Новости

НУЖЕН ЛИ ТРЕНЕРУ ГАЛСТУК?

НУЖЕН ЛИ ТРЕНЕРУ ГАЛСТУК?

НУЖЕН ЛИ ТРЕНЕРУ ГАЛСТУК?В нашей традиционной рубрике, основанной на письмах читателей, пополнение — в редакцию пришло новое рукописное суждение от неравнодушного к спорту человека. Или не
к спорту, а к физической культуре? Автор послания предлагает свою, весьма любопытную, идею четкого разграничения этих, казалось бы, неразрывных понятий. Приводим изложенные им мысли полностью, без сокращений. Если у вас есть что сказать по этому поводу — пишите. Будем рады продолжить конструктивную дискуссию в нашем “СТАДИОНЕ”.

Слово-гибрид “физкультура”, как правило, ассоциируется у младшего и среднего поколения с тренировочными кедами, пропахшей потом школьной раздевалкой, болью в мышцах после футбола — в общем, с той самой, ненавидимой многими, “физ-рой”. Старшее поколение видит в ней, в физической культуре, необходимую подзарядку для жизни, здоровья, своеобразный ритуал по поднятию тонуса, аппетита и хорошего сна. Подлинное же значение этих двух слов — физическая культура — зачастую ускользает от нашего восприятия.

А между тем физическая культура — часть общечеловеческой культуры. И, по всей видимости, весьма значительная ее часть, потому хотя бы, что в любом словосочетании, где участвует слово “культура”, понятие “физическая” скрыто будет присутствовать: культура питания, сексуальная культура, культура Древней Греции, культура речи. Да, на первый взгляд, это суждение кажется притянутым за уши, однако давайте задумаемся.

К примеру, в сочетании выражения “культура речи” многие сочли бы понятие “физический” неуместным, поскольку привыкли разделять и даже противопоставлять физическую и духовную культуры, а уж культура речи целиком и полностью относится к духовной. Но это противоречие исчезнет, если мы мысленно вернемся в раннее детство: всякая мама знает, насколько важно для развития речевых способностей малыша тренировать мелкую моторику конечностей всевозможными конструкторами и упражнениями. К тому же, родители, вспомните, что сбалансированное питание для обучаемости ребенка играет не менее важную роль, чем сам процесс обучения. Именно эту фразу, приправленную ссылкой: “по последним данным американских ученых”, я услышал в популярной радио-
передаче. Хотя об этом нам должен говорить элементарный здравый смысл, а не анонимные американские ученые по радио.

А вот другой вопрос: не кроется ли снижение культуры речи в современных СМИ (хотя бы отчасти) в массовом пренебрежении к физической культуре, в упрощении значения этих двух с детства привычных слов? Причина, на мой взгляд, кроется в следующем: в сообщениях СМИ соседство слов “физическая культура” и “спорт” стало для нас привычным, несмотря на явную несовместимость этих понятий. Когда упоминаются средства, выделенные на развитие физической культуры и спорта, то всегда подразумевается, что 99,9 процента получит спорт и лишь доля процента уйдет на его “незаконнорожденную сестру” — физкультуру. Нередко человек с субтильной внешностью воспринимается нами как далекий от физической культуры, а обладателю мощной мускулатуры (независимо от ее происхождения) мы заочно готовы поставить отметку “пять” по физкультуре, не говоря уже о мастерах спорта, олимпийских чемпионах и всевозможных Тарзанах.

При общении с такими людьми нередко обнаруживается их низкая культура на бытовом уровне, невысокие нравственные планки. Например, многие из тех, кто имел удовольствие видеть фильм “Качая железо” — о спортивном подвиге Арнольда Шварценеггера — из-за морально-этических соображений едва ли назвали бы героя фильма человеком высокой культуры, но отметку по физической культуре ему поставили бы наивысшую. Это несмотря на его подорванную печень, поджелудочную железу, на то, что в его венах синтетического тестостерона больше, чем своего собственного! Речь, конечно, идет о том, спортивном, “Арнольде”, а не о теперешнем американском госчиновнике, который наверняка сейчас исправляет ошибки молодости в плане сохранения здоровья. Так, почти в любом виде спорта уровень физической культуры человека обратно пропорционален его спортивному мастерству. Спорт травмирует, уродует, разрушает…

Говоря об этом, мы зачастую представляем себе только связки, сухожилия и внутренние органы, но ведь спорт воздействует и на психику человека, физическая составляющая которой весьма значительна — ведь нейроны нашего головного мозга имеют материальную основу, а результатом их совместной деятельности являются образы, убеждения, чувства, нравственные убеждения. Особенно это касается женского спорта. Природа женской психики вынуждена серьезно деформироваться, подчиняясь приказам обгонять, поднимать, бороть и бить соперницу. Дело в том, что производство тестостерона (мужского полового гормона) при нагрузках намного выше физиологически оправданных, увеличивается не только в мужском, но и в женском организме. А в большом спорте, как правило, не обходится и без шприца.

Спорт еще и убивает. Совсем недавно погиб шестнадцатилетний подросток на соревнованиях по одному из видов “ударных” единоборств. Авторы телесюжета цинично объясняют миру, что произошла ошибка: парня из-за какой-то врожденной патологии сосудов головного мозга, как оказалось, нельзя было бить по голове. Видимо, остальных ребят, по мнению авторов, бить по голове можно и даже нужно. Вдумайтесь только: ребенка можно бить по голове ради спортивных дивидендов. До какого же абсурда мы еще сможем дойти, отстаивая интересы современного спорта?!

Возвращаясь к заголовку, добавлю, что я не пытался ответить на вопрос, а хотел скорее показать, насколько важно для жизни общества в целом то, как на подобные вопросы будут отвечать сами носители культуры — тренеры и преподаватели. Потому что очень хочется, чтобы в жизни и спорте меньше было физического бескультурья и больше — физической культуры.

 

С уважением, преподаватель валеологии Красноярского филиала Санкт-Петербургской академии экономики и управления

Виктор КОХАНКО

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА