. Часто ли такое бывает в работе уголовного розыска, когда приходится жертвовать личным временем ради поимки преступников?

— Случаев, не скрою, было много. Мои коллеги-оперативники шутили, что на меня все жулики липнут. (Улыбается.) Тот случай, о котором вы говорите, был в Солнечном, а это компактный микрорайон, где все друг друга знают. Многих постоянно видишь, когда идёшь после работы домой или гуляешь с ребёнком по вечерам. Но тот случай действительно был резонансным: о нём в СМИ писали, в соцсетях. Я до сих пор его помню, хотя восемь лет прошло.

— А можете подробнее рассказать?

— Я ехал по улице Светлова по личным делам и увидел на обочине автомобиль, около которого стояла женщина в халате. Понимаю: надо остановиться. Может, водителю плохо стало? Всё оказалось прозаичнее: преступник напал на женщину в подъезде и отобрал у неё ювелирные украшения, угрожая пистолетом, а затем убежал. Муж потерпевшей попытался догнать его на автомобиле, а потом припарковался на обочине и побежал — в машине его не было. Я уточнил, куда они направились, и женщина указала в сторону гаражей. Понимая, что там есть только один выход, я решил срезать путь. Тут мне, видимо, подыграла оперская удача — преступник выбежал прямо на меня! Вижу, что это именно тот, кого мне описала потерпевшая. Я его тут же задержал и передал сотрудникам полиции.

— Не испугались пистолета?

— В момент задержания я видел его руки и понимал, что опасность мне не грозит. Хотя, честно говоря, не думал об этом. К тому же он был маленького роста и небольшой комплекции, поэтому задержать его не составило особого труда. Как позже оказалось, мужчина был ранее судим и приехал в Красноярск из Сосновоборска специально для совершения преступления. Но мы его быстро раскрыли.

— Какими качествами должен обладать хороший оперативник?

— Твёрдый характер и инициативность. Если у человека нет своей точки зрения, то в уголовном розыске ему делать нечего. Мы часто сидим в моём кабинете и обсуждаем раскрытие преступлений, и я даю возможность высказаться каждому. Можно, конечно, притаиться в углу и скромненько отмолчаться, но это неправильно. Оперативник должен понимать: на месте женщины, у которой дёрнули сумку, может быть его мама. Кроме того, нужно быть готовым к большому объёму работы. Многие преступления раскрываются не сразу, и на них тратятся время и силы. А вообще, как говорили мои наставники, свой район нужно пять лет ногами обойти, чтобы стать хорошим оперативником. Но таких у нас много — и молодых ребят, и опытных.

— Много ли случаев, когда люди приходят в угрозыск под впечатлением от фильмов, а потом понимают, что кино и реальная жизнь — разные вещи?

— Хватает, скрывать не стану. Иногда устраиваются к нам, работают месяц-два и уходят — не выдерживают. Тут думать надо, хитрить, быть умнее преступника и пытаться его обмануть, если потребуется. Видимо, не каждому это дано. Я провожу собеседования при приёме на службу и во время общения примерно на сорок процентов понимаю, будет человек работать в уголовном розыске или нет. Хочет быть хорошим оперативником — ради бога, пусть учится. Но им нужно ещё стать, а это уже сложнее. Вот и уходят некоторые — кто на гражданку, кто в другие отделы. А те, кто остаются, становятся хорошими оперативниками.

— Своих детей видите в службе?

— Старший сын сейчас учится в 11-м классе Красноярского кадетского корпуса и собираться поступать в Сибирский юридический институт. У него есть планы пойти по моим стопам. С дочерью и младшим сыном на эту тему не разговаривал — возраст не тот. Но старший точно решил, что пойдёт в уголовный розыск.

— Это его желание или вы настояли?

— Он сам захотел, я его точно не принуждал. Но, конечно, поддерживаю выбор сына и буду всячески помогать. Даже когда уйду на пенсию, готов с ним заниматься и делиться опытом. У него, кстати, есть хороший пример перед глазами — два старших товарища в этом году поступили в СибЮИ и там учатся.

— Как отмечаете профессиональный праздник?

— Как и все, ничего особенного. Собираемся в торжественной обстановке, чествуем ветеранов, вручаем почётные грамоты и благодарности. Всё как у людей. Но и службу нести нужно — у преступников нет праздников, и они совершают свои деяния в любой день. Впрочем, мы понимаем, на что идём, и готовы ко всему. И всё же хотелось бы, чтобы ребята отметили праздник в кругу коллег или семьи, а не в работе.

СПРАВКА

Отделение уголовного сыска при городской полиции было образовано в ноябре 1908 года. Этому поспособствовало издание царского закона “Об организации сыскных частей”. После революции отделение перешло в ведение Красноярской народной милиции, а с 1934 года стало напрямую подчиняться управлению милиции Красноярского края.

Цифра

Более 3 000 подозреваемых в различных преступлениях задержано сотрудниками отдела уголовного розыска МУ МВД “Красноярское” с начала 2022 года. Самые распространённые правонарушения — это кражи и мошенничества.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА