Новости

Запрет на тариф

Запрет на тариф

Запрет на тарифГруппа депутатов Госдумы от партии “Единая Россия” в открытом письме выразила несогласие с политикой Минфина, расходующего без видимого результата сотни миллиардов государственных рублей на преодоление кризисных явлений в отечественной экономике. Депутаты предложили свой комплекс первоочередных мер. Среди них — заморозить до июля тарифы ЖКХ.

Правда, авторы не пояснили, каким образом это сделать на практике. Дело в том, что тариф ЖКХ — это комплексная величина. В нее входят коммунальная и жилищная составляющие. Первая складывается из тарифов на услуги организаций, поставляющих в дома тепло, горячую и холодную воду. Предельный размер роста тарифов этих организаций устанавливается на предстоящий год государственными регулирующими органами и властью субъекта федерации.

Что же касается второй составляющей, в нее входят содержание и текущий ремонт жилого помещения (в том числе и уборка лестничных клеток), сбор и вывоз ТБО (для домов с мусоропроводом это содержание и ремонт мусоропровода), содержание и ремонт лифтов, а также наем для нанимателей и капитальный ремонт для собственников.

Правительством Красноярского края установлены на 2009 год предельные максимальные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги и за жилое помещение для всех городов и муниципальных районов. В принципе они везде одинаковы — 20-процентный рост. У муниципалитета города в “тарифном марафоне” роль весьма ограниченная. Он устанавливает нормативы потребления и размер оплаты жилья для неприватизированных квартир и муниципальных общежитий. Однако надо учесть, что неприватизированная часть жилого фонда составляет в городе примерно 18 процентов и все время снижается. Что же касается собственников жилья, то они в соответствии с Жилищным кодексом сами на общем собрании должны решить, каким будет размер платы за жилье в том или ином доме. При этом их в принципе не ограничивают ни решения горсовета, ни предельные параметры, утвержденные нормативными актами Федеральной службы по тарифам и краевого правительства. Граждане вправе договориться о большей оплате, если это необходимо для выполнения в доме каких-либо работ. Другой вопрос, что механизм общих собраний зачастую работает формально, но это уже сфера социальной психологии. Во всяком случае, собственники имеют полную возможность воздействовать на формирование платы за свое жилье.

Практика, однако, показывает, что большинство управляющих компаний и ТСЖ Красноярска ориентируются на параметры, принимаемые городом для неприватизированных помещений. Поэтому обсуждение тарифных вопросов в комиссиях и на сессиях городского Совета всегда вызывает живейший интерес. На днях проект решения “Об оплате жилья и нормативах потребления коммунальных услуг в городе Красноярске” был представлен департаментом городского хозяйства на совместном заседании трех комиссий городского парламента. Естественно, на обсуждении присутствовали и специалисты, профессионально работающие в сфере ЖКХ. В кулуарах мы попытались получить их комментарии по поводу идеи замораживания тарифов, выдвинутой думскими депутатами. К сожалению, в большинстве случаев комментариев не было вовсе. Мотив — предложение “московских товарищей” имеет прямое отношение к политике, но никакого — к сфере ЖКХ. Что же касается ответов по существу, то наиболее четко их сформулировал заместитель начальника департамента городского хозяйства Сергей Островский: “Если замораживать тарифы, то надо замораживать и рост цен в тех отраслях, которые не регулируются государством”. Понятно, что, если тарифы ЖКХ будут заморожены, а в сопредельных отраслях будут расти цены на оборудование и комплектующие, то ничего, кроме дальнейшего упадка коммунального хозяйства, не предвидится. Понятно и то, что замораживание можно распространить лишь на тарифы естественных монополий, но не на волю собственников жилья — их-то как обязать?

Вопрос еще и в другом. 20-процентное повышение тарифа несколько превышает официальный уровень инфляции, и это должно обеспечить предприятиям коммунального комплекса минимальную рентабельность. Но, во-первых, официальные данные вызывают у многих серьезные сомнения.

Во-вторых, и об этом вновь напомнил депутатам начальник департамента городского хозяйства Виктор Ящук, размер коммунального тарифа практически в два раза ниже экономически обоснованных нормативов на содержание жилья.

Свои соображения и у ресурсоснабжающих организаций. Состояние коммунальных сетей требует возрастающих объемов перекладки. А где брать деньги? Только из тарифа. Конечно, его ежегодный рост не воспринимается гражданами позитивно. С другой стороны, не стоит забывать и о том, что растут не только коммунальные платежи, но и заработные платы. По данным Виктора Ящука, средняя заработная плата в краевом центре за девять месяцев текущего года выросла на 22 процента. Следовательно, коммунальная нагрузка до некоторой степени компенсировалась приростом доходов населения. Есть группы риска — пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи, люди, потерявшие работу. Но для них более губителен рост цена на продукты, входящие в минимальную потребительскую корзину, чем рост тарифов ЖКХ, хотя бы потому, что во втором случае существуют компенсационные механизмы. А вот рост цен на продукты питания никто замороживать не пытается. А если и пытается, то ничего путного из этого не выходит.

В основе предложения московских депутатов лежит весьма здравая мысль — необходимо сохранить покупательную способность населения в период кризиса. Жаль только, что мысль эта — заемная: ее автор и успешный исполнитель — президент США времен Великой депрессии Франклин Рузвельт. Он же показал: в кризисной ситуации требуются адекватные меры. А радикализм решений зачастую просто признак паники. Рост цен и тарифов характерен для любой экономики, кроме разве что северокорейской.
А вот выработать механизмы, ограничивающие и компенсирующие этот рост для малоимущих, и есть задача власти.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА