Новости
Люди D. перезагрузка
Подъем — в пять утра. Целый день, дотемна, — за баранкой. На дороге — лихачи и “чайники”, в салоне — вечно опаздывающие, уставшие от ожидания пассажиры. Нервотрепка, постоянные стрессы и огромная ответственность. За людей, за технику, за предприятие. Расслабляться нельзя, ведь даже секундная рассеянность на транспорте нередко приводит к трагедии…
Так или примерно так можно описать обычные шоферские будни. Впрочем, в реальности все не столь уж ужасно: ведь неслучайно на каждом предприятии, занимающемся пассажирскими перевозками, можно найти водителей, влюбленных в свою нелегкую профессию. Потому что на самом деле это очень интересная, романтичная и крайне востребованная специальность. Можно сказать, что сегодня “люди категории D” необходимы как никто другой.
— Дефицит чувствуется, особенно в настоящее время. Мы обновляем транспорт, приобретаем дополнительные автобусы, готовимся к открытию еще одного предприятия. Водители вынуждены перерабатывать, а это нарушение техники безопасности дорожного движения. Так что потребность есть, серьезная потребность.
Олег Якубович, заместитель главы города — начальник департамента транспорта, комментируя ситуацию в отрасли, о нехватке водителей говорит как о проблеме первого порядка. И действительно, можно идеально выверить маршруты, закупить десятки новых машин и разработать замечательный график движения, но толку все равно не будет, если некому сесть за руль.
Кстати, дефицит водителей — одна из основных причин, скажем так, невежливого отношения к пассажирам на маршрутах. Ежемесячно в департамент транспорта поступают жалобы на грубое и некорректное поведение работников этой сверы, а сколько человек молча проглатывает обиду, наверное, и не сосчитать.
— Если бы штаты транспорт-
ных предприятий были укомплектованы на сто процентов, а новичков принимали на конкурсной основе, то обслуживание пассажиров, несомненно, было бы другим, — считает Олег Якубович. — Водители позволяют себе хамст-во, потому что знают: они незаменимы.
А вот когда мы перестанем испытывать дефицит специалистов, все станет иначе.
Справедливости ради нужно сказать, что кадровый голод в транспортных предприятиях — тема, актуальная сегодня для всей страны. Москва и Казань, Санкт-Петербург и Уфа, Приморье и Нечерноземье — везде то же самое. Да что там, даже в маленькой благополучной Финляндии курсы обучения водителей остаются неукомплектованными. Сотни вакансий (на новом транспорте с гарантией полного соцпакета) не заняты. Не привлекает финскую молодежь романтика дорог, все хотят работать в офисе.
У нас ситуация несколько иная: до недавнего времени заработать в этой сфере, равно как и получить соцгарантии, можно было далеко не на всех транспортных предприятиях. Профессия стала либо крайне тяжелой, либо откровенно неприбыльной. Не обошлось и без неких веяний, диктующих пренебрежительное отношение к рабочей специальности.
— В нашем обществе сейчас есть стереотип — успехов можно добиться только с высшим образованием, — считает психолог Елена Гладкова. — Рабочий с зарплатой в 20 тысяч в нашем социуме все равно стоит ниже менеджера с пятитысячным окладом.
Время все расставляет по своим местам. Сегодня очевидно: переполненные клерками офисы — не самое лучшее убежище от экономических проблем. Мы уже вплотную подошли к тому, что слова “менеджер” и “безработный” встали в один ассоциативный ряд.
— В первую очередь под удар кризиса попала банковская сфера, проблемы появились и в торговле, — рассказывает директор краевого государственного учреждения “Центр занятости населения города Красноярска” Юрий Талдыкин. — Именно там ожидаются самые большие сокращения.
Невостребованные профессии есть и в строительной отрасли, и в машиностроении, и на других предприятиях города. И именно этот, безусловно, очень грустный факт, может стать реальным выходом для транспортников. Потому что, несмотря на все экономические проблемы, данный сектор продолжает развиваться. Так, в ближайшее время в городе откроется еще одно, уже третье по счету, муниципальное автотранспортное предприятие. На нем предполагается порядка четырехсот вакансий (слесари, водители, кондукторы-контролеры). Это в дополнение к тем местам, которые уже были в данной сфере (в начале месяца муниципальным предприятиям требовалось порядка 120 водителей и около 90 кондукторов). Кроме того, существуют вакансии в коммерческих предприятиях, так что места есть. Иди и работай.
Хотя, конечно же, вот так запросто прийти и сесть за баранку никто никому не позволит. Нужно учиться, стажироваться, и такая возможность у жителей города есть. В рамках трехстороннего соглашения департамента транспорта, КГБУ “Центр занятости населения города Красноярска” и лицея
© 56 в профессиональном учебном заведении открылись бесплатные курсы переподготовки водителей. Любой житель, перешагнувший рубеж двадцатилетия и имеющий трехлетний стаж управления автотранспортным средством, может здесь получить новую специальность.
