Новости
Ледниковый период
В доме у Галины более чем свежо. Хозяйка ходит по дому в валенках, в толстом геологическом свитере, сверху на который надет меховой жилет. “Не надо, не раздевайтесь, холодно, — машет руками Галина. — Видите, я одета как капуста — так и сплю. Сейчас чай вскипит, попьем горяченького”.
Мы садимся пить чай. Тут же на колени женщине прыгает огромный черный кот Тихон (просто булгаковский Бегемот) и сворачивается клубком — пришел погреться, ему тоже зябко. Из окна видна светящаяся дорога в небо — горнолыжная трасса “Бобрового лога” — и даже летящие по ней лыжники. Красота… Если бы не стынущие в сапогах подмерзшие на улице ноги. Несколько лет назад Галина выменяла свою хрущевку на половину деревянного неблагоустроенного дома на Базаихе. До последнего времени была довольна своей сделкой, но нынешние морозы внесли в ее душу сомнения — правильно ли она поступила?
— Вот живем возле курорта ХХI века, сибирского Куршавеля, а в доме — ледниковый период, — смеется хозяйка. — Отопление у нас только печное, а топлю понемногу и только раз в сутки, вечером, когда с работы прихожу. Прошлогодний уголь закончился, запасенных дров совсем мало осталось.
В подобной ситуации оказались многие жители частного сектора Красноярска — им нечем топить свое жилище. Они не могут купить уголь, потому что частным лицам топливо просто не продают.
— Мы пока не можем продавать уголь населению, — говорит генеральный директор ОАО “Красноярский гортоп” Владимир Гильберт, — потому что краевые власти до сих пор не установили тариф на текущий год. Сейчас уголь отгружают только предпринимателям и организациям, то есть юридическим лицам, — для них расценки установлены, они коммерческие.
Такая ситуация возникла из-за новых цен на уголь. Поставщики — СУЭК — подняли цену. Тонна угля с разреза стоит 205 рублей плюс 150 рублей доставка до Красноярска плюс НДС. В результате “Гортоп” получает тонну угля за 418 рублей 90 копеек. Если продавать его населению по старым тарифам — за 426 рублей, то на складские операции и погрузочно-разгрузочные работы не остается и восьми рублей, а эта сумма, понятно, никак не может покрыть затрат.
— “Гортоп” — акционерное общество, не могу я торговать топливом по старой цене, — поясняет Владимир Хаимович, — предприятие просто разорится. Ведь как физические лица у нас отовариваются не только жители частного сектора, но и предприниматели. Потому что никаких документов для покупки угля населению сегодня не требуется. А почему я должен продавать уголь по социальной цене тем же частным тепличным хозяйствам, которые потом торгуют на рынке овощами по коммерческим ценам!? Раньше постановление, которое регулировало отпуск твердого топлива населению, распространялось только на граждан, проживающих в домах с печным отоплением. Чтобы купить уголь, им необходимо было предоставить в “Гортоп” выписку из домовой книги, где указывалась площадь жилья и исходя из этого производился расчет объема топлива. Но законы поменялись. Теперь уголь по тарифам для населения может купить любой гражданин, независимо от места проживания и целей использования топлива.
Мерзнущих людей ему, конечно, жалко, но по новым или даже коммерческим ценам отпускать топливо физическим лицам закон не позволяет. В “Гортопе” говорят, что ждут, пока краевые власти утвердят тарифы на 2009 год для населения. В министерстве промышленности и энергетики, в свою очередь, нам пояснили, что цена на твердое топливо на данный момент утверждена постановлением © 513 администрации Красноярского края, которое было принято в 2007 году. И оно действует до той поры, пока не будет принято следующее. Так что “Гортоп” может отпускать уголь населению по старым ценам. Новый же документ и, соответственно, новые тарифы должны появиться уже на следующей неделе.
Пока же у простых людей два выхода — либо мерзнуть, либо топить дровами. Но последнее дорого. Существует, конечно, и третий вариант — покупать уголь у перекупщиков — тех самых юридических лиц, которые могут приобрести твердое топливо у “Гортопа”. Естественно, значительно переплачивая за каждую тонну угля (у коммерсантов она стоит около полутора тысяч). Именно так собирается поступить и Галина. “До последнего тяну, — говорит женщина, — жду, когда начнут отпускать уголь в “Гортопе”. Но, видимо, уже в эти выходные придется покупать уголь у частников. Иначе мы с дочкой, как динозавры, вымрем от холода”.