Новости
Затяните ремни
Больше ста человек, чьи трудовые книжки находятся в ОАО “Красноярские авиалинии”, вышли на митинг, чтобы потребовать вернуть им долги по заработной плате и пособиям. Это самая крупная акция протеста против неплатежей в краевом центре за последние десять месяцев: напомним, последним конфликтом такого рода стал массовый выход рабочих алюминиевого завода к центральной проходной.
Но власти и руководители научились наконец разговаривать с коллективами. Как и в феврале, когда управляющий директор КрАЗа сумел погасить накал страстей и в своем кабинете договориться с лидерами протестующих, так и сегодня к авиаторам вышел министр транспорта региона Александр Ядов. Он предложил сесть за стол переговоров группе митингующих. Как передала “Городским новостям” пресс-служба транспортного ведомства, беседа закончилась таким разъяснением Ядова: управляющая компания нынешнего авиаперевозчика планирует взять срочный кредит размером в сто миллионов рублей для погашения задолженности по зарплате. Имя банка и условия кредита пока не сообщаются. Однако сегодня общий долг перед коллективом компании уже превысил триста миллионов рублей. “Мы, разумеется, понимаем тяжесть и остроту социальной обстановки у авиаторов и будем держать ее на контроле краевой власти”, — добавил Александр Ядов.
Интересно, что название управляющей компании — “Покровские ворота”. Под этим можно, вероятно, понимать и то, что топ-менеджеры авиаперевозчиков намерены сохранять в компании такую же теплую, милую обстановку, как в полюбившемся народу фильме прошлых лет. Хотелось бы только, чтобы УК при этом не пользовалась тогдашней техникой и искусственным курсом рубля.
Ко всем этим проблемам можно добавить еще общеизвестные перемены на рынке воздушного транспорта — “КрасЭйр” неделю назад региональным арбитражным судом признана банкротом, вместо нее летает авиакомпания “Атлант-Союз”, учредили которую корпорация “Ростехнологии” и правительство Москвы. Напомним, представители “АС” осенью приезжали в Красноярск и обещали подписать с коллективом погибающих “Красноярских авиалиний” специальное соглашение о сохранении социальных гарантий и льгот. Документ, кстати, не подписан до сих пор. Летчики пилотируют самолеты бесплатно, заправщики работают тоже за идею — как, впрочем, и все остальные труженики компании. А ведь это, извините, не сборка табуреток, а самолеты — любой случай ЧП в отрасли тут же становится негативным информационным достоянием государства. Под угрозу попадают жизнь и здоровье пассажиров, если они садятся в лайнер, экипаж которого недобрал калорий из-за пустого кошелька…
Но где все-таки взять недостающие двести с лишним миллионов долга — и это даже если “Покровские ворота” найдут кредит в условиях внезапного кризиса и банковских ужесточений в части займов и переводов?
Председатель красноярской территориальной организации Общероссийского профсоюза авиационных работников Татьяна Орлова рассказала корреспонденту нашей газеты вот что:
— Управляющая компания “Покровские ворота” работает с “Атлант-Союзом”. И предлагает работникам два варианта: либо уволиться по собственному желанию и получить сразу две зарплаты, а остальной долг добрать в будущем году, либо уйти с работы по сокращению со всеми положенными компенсациями. Но у УК, как мне там сообщили, денег нет. Они кредиты хотят взять… Несмотря на обещания московских представителей, побывавших в Красноярске в разгар кризиса вокруг “КрасЭйр”, соглашение с “Атлант-Союзом” до сих пор отсутствует. Вы понимаете, “Атлант” не хочет брать красноярских работников, ему надо кормить своих.
Если суммировать все эти факты, легко прийти к выводу, что воздушная отрасль России оказалась первым черным вестником экономического кризиса. Объяснение выглядит слишком просто, но по сути верно: самолеты летают быстро. Значит, и платить за этот бизнес надо без задержек, а ведь мы с вами помним, что все началось с претензий компании-заправщика “СибирьАвиаСервис”. Между прочим, аналогичные конфликты, как и предсказывали эксперты, появились и в других авиакомпаниях, да каких! Поставщик топлива предложил оплатить керосин правительственной компании “Россия” — правда, дело мгновенно угасло. Вероятно, потому, что “Россия” возит президента, премьера и других руководителей государства.
