Наука и образование

Светлана Васильева: «Люблю, когда дети задают вопросы»

Учитель русского языка и литературы — о чтении, экзаменах и качествах педагога.

Светлана Васильева: «Люблю, когда дети задают вопросы»

В детстве она любила слушать стихотворения Пушкина и Некрасова, которые читал ей наизусть дедушка. Он передал Светлане Васильевой свою любовь к книгам, что повлияло на выбор профессии. Уже много лет Светлана Михайловна работает в гимназии № 15 — учителем русского языка и литературы, заместителем директора по учебно-воспитательной работе. В этом году она стала одним из лауреатов премии главы города в области образования.

Акцент на исследования

— Я приехала в Красноярск из Тасеевского района, села Сухово. Училась здесь в педагогическом институте, потом осталась в городе. Мой дедушка — ветеран Великой отечественной войны. Он много читал. Был очень скромным человеком. Маленькой я особенно любила зимние вечера, когда дедушка читал мне Некрасова, Пушкина, многие его сказки знал наизусть. Потом, когда я училась в школе, нередко испытывала странные ощущения: почему я так быстро запоминаю какие-то стихи? Видимо, знала их на подсознательном уровне.

Дедушка бережно относился к книгам. Всегда читал за столом, сидел прямо. Наверное, это трепетное отношение к книгам и повлияло на мой выбор профессии. Надо сказать, что и моя двоюродная сестра работает здесь же, она тоже учитель русского языка и литературы.

— Каким был ваш профессиональный путь? Вы сразу пришли в эту школу?

— Мы купили квартиру в Верхних Черёмушках, вакансий учителей в близлежащих школах не было. Некоторое время я работала в детском саду: сначала воспитателем, затем заместителем заведующей. Потом место в школе появилось, причём я сразу пришла на должность заместителя директора. И работаю здесь уже 23 года. Занимаюсь не только административной деятельностью, веду уроки.

— У вас есть классное руководство?

— Нет, нагрузка и без того очень большая, совмещать ещё и с классным руководством нереально. Хотя очень хочется. Но у меня достаточно тёплые отношения с детьми. В рамках должностных обязанностей я организую работу с одарёнными ребятами. Толковыми, талантливыми — особенно в научно-исследовательской деятельности.

В принципе, моя профессиональная позиция — педагог-исследователь. Уроки я пытаюсь строить именно так: развивая какие-то исследовательские навыки у детей. Большое внимание уделяю этому во внеурочной деятельности. Мои ученики — победители краевого форума “Молодёжь и наука” в секции “Русский язык”. На муниципальном уровне занимаем призовые места в секции “Литература”, подаём работы по экономике. Также я организую деятельность в этом направлении педагогов нашей гимназии. На протяжении многих лет у нас первое место среди других общеобразовательных учреждений Ленинского района по количеству и качеству исследовательских работ учащихся.

Надо знать свои корни

— Можно ли говорить, что с годами школьная программа по русскому языку становится сложнее?

— На протяжении долгих лет я работаю в классах углублённого изучения русского языка. Бывают разные методические комплексы, комплекты. Например, мне как автор больше нравится Шмелёв. Но, на мой взгляд, каждый учитель, несмотря на то, по какой программе он работает, исходит из потребностей учащихся. Оценивает, что усвоено, что нет. При необходимости ищет дополнительные материалы. Так что всё зависит от конкретных ребят, уровня их способностей.

Есть те, кто считает, что предметы “родной русский язык” и “родная русская литература” повторяют “русский язык” и “литературу”. Не соглашусь. Надо знать своё родное, свои корни.

Сегодня мы сталкиваемся с такой проблемой: дети мало читают. Привить любовь к книгам — задача любого учителя. Сделать это можно только личным примером — и родительским, и учительским.

— Вы сразу можете понять, что перед вами читающий ребёнок?

— Конечно. Он говорит, размышляет по-другому. И не только на уроках словесности. У него и логические связи выстроены по-другому, это сразу бросается в глаза.

— Какие книги выбирают сегодня дети, которые любят читать? Может быть, для вас кого-то из авторов открывают?

— И такое бывает. Например, в прошлом году вместе с одной из учениц мы готовили исследовательскую работу о творчестве Лидии Чарской. Девочка сама выбрала автора, хотя это довольно забытая сегодня писательница. Мне пришлось перечитать практически все произведения Чарской, чтобы помочь ученице выстроить исследовательскую работу. В результате мы получили призовое место на районном уровне.

— Иногда говорят: “У него врождённая грамотность”. На практике вы встречались с таким явлением?

— Это редкие, единичные случаи, когда ребёнок пишет грамотно, не зная правил. Но таким ребятам сложно написать сочинение, связно выстроить свои мысли. Если даёшь какое-то отдельное упражнение, он делает блестяще, даже не зная правил. Но творческое задание выполнить не может. В своей преподавательской деятельности акцент я делаю на творческих работах. Мои дети много пишут, хотя мне и приходится больше времени уделять проверкам.

Возвращаясь к “врождённой грамотности”: возможно, у таких детей более развита зрительная память. Увидели и запомнили правильное написание.

“Всё понятно” смущает

— На ваш взгляд, насколько задания по ЕГЭ и ОГЭ соответствуют тому, что даётся в школьной программе? Достаточно ли ученику знаний, полученных на уроках, чтобы достойно пройти итоговую аттестацию?

— Большинство тем ЕГЭ в курсе русского языка особо не рассматривается. Его задания в основном построены на исключениях из правил — самом сложном материале. Если учитель владеет им, если есть система подачи данного материала, ребёнка можно подготовить. И обязательно нужно это делать. Да и сочинение по русскому языку просто так не напишешь, даже если прекрасно владеешь словом. Потому что есть чёткая структура, которой должен соответствовать текст сочинения. Даже если прочитаешь критерии экзаменационной работы, не всегда сможешь понять, что написать. Должен быть педагог, который показывает, как это нужно делать.

Долгие годы я являюсь экспертом по проверке экзаменационных работ. Сразу видно наш край: то, как работают красноярские учителя. Если проходит перекрёстная проверка и поступают работы из других регионов, отличия видны. Отрадно, что наши педагоги умеют учить писать сочинения. В большей части мы видим грамотные, хорошие работы.

В ОГЭ по русскому языку также есть и сочинение, и изложение. Причём изложение довольно трудное, на морально-этические темы. Нюансам его написания также надо учить. Нужно тренироваться писать эти работы. На учителях большая ответственность по подготовке ребят к итоговой аттестации.

— Помогает ли школьникам опыт, который они получают, проводя научно-исследовательскую работу?

— Конечно. Они получают исследовательскую компетентность. Обычную фразу могут проанализировать с разных сторон, докопаться до самой сути. Но особенно научно-исследовательская практика помогает им, когда они приходят в вузы, техникумы. Становятся звёздами на всех конференциях. Умеют публично защищать свои идеи, не боятся выступать перед аудиторией. У них прекрасный коммуникативный опыт.

— Есть разделы русского языка и литературы, которые плохо даются детям, относятся к особо сложным?

— Всё зависит от ребят и темы урока. Иногда одна и та же тема в разных классах по-разному “заходит”. Бывает, что на уроке получаешь такой позитивный настрой, видишь, какие ребята молодцы, всё на лету схватывают, вопросы задают. Потом на следующий урок к ним идёшь с огромным удовольствием. Люблю, когда дети задают вопросы. Когда же говорят “всё понятно”, кажется, что, напротив, им ничего не понятно. Если есть вопросы, к следующему уроку начинаешь готовиться по-другому, подбираешь дополнительный материал, “прокручиваешь” в голове разные аспекты темы.

— Бывает, что ученики задают вопросы, на которые вы сразу не можете ответить?

— Честно признаюсь: да. Иногда что-то просто вылетает из головы, точно это знаешь, а вспомнить не можешь. Бывает, что ответить не могу, потому что нужно найти дополнительную информацию. Уточняю, вспоминаю, потом обязательно отвечаю ребёнку на его вопрос.

Быть справедливым

— Как складывается ваш обычный рабочий день?

— Обычно прихожу в гимназию к восьми утра. Бывает, и раньше, если я дежурный администратор. Уроки, научно-методическая работа с учителями, проекты, программы развития… Когда у ребят заканчиваются уроки, занимаемся с ними исследовательской деятельностью. Либо ко мне приходят учителя других предметов со своими учениками, я смотрю их работы, комментирую, даю советы.

Практика показывает: стоит год позаниматься с ребёнком, научить его, как работать с исследовательским материалом, и потом он сам достаточно успешно выстраивает свою траекторию в этом направлении. А я уже просто выступаю тьютором, немного корректирую его деятельность.

В гимназии я обычно до пяти вечера. Нередко беру “задания” на дом: тетради на проверку или отчёты, если не успеваю доделать здесь.

— Как семья относится к вашей школьной жизни?

— Дети выбрали близкие специальности. Дочь по образованию педагог-хореограф, сын работает учителем физической культуры в лицее № 12.

— У вас есть любимая книга?

— Люблю стихи Пушкина — те, которые читал дедушка, они не изучаются в курсе школьной программы. Например, мало кто знает замечательное стихотворение “Гусар”. Ещё мне нравится “Генерал Топтыгин” Некрасова. Когда в жизни что-то не так, случается что-то плохое, иду и сама себе мысленно рассказываю эти стихотворения. Это успокаивает, действует как бальзам на душу.

— Вы участвуете в профессиональных конкурсах?

— Я готовлю педагогов для участия в них — и в конкурсе “Учитель года”, и в других профессиональных состязаниях на денежное поощрение. Кроме того, являюсь куратором базовой площадки по применению электронного инструментария в работе учителя. Она открыта в нашей гимназии. Мы помогаем внедрять современные технологии, проводим стажировки-практики, делимся опытом.

— На ваш взгляд, без каких качеств нельзя работать педагогом?

— Сегодня многие говорят, что нужно быть не особо требовательным. Я так не считаю. Часто путают буллинг как предвзятое отношение к ребёнку и требовательность со стороны учителя.

На мой взгляд, требовательность заключается в следующем: если что-то сказал, пообещал, потребовал, нужно довести это до конца. Не прыгать — то одно, то другое, то третье, потому что так и появляется буллинг. Требовательность, системность, справедливость — три обязательных составляющих в работе педагога.

— Какой вы педагог — демократичный, строгий?

— Дети говорят: Светлана Михайловна добрая. Но я считаю, что требовательная.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА