Новости
Мусор увезут подальше
Краевой центр и пригороды должны стать одной большой Красноярской агломерацией. Объединение — вещь благая. Если все аспекты общей хозяйственной деятельности просчитаны до мелочей. Наряду с оценкой экономической специализации городов и районов и их густонаселенности важно продумать, казалось бы, обыденные вещи. Например, куда жители агломерации будут выбрасывать мусор, на какие полигоны свозить?
По данным Енисейского межрегионального территориального управления (ЕМТУ) технологического и экологического надзора Ростехнадзора, в городах и районах агломерации зарегистрировано 75 полигонов и площадок для отходов различного класса опасности. При этом в Красноярске насчитывается 33 площадки, в Дивногорске — две, Березовском районе — девять (в том числе полигон и иловые поля МУП “Жилкомсервис” Сосновоборска), в Емельяновском — 11. В Манском районе зарегистрировано 20 сельских площадок для размещения бытовых отходов. Сколько в рамках агломерации, в том числе и в зеленой зоне, несанкционированных свалок, информации нет. Тем не менее экологи бьют тревогу: Красноярск и ближайшие населенные пункты живут среди мусорных куч.
— В некоторых районах края вообще нет полигонов, только свалки, — говорит заместитель руководителя ЕМТУ “Ростехнадзора” Игорь Варфоломеев. — Ведь содержать полигон накладно: необходимо заплатить за проект, оплачивать работу персоналу. Учитывая бедность бюджетов сельских администраций, это просто невозможно. Так что даже не все районные центры имеют полигоны. Мусор сваливают в ближайшем леске или карьере. В результате отходы хранятся без соблюдения технологий, возможно, в не подходящем по инженерно-геологическим условиям месте. А это может привести к загрязнению атмосферного воздуха и подземных вод, которые потом попадают в питьевую воду жителей.
Впрочем, как считает Игорь Викторович, и наличие полигона не гарантирует отсутствие несанкционированных свалок (как в окрестностях краевого центра). Размещение отходов на полигоне стоит денег. А тариф на вывоз бытовых отходов настолько низкий, что не позволяет коммунальным службам оказывать услугу качественно.
— Сегодня действуют нормативы тридцатилетней давности, отходов же стало в несколько раз больше, — констатирует Игорь Варфоломеев. — Вот и получается: за тот тариф, что установлен органами местного самоуправления, коммунальщики не могут разместить на полигоне сверхнормативные объемы отходов. Часть мусора вываливается в несанкционированных местах.
Возможно, причина образования стихийных сбросов отходов и в другом — отсутствии экономической заинтересованности в переработке мусора. В Красноярске, например, у единственной в крае мусоросортировочной станции возникают проблемы по сбыту бумаги, пластмассы и прочего.
Законом оговорено, что полигоны бытовых отходов должны располагаться в километре от места образования мусора, от города. Сегодня эти нормы выдерживаются администрациями городов и районов. Но в 2020 году, когда произойдет объединение, специально оборудованные свалки окажутся аккурат в центре агломерации. Задумываются ли сегодня муниципалитеты о поиске новых мест для захоронения отходов?
Специалисты считают: с одной стороны, найти новое место для полигона нетрудно — в Красноярском крае достаточно свободной земли, с другой — не хочется возить отходы за тридевять земель.
— Красноярский полигон расположен в Емельяновском районе. Собственник уверяет, что его хватит городу до 2015 года, — говорит заместитель начальника управления по охране окружающей среды администрации Красноярска Наталья Морозова. — Кроме того, в Дивногорске уже два года не работает полигон, и город возит свои отходы на наш объект рекультивации. Этим уменьшает срок его эксплуатации.
Специалисты Ростехнадзора и администрации города считают: самый оптимальный вариант для Красноярской агломерации — строительство мусоросжигательных или мусороперерабатывающих предприятий. Но это слишком дорого, вряд ли у краевого центра найдутся на это деньги. Пока в администрации Красноярска рассматривают возможность дальнейшего освоения земель пригородной зоны.
— В деревне Частые Емельяновского района находится полигон автоспецбазы. Он может выполнять функцию межмуниципального характера, — считает Наталья Морозова. — Но необходимо проработать проект пригородной зоны Красноярска с резервированием земель, чтобы не возить мусор далеко. Или предусмотреть строительство в пределах города мусороперегрузочных станций. Эти предложения мы уже отправили в Законодательное собрание края.
Формально Красноярской агломерации еще не существует. Но думать об ее устройстве необходимо уже сегодня, считают надзорные экологические органы. Чтобы не получилось, как в годы войны, когда практически все крупные предприятия, загрязняющие воздух, разместились в центре Красноярска. Или при строительстве теплоэлектроцентралей и котельных: например, в Березовском районе архитектурное планирование провели таким образом, что коттеджи разместились рядом с золоотвалом ТЭЦ-1. Всю золу ветер сносит на жилой квартал. Сегодня ни первую, ни вторую проблему решить практически невозможно. Можно только попенять на недальновидность местных властей.
— Сейчас разрабатываются проекты терпланирования поселков, городов, края. Здесь важна проработка и размещения полигонов для отходов, — говорит Игорь Варфоломеев. — Комплексность позволит избежать негативных экологических последствий, которые сейчас наблюдаются на территории города. Уже сегодня необходимо предусматривать появление агломерации, а органы местного самоуправления, к сожалению, мыслят в пределах своей территории. Не оценивают ситуацию масштабно.