Новости

Сектор газа по-славянски

Сектор газа по-славянски

Сектор газа по-славянскиТочка в очередном конфликте из серии газового противостояния Украины с Россией была поставлена в минувшее воскресенье. “Торговля природным газом перейдет полностью на европейскую формулу образования цены”, — заявил премьер-министр РФ Владимир Путин журналистам после встречи с премьер-министром Украины Юлией Тимошенко.

Правда, на путь рыночных стандартов в отношении бывшей братской республики страна планирует встать лишь со следующего года. Пока же Украина может закупить газ по европейской цене за вычетом 20 процентов, а Россия будет осуществлять транзит по старым расценкам. Такая ситуация продлится до 1 января 2010-го, после которого стороны намерены целиком и полностью перейти на ценообразование в полном соответствии с европейскими стандартами без всяких изъятий и скидок. Как по транзиту, так и по цене на газ.

В том, что нынешний конфликт, застопоривший поставки голубого топлива через Украину, будет исчерпан в самое ближайшее время, не сомневался в принципе никто. Потому что после каждого “нет” в этом затяжном противостоянии приходится ставить многоточие. И причина весьма очевидна: при любых, даже самых негативных, взаимоотношениях страны просто вынуждены договариваться, так как экономически зависят друг от друга. Украине нужен российский газ и деньги за его транспортировку в Европу, а Россия использует украинский транзит. И пока достойной альтернативы ни у нас, ни у них нет.

Впрочем, стоит помянуть и еще один момент: заложниками конфликта неизменно становятся простые граждане, жители втянутых в эту историю стран. По идее, они в любом случае не должны страдать от холода из-за несогласий в высшем эшелоне власти.

Думаем, что нелишним будет обратиться к истории вопроса об урегулировании проблемы расчетов за газ, который является одним из самых сложных в двусторонних отношениях РФ и Украины. Началось все еще в прошлом веке, когда в 1995 году долг Украины за поставки голубого топлива был реструктурирован на семь лет, но его обслуживание бывшая союзная республика фактически прекратила в 1997-м. Дальнейшие политические маневры позволяли ненадолго загасить конфликт, чтобы потом опять перейти на новый виток взаимных претензий. Долги Украины несколько раз подвергались реструктуризации, цена за транзит и поставку пересматривалась, а стороны выливали друг на друга изрядную долю негатива.

В число основных претензий, звучащих со стороны нашего государства, можно отнести не только требование исправно платить по счетам, но и обвинение в воровстве. Так, еще в январе 1999 года председатель правления РАО “Газпром” Вяхирев направил в адрес правительства Украины телеграмму, в которой содержалось заявление о неуплате долгов и разворовывании газа. На тот момент, по данным российской стороны, несанкционированный отбор топлива составлял около 150—200 миллионов кубометров в сутки. В нарушение существующих соглашений наш партнер осуществлял реэкспорт российского газа в европейские страны.

В ответ украинская сторона настаивала, с одной стороны, на повышении платы за транспортировку газа, а с другой — на сохранении бартерного порядка поставок голубого топлива либо соблюдения ценовых договоренностей, достигнутых в рамках долгосрочных соглашений (так, во всяком случае, утверждают российские официальные источники).

Каждая попытка “Газпрома” пересмотреть договор, который со временем становился для нашей стороны невыгодным, воспринималась как очередное нарушение обязательств и вызывала новый виток конфликта. Предложение же перейти на рыночную цену оценвается как клятвопреступление (что, в принципе, при наличии долгосрочных договоренностей в какой-то мере объяснимо).

Так вкратце можно обрисовать ситуацию, сложившуюся накануне нынешнего газового конфликта. Новейший кризис в российско-украинских контрактных отношениях по вопросам поставки и транзита природного газа возник в конце декабря прошлого года, когда стороны не смогли согласовать график погашения задолженности Украины перед “Газпромом” и договориться о цене поставок на 2009 год. В результате с 1 января подача российского газа украинским потребителям была приостановлена. А позже стало известно о том, что прекращена подача транзитного газа, который через территорию Украины поставляется в страны Европы.

Последний факт привел к неприятным последствиям. В ряде государств Старого Света был введен режим чрезвычайной экономии: остановлены промышленные предприятия, закрыта часть школ. Недопоставки привели даже к перебоям с теплоснабжением жилых домов. Таким образом, в славянский газовый конфликт оказались напрямую втянуты страны, вполне исправно рассчитывающиеся за топливо. Реакция была предсказуемой: в минувшую пятницу официальный представитель Еврокомисии Йоханнес Лайтенбергер сказал, что переговоры между Россией и Украиной — последний шанс для обеих сторон доказать, что они настроены серьезно и хотят разрешить газовый конфликт. Если в ближайшее время стороны не найдут долгосрочного решения проблемы транзита российского газа, Евросоюз может пересмотреть отношения с Россией и Украиной. И наши лидеры доказали, что они способны быстро реагировать на такие угрозы и умеют договариваться. До поры до времени…

В том, что конфликт не первый и не последний, — не сомневается практически никто. Хотя бы потому, что его истоки большинство аналитиков видит не в экономических, а в политических реалиях. Известный украинский политолог, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский в своих публикациях отмечает: “Выделить какую-то одну главную причину газового конфликта сложно. Тут, видимо, надо говорить о комплексе причин, которые вели к осложнению отношений. Важно, что последний газовый кризис проходил в контексте ухудшающихся отношений двух стран. Особенно острая фаза наступила, как известно, в связи с войной в Южной Осетии”.

Намеки украинского политолога на политический подтекст ситуации другой эксперт, директор Социал-демократического института Молдавии Богдан Цырдя, напрямую переводит в область открытого противостояния сверхдержав: “Русско-украинский газовый конфликт выходит далеко за пределы столкновений в энергетической сфере между Россией и Украиной. Ведь понятно, что по своему геополитическому весу, военному и экономическому потенциалу Украина не является реальным соперником для России. Сегодня существуют, как минимум, две противоположные гипотезы о причинах газовой войны. Суть первой состоит в том, что Россия развязала войну против свободолюбивой Украины, чтобы сохранить ее в сфере своих интересов, а также надавить на ЕС с целью ускорения запуска газопровода “Южный поток”. Эту версию разделяют в Вашингтоне. Вторая гипотеза связывает конфликт с желанием некоторых консервативных кругов на Западе и, в особенности, в США, замедлить экономический рост и процесс модернизации России, а также ее превращение в современную сверхдержаву”. Для реализации этих планов западным ястребам, по словам молдавского политолога, нужно разрушить или раздробить четыре столпа российской экономики и могущества: российский энергетический комплекс, ВПК, металлургическую промышленность и Русскую православную церковь, что помогло бы окончательно вытеснить Россию с Балкан и Украины.

О том, насколько реальны данные рассуждения, мы можем только гадать. Предпосылок к тому, чтобы верить, более чем достаточно, однако официальных заявлений с обвинениями политического руководства Соединенных Штатов никто не выдвигал. Более того, в минувшую субботу, президент России Дмитрий Медведев отказался комментировать мнение о том, что нынешний газовый кризис стал результатом влияния американской администрации. “Я не сторонник конспирологических теорий, поэтому не буду сейчас рассуждать по поводу чьей-либо руки или влияния”, — сказал глава государства.

Впрочем, политкорректность и сдержанность в высказываниях — нормальное поведение политического руководства страны. Да и нет причин для истерических высказываний, особенно учитывая тот факт, что у нас в рукаве есть свой козырь, вернее, даже два. Первый: газопровод “Северный поток” между Россией и Германией по дну Балтийского моря, соглашение о строительстве которого было подписано в начале сентября 2005 в ходе визита российского президента Владимира Путина в Германию. Маршрут ветки пройдет в обход бывших советских республик. Второй: газопровод “Южный поток”. Эта магистраль, согласно самым радужным планам, уже в 2013 году должна соединить Россию и Европу по дну Черного моря. Общая протяженность черноморской части газопровода составит около 900 километров, максимальная глубина — более 2 000 метров, проектная мощность на выходе из морского участка — около 31 миллиарда кубометров. К настоящему моменту в целях реализации проекта заключены межправительственные соглашения с Болгарией, Сербией, Венгрией и Грецией. Начальный этап строительства “Южного потока”, который предполагает разработку сводного обоснования инвестиций, завершится в конце 2009 года. И понятно, что до реализации данных задумок, снимающих проблему отношений с бывшей союзной республикой, мы вынуждены как-то договариваться с транзитером — Украиной. Особенно учитывая тот факт, что враг-то не дремлет.

Ведь уже готов к реализации другой проект — альтернативный газопровод “Набукко”: он позволит поставлять среднеазиатский газ в Европу через Турцию в обход России. К слову, его планируют начать строить в 2010 году. И, возможно, с вводом этой магистрали мы станем свидетелями новой газовой войны. Правда, теперь уже без славянского колорита.

 


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА