Новости
Дорогие дороги
На прошлой неделе на заседании комитета по экономической политике Законодательного собрания края подводились итоги работы дорожной отрасли Красноярска по выделению субсидий из краевого бюджета. Как говорит заместитель начальника департамента городского хозяйства администрации города Михаил Малыхин, присутствовавший на заседании, совещание прошло в хорошем рабочем режиме. Однако в средства массовой информации вылилось немало негатива по поводу качества отремонтированных в этом году дорог.
На комитете прозвучали совершенно различные мнения, касающиеся реконструкции дорог краевого центра. Высказались представители краевой администрации, контрольных органов, счетной палаты, службы архитектурно-строительного надзора и представители заказчика — департаменты городского хозяйства и градостроительства администрации Красноярска.
По данным счетной палаты края, из одного миллиарда рублей краевой субсидии, выделенной городскому бюджету на ремонт и реконструкцию дорог, неосвоенными на конец 2008 года остались 107 миллионов рублей. По словам министра промышленности и энергетики края Дениса Пашкова, который в начале года курировал дорожную отрасль, во время ремонтных работ наблюдались такие негативные явления, как частые расторжения контрактов по различным причинам, затягивание выполнения проектных работ. В результате ремонт начинался в неблагоприятный для строительства дорог сезон — осенью. Так что часть дорог осталась неотремонтированной.
На заседании комитета по экономической политике начальник департамента городского хозяйства Виктор Ящук заявил, что большинство изложенных фактов необоснованны. Неизрасходованные средства не потеряны для городской казны, а сэкономлены. И будут потрачены на ремонт дорог в следующем году.
Неполное освоение средств, выделенных на красноярские дороги из краевого бюджета, объясняется просто. В некоторых случаях подрядчики просто не могут выполнить запланированную работу.
— Нередко проектная документация не соответствует действительности, — поясняет Михаил Малыхин. — Мы, к сожалению, находимся не в идеальных условиях, как того требует законодатель. Выиграв аукцион и выходя на объект, подрядчик зачастую сталкивается с вопросами соответствия проекта действительности.
Затягиваются работы из-за того, что при ремонте дорог можно наткнуться на незадокументированные сети.
— В свое время жилье и сети в городе были ведомственными, принадлежали различным организациям, заводам, — говорит Михаил Малыхин. — На сегодняшний день они не все переданы городу и, соответственно, не учтены. Если хозяин был добросовестным, то документация на жилье и сети существует и передана архитектуре. Но 50 процентов функционирующих сетей не имеет исполнительной документации. Где они проходят, на какой глубине находятся? Это становится известно, когда что-то прорвет или в процессе капитального ремонта дорог. Дальше стоит вопрос об их выносе. А вывести сети — недешевое дело. И требует немало времени. Например, вынос одного километра телефонной канализации занимает пять недель, а мы на ремонт всех дорог имеем всего четыре месяца.
Если пошагово выполнять все правила — от проведения обследования дороги, выдачи технического задания проектной организации, разработки проекта и его проверки на соответствие техническому заданию до объявления аукциона на право проведения ремонтных дорог, — пройдет полтора года. Только после этого подрядчик, выигравший аукцион, имеет право начать работу. Сегодня сроки подготовки документации сокращаются в пользу времени реконструкции и приемки готового объекта.
— Приемка производится совместно со службой архитектурно-строительного надзора, вводится в эксплуатацию и передается в казну города. После этого определяется организация, которая будет содержать дорогу, — поясняет Михаил Малыхин. — За некачественно выполненный ремонт организация несет ответственность — переделывает за свой счет и вновь продляет гарантию на дорожное полотно.
Дороги принимаются, если соответствуют существующим нормам. То, что не соответствует, подлежит переделке. В этом году, например, подрядчик заново укладывал (с полной вырубкой старого) асфальт по улице Игарской по гарантийным обязательствам.
Как ни странно, по законодательству предприятие, которое зарекомендовало себя не лучшим образом в ремонте дорог, на следующий год вновь может заявиться на аукционе. И выиграть его. Федеральный закон запретил заказчику отбирать исполнителей работ по уровню квалификации, учитывается только низкая цена, которую устанавливает подрядчик на свой труд. Кроме того, по законодательству невозможно корректировать виды и объемы работ в процессе исполнения заказа. Поэтому, если что-то происходит после аукциона, работа останавливается, контракт расторгается и торги проводятся по новой.
Хорошо или плохо ремонтируются дороги в Красноярске? Вопрос некорректный, считают чиновники администрации. Здесь привыкли опираться на нормативы. Все принятые в эксплуатацию дороги нормам соответствуют. И качество выполнения работ подтверждается многократными проверками.
— В процессе строительства автомобильной дороги подрядчик осуществляет свой инструментальный контроль, — говорит заместитель начальника департамента градостроительства администрации Красноярска Александр Остапчук. — Проводятся анализы уплотнения, влажности грунта. Технический контроль за строительством дорог осуществляет муниципальное учреждение УКС.
С нового, 2009 года в Красноярске появится еще одно подразделение, которое будет осуществлять функции технического надзора за работами капитального ремонта и содержания дорог. Глава города принял решение о создании муниципального учреждения, сейчас идет подбор кадров.
Красноярск — город с высоким уровнем автомобилизации. Ежедневно на улицы краевого центра выезжает 350 тысяч автомобилей местных жителей и примерно семь тысяч авто приезжающих на работу обитателей соседних районов. При такой нагрузке дорожное покрытие в городе истирается за год на полтора-два сантиметра. Один слой асфальта исчезает с проезжей части примерно за четыре года. Тогда дороги нужно ремонтировать по новой. Это требует больших денег (в департаменте городского хозяйства готова смета ремонтов на три миллиарда рублей). В 2008 году на капитальный ремонт и текущие работы было выделено из бюджетов всех уровней 1 миллиард 497 миллионов рублей. На 2009-й в краевом бюджете уже заложен на эти цели один миллиард рублей. Ожидается поступление 370 миллионов рублей из федерального бюджета. Свою лепту в ремонт дорог внесет и городской бюджет. Специалисты департамента городского хозяйства считают: все деньги будут освоены.