До осени этого года в стране существовал авиаальянс “ЭйрЮнион”, в который кроме компании “КрасЭйр” входили такие перевозчики, как “Домодедовские авиалинии”, “Самара”, “Омскавиа” и “Сибавиатранс”. Однако после того как поставщики топлива отказались предоставлять свои услуги в связи с большими долгами альянса, что привело к задержке ряда рейсов, холдинг был расформирован. Он не стал дожидаться, пока ему принесут веревку с мылом, а сам подал иск о собственном банкротстве в московский арбитражный суд. Как сообщил ответственный секретарь комитета кредиторов авиакомпаний альянса “ЭйрЮнион” Лев Лещинский, общая сумма долга холдинга перед различными структурами оценивается в размере 12 миллиардов рублей. По мнению аналитиков, банкротство ничего не даст кредиторам, поскольку у компании отсутствуют какие-либо активы. Вот работали братья Абрамовичи — экс-собственники “КрасЭйр” и “ЭйрЮнион”! Мавроди, наверное, локти от зависти кусает.
Региональные власти называют своей главной задачей решение проблемы с долгами по зарплате для сотрудников холдинга. “На сегодняшний день заработная плата выплачена 206 сотрудникам, а обязательства по выплате распространяются на 840 сотрудников компании, — заявил федеральным журналистам красноярский министр транспорта Александр Ядов. — Полной уверенности, когда проблема задолженности будет снята до конца, у меня нет. Все долги, отпуска, имущественные претензии, вопросы матерей, которые находятся в декретном отпуске, — это длительный процесс. Ситуация остается тяжелой, хотя она уже не катастрофическая, как это было в самом начале, когда мы не знали, за что браться”.
Президент России Дмитрий Медведев, разговаривая с журналистами в Ижевске, уделил подробное внимание авиационным проблемам. Ему задали вопрос:
— Известно, что Красноярск прославился в последнее время тем, что у нас авиакомпании грохнулись. Ошибки менеджмента, дорогое топливо и так далее. Дмитрий Анатольевич, согласны ли вы с тем, что нужно вообще транспортные перевозки пассажирские для сибиряков и дальневосточников дотировать государству? Ведь получается, чтобы сюда, например, долететь, я заплатил бешеные деньги — 35 тысяч.
Дмитрий Медведев ответил:
— Это меня самого периодически удивляет, хотя удивляться тут нечему. Конечно, вся инфраструктура гражданских авиаперевозок была разрушена и деградировала, мы с вами это отлично знаем. Я сейчас не буду ни на кого ярлыков вешать, никого обвинять, но это цена распада страны, скажем откровенно. Ведь что-то легко можно возродить, дворцов понастроить, а какие-то вещи гораздо сложнее в технологическом плане. Считаю, что дотации в определенных случаях необходимы. Я об этом говорил и когда у вас, в Красноярске, был, и в других местах. Это не значит, что нужно дотировать все и вся, потому что все-таки у нас рыночная экономика. Но для определенных категорий и определенных мест, там, где речь идет о дальних перевозках, это необходимо. И в принципе правительство этот подход поддерживает.
Если говорить о воздушных перевозках, сейчас вопрос даже не в дотациях. Вопрос еще в том, чтобы сохранить самих перевозчиков. По словам Медведева, можно объединить их и сохранить парк, создать нормальную экономическую ситуацию. “Компании, которые занимаются поставками, ведут себя просто по-хамски, — заявил президент. — Все прекрасно понимают: цены на нефть грохнулись вниз, по сути, в три раза. Это для страны создает проблемы, потому что все мы зависимы, конечно, от конъюнктуры цен на нефть, у нас бюджет может в сложном положении оказаться”.