Новости
Малых защитит заказ
В конце прошлого года в системе муниципального заказа произошли важные изменения как на федеральном, так и на местном уровне. В декабре в Красноярске состоялись первые электронные торги, а к сегодняшнему дню их число достигло уже семи. Хотя электронная форма аукциона законодательно ограничена суммой контракта не более миллиона рублей, речь идет о весьма значительном объеме сделок. Важным плюсом таких торгов, по мнению начальника департамента муниципального заказа администрации города Владимира Щербенина, является то, что они затруднят возможность ценового сговора участников аукциона.
На электронные торги будет распространен и залоговый механизм, введенный в нашем городе, как мера, гарантирующая добросовестность поставщиков. Кстати, эта практика широко применялась в 2008 году в Красноярске. Необходимость внесения значительных сумм как для участия в торгах, так и, в ряде случаев, при выполнении самого контракта привела к тому, что среднее количество участников стало меньше, чем в целом по России. Однако, с точки зрения Владимира Щербенина, отсеялись в первую очередь фирмы-однодневки, не располагающие ресурсами, гарантирующими выполнение обязательств. Из федеральных новаций наиболее интересными являются законодательные гарантии для малого и среднего бизнеса и отечественных товаропроизводителей. Эти нормы введены Федеральным законом №308-ФЗ, подписанным президентом в самом конце декабря. Первая обязывает не менее 20 процентов торгов проводить исключительно с участием представителей малых форм бизнеса. Крупные предприятия, даже в случае подачи заявки, к участию не допускаются. По словам Владимира Щербенина, красноярская практика показывает, что индивидуальные предприниматели и небольшие фирмы отнюдь не ущемлены в своих правах: половина победителей аукционов и конкурсов — представители малого и среднего предпринимательства. Однако начальник департамента муниципального заказа отнюдь не считает защитные меры излишними. В условиях кризиса крупные компании могут обратить внимание и на сравнительно небольшие муниципальные контракты, которые им ранее были не интересны. Что же касается приоритетов отечественной продукции перед зарубежной, то здесь ситуация довольно непростая. Прежде всего ограничительные меры распространены не на все импортные товары. Они не применяются к продукции, произведенной в тех странах, где действуют наиболее благоприятные экономические режимы для российских производителей. Что же до методики, то существует приказ Минэкономразвития для целей конкурса увеличивать цену импортных товаров на 15 процентов. Если при этих условиях стоимость отечественных аналогов окажется ниже, то выбор делается в их пользу. Если же приобретение импортной продукции оказывается выгоднее даже с 15-процентной накруткой, то извини, отечественный производитель. Возвращаясь к красноярской практике, Владимир Щербенин отметил возросшую правовую подготовленность участников торгов. С одной стороны, это сказывается на подготовке конкурсной документации, с другой — проявляется в значительном количестве жалоб в УФАС. Причем в ряде случаев обоснованных. Примером может служить удовлетворение ряда жалоб, связанных с закупками электронно-вычислительной техники. Дело в том, что заказчики не всегда ориентируются в этом вопросе и порой заказывают технику устаревшую, а то и вообще снятую с производства. В итоге получается, что контракт выполнить невозможно. Для того чтобы снять эту проблему, все подобные заказы будут в наступившем году контролироваться сотрудниками департамента муниципального заказа совместно со специалистами управления информатизации и связи.