Впрочем, понятно, что “любой” — это слишком громкое заявление. Свой собственный “дресс-код” есть и в данной профессии — слишком велика ответственность профессионала категории D.
— Вы знаете, даже если мы будем испытывать огромный кадровый голод, брать людей без двухлетнего автобусного стажа (именно автобусного, и никакого другого) я все равно не стану, — утверждает руководитель коммерческого транспортного предприятия Галина Долгушина. — Пускай лучше у меня машины простаивать будут, все равно выпущу на маршрут только водителей с опытом управления автобусами. Рисковать в нашем деле — себе дороже. А тратиться на стажировку новичков, на их подготовку к работе я тоже не могу себе позволить — у нас и так достаточно проблем.
С тем, что кадры для маршрутов нужно подбирать весьма тщательно, согласны многие, в том числе и ряд депутатов Госдумы. Еще в апреле один из народных избранников Виктор Водолацкий внес в российский парламент законопроект, предлагающий ужесточить требования к водителям общественного транспорта. В частности документ предполагает, что стать шофером автобуса или маршрутного такси сможет человек, достигший 21 года, а не 20 лет.
Пока что данный проект не стал законом, однако и без его принятия потребность в детальной подготовке водительских кадров для общественного транспорта никто не оспаривает.
— На курсах переподготовки мы довольно много времени уделяем практике, сначала на учебных, а потом и на настоящих транспортных средствах, — заявляет исполняющий обязанности директора профессионального лицея © 56 Олег Глебов.
Кроме того, новобранцев, которые придут в муниципальные предприятия на волне “кризисного набора” после учебы в лицее и трудоустройства, будут выпускать на улицы города только по истечении срока двухмесячной стажировки. В отличие от коммерческих организаций у муниципальных предприятий такая возможность сегодня есть. И ей, по мнению специалистов, лучше воспользоваться.
— Я хочу обратиться к тем, кто остался без работы: приходите в службу занятости или непосредственно в лицей © 56 и учитесь. Вам будет гарантирована стабильная достойная зарплата и полный соцпакет, — заявил недавно начальник департамента транспорта.
По словам Олега Якубовича, водители в муниципальных предприятиях гарантированно получают 22—23 тысячи рублей, а в перспективе планируется еще и увеличение зарплаты. Естественно, каждый получит социальные гарантии: оплату больничных и приличный оплачиваемый же отпуск и другие. Кроме того, график работы будет составлен в соответствии с требованиями закона: режим труда и отдыха шофера нарушать не позволят никому.
От самих же новобранцев требуется соблюдение трудовой дисциплины, старательность, а также… опрятный внешний вид и вежливость.
— Мы должны готовить специалистов, умеющих работать с людьми, — считает руководитель профессионального лицея © 56. — И не случайно в программе подготовки водителей пять часов отведено такому предмету, как культура обслуживания.
В лицее готовы обучать и кондукторов, при этом в их курсе теме общения с пассажирами уделяется еще больше времени — 25 часов. Правда, сегодня на эту должность у нас принимают буквально с улицы, не особо упирая на подготовку. Впрочем, заявлять, что в благополучных транспортных предприятиях набирают всех подряд, закрывая глаза на личные качества человека, тоже нельзя.
— Наши кондукторы специальных курсов подготовки не проходят, однако мы стараемся принимать людей доброжелательных, коммуникабельных, — признается Галина Долгушина. — Если на кого-то поступает жалоба, провожу беседу. Вторая претензия — уже повод к увольнению. Держать тех, кто по-хамски относится к пассажирам, на своем предприятии не стану. Но, впрочем, есть и другие организации, где с кадрами похуже. Там, наверное, не проявляют такой разборчивости.
На самом деле у нас нет законодательного акта, который бы заставлял перевозчиков брать на работу кондукторов со специальной подготовкой. Поэтому принять на эту должность можно любого человека, даже того, кто о культуре обслуживания никогда не слышал.
Есть и другие требования к представителям данной, на первый взгляд весьма нехитрой, специальности. К примеру, необходимо иметь хотя бы начальные финансовые познания, дабы вести оборот билетов. В программе подготовки стоит и изучение основных принципов устройства автобуса, трамвая, троллейбуса: кондуктор должен суметь в нештатной ситуации эвакуировать людей или устранить неисправность. А еще оказать первую медицинскую помощь — ведь мало ли что. В конце концов люди, которые заплатили за проезд, вправе требовать качественную и безопасную услугу. Ну и нормального отношения, несмотря на кадровый дефицит.