Персона
Елена Сергеева: «Спокойствие, только спокойствие!»
Начальник лагеря «Ласточка» о тревогах родителей и детских шалостях
Елена Сергеева 24 года работает учителем биологии, из них 12 лет летом трудится в загородном лагере «Ласточка». Начинала, как и многие, воспитателем и доросла до начальника лагеря. В этом году Елена Александровна стала лауреатом премии главы города в области образования. Мы поговорили с ней о летнем досуге школьников.
— Почему вдруг вы поехали работать в “Ласточку”? Как вас туда занесло?
— В 2008 году лагерь стал структурным подразделением гимназии № 5, которая затем вошла в состав нашей школы. Вот мы всей командой и опекаем “Ласточку”. У меня муж был начальником лагеря несколько лет…
— Получается, вы “подсидели” мужа?
— Так получается! (Смеётся.) Мы всё лето вместе проводим в лагере, помогаем друг другу, каждый делает, что может.
Работа в лагере прежде всего труд всей команды. Хорошо, когда подбирается крепкий коллектив, которому доверяешь, на который можно положиться… Это очень важно, ведь мы круглосуточно почти три месяца находимся плечом к плечу.
— И вы на протяжении 12 лет работаете без отпуска, в каникулы? У учителей ведь отпуск именно летом?
— Бывает, что пару дней получается отдохнуть вне лагеря, но лет 10 мы с семьёй точно никуда не выезжали из города. Долго без “Ласточки” оставаться не получается. Лагерная работа начинается с планирования, до начала сезона, и просто жалко не увидеть результат своих трудов — того, во что воплотились задумки.
— Сколько детей проходит за смену?
— 300–310 человек. Всего организуем четыре смены с начала июня до конца августа. Дети с 1-го по 11-й класс, с 6 до 18 лет.
— В каком возрасте, на ваш взгляд, ребёнок перерастает летний лагерь? Когда ему уже не интересно?
— Если ребёнок социально активный и ему интересно быть в коллективе, то возраст не важен. Раньше у нас жили по десять человек в комнате — сразу со многими детьми приходилось ребёнку контактировать. Не всем это давалось легко, некоторые воспитанники “ныряли” в свои смартфоны. Но если получалось оторвать их от телефона, то через 3–4 дня дети уже вливались в коллектив и с удовольствием участвовали в мероприятиях. Это дело воспитателя — вовлечь ребёнка в лагерную жизнь.
— Дети сдают телефоны?
— По договорённости. Маленькие ребята, лет до двенадцати, сами сдают, потому что бегают, постоянно теряют, ломают телефоны… А так телефон у воспитателя, и ребёнок при желании всегда может позвонить родителям.
— Тяжело ли в лагере самым маленьким?
— Дети 6–7 лет с трудом отрываются от мамы. Они скучают, переживают… Хотя есть ребята, которые сразу “ловят волну”. Это зависит во многом от того, насколько ребёнок самостоятелен.
— А сами вы в детстве ездили в лагерь?
— Да, причём в ту самую “Ласточку”, жила в корпусе для младших ребят. Мне было восемь лет, я закончила второй класс. Мама ходила ко мне пешком с остановки общественного транспорта, на это требовалось около 40 минут. Сейчас автобусы идут дальше — до “Гренады”, а от неё до “Ласточки” недалеко. Кроме того, многие уже на автомобилях ездят. Так что достаточно просто добраться до лагеря из города.
— На ваш взгляд, нужны ли частые “родительские” визиты в лагерь?
— На мой взгляд, частые посещения не на пользу: ребёнок только привыкнет к лагерной жизни, а тут опять родители приехали. Папам и мамам-то хорошо, они своего ребёнка увидели — успокоились, а малыш начинает скучать и может захотеть домой с новой силой.
Однако чаще мы успокаиваем не воспитанников, а их родителей: “Всё хорошо: раз не звонит, то занят”. Сложно, когда школьник за каждый шаг отчитывается перед папой или мамой, он просто не успевает погрузиться в жизнь лагеря, его всё время отвлекают.
На мой взгляд, если ребёнок впервые отправился в лагерь, то родителям не следует приезжать к нему первые три — пять дней. Пересильте себя, дайте малышу привыкнуть к новым условиям.
У нас задача — заинтересовать жизнью в лагере всех детей: и живчиков, и тихих, домашних.
— Получается?
— Надеюсь! Тут ещё нужно учитывать темперамент детей. Случалось, что воспитанник казался недовольным — был необщительным, особо не участвовал в мероприятиях, а потом оказывалось, что ему всё понравилось. Было комфортно ходить, например, только в один кружок. Другие могут скакать на дискотеке, участвовать во всех мероприятиях и заниматься в самых разных кружках и при этом хотят остаться в лагере на все три месяца. Такое отношение, конечно, радует, но на несколько смен приехать в “Ласточку” ребёнок не может — только один раз за лето.
— Сильно ли поменялся лагерь с тех пор, как вы ездили туда, будучи ребёнком?
— Сама структура не поменялась. Есть кружки, мероприятия, родительские дни, лагерные традиции… Те же “рельсы”, только современнее. Мы стараемся поддерживать лагерную романтику.
— Насколько лагерная жизнь похожа на фильм “Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён!”? Остаются кричалки, “Праздник Кукурузы”?
— Время там, конечно, совсем другое, но лагерная жизнь, честно говоря, похожа. Только мы вместо царицы полей выбираем мисс и мистера “Ласточка”, учреждая множество номинаций, чтобы никого не обделить.
Обязательно проводим день Нептуна, причём не только на Ивана Купалу, а в каждую смену, если выпадает жаркий день. Дети любят обливашки.
А перед днём Нептуна обязательно проводится ночь Творила. В ход идут паста, туалетная бумага… Устраиваем шалости безобидные, тем более с детьми развлекаются и “засланные казачки” — воспитатели.
— Прям как в мультфильме: “А во что можно играть под присмотром? Ребяты-ы-ы, во всё!”
— Так и есть. Нам важно, чтобы ребятам было что вспомнить, рассказать родителям или друзьям.
— А приключений в лагере хватает?
— Ой, хватает. Прошлым летом мы всем лагерем ловили псевдогадюку, которая оказалась безобидным ужиком — змейка старательно пряталась от детей. У нас с одной стороны заповедник, с другой — течёт Базаиха. И когда построили три дополнительных корпуса, то забор перенесли к лесу, и по сути мы подселили к себе ту живность, которая до этого спокойно жила в лесу. Вот она и бегала по нашей территории.
— Дети змею поймали?
— Нет, они её только увидели. Мы проводим инструктажи, и дети знают, что в такой ситуации нужно быстро сообщить воспитателю, а те уже по рации передают информацию охране или администрации.
Взрослые поймали змею и унесли в заповедник.
— Просили ребята её оставить?
— Просили, конечно. Здесь уже уговариваешь, что у змейки жена, дети, и все без него плачут. Тогда ребята успокаиваются.
— Сейчас в лагере делают упор именно на досуговую деятельность?
— Да, ребёнок и так девять месяцев в году учится, не надо его перегружать. Естественно, у нас есть кружки для общего развития, например оригами или робототехники. Ребята там тоже учатся, но не в привычном формате уроков. Но на мой взгляд, важнее научить ребёнка общаться как с ровесниками, так и со взрослыми. Что мы и делаем благодаря вовлечению в разные дела.
В лагере есть рейтинговая система у каждого отряда — они зарабатывают “ласточки” за свои достижения или хорошее поведение. Потом эти баллы можно обменять на бонусы, которые дети сами себе и придумают. Например, могут продлить дискотеку на 15 минут, включать определённое радио или подборку своей музыки.
— Что бы вы посоветовали родителям ваших воспитанников?
— Спокойствия, только спокойствия! Бывают родители, которые очень тревожатся за своих детей. Говорим взрослым: “Если никто вам не звонит, значит, всё у ребёнка хорошо!” Волнение ведь и ему передаётся, он начинает переживать: “Почему мама тревожится? Значит, точно что-то произойдёт!” На самом же деле коллектив лагеря делает всё возможное, чтобы дети жили в комфортных, безопасных условиях, чтобы им было интересно. И радует, когда слышишь, что ребятам понравилось отдыхать в “Ласточке” и они хотят сюда вернуться.