Новости
Первый этап проехали
Каждый день общественным транспортом в Красноярске пользуется около миллиона человек. Каждый день пассажиров обслуживает 82 маршрута. Каждый день по городу снует 1 339 автобусов, троллейбусов и трамваев. Очевидно, что любое изменение этой большой системы может вызвать далеко не однозначную реакцию горожан.
И все же жизнь не стоит на месте, появляются новые требования, законы, вопросы. Поэтому нельзя оставлять все “как есть”. Реформа системы общественного транспорта в Красноярске назрела давно, и сегодня мы можем уже говорить об ее первых итогах.
Маршрутов меньше, автобусов больше
Изменения в сети городского транспорта начались с оптимизации самих автобусных маршрутов. Их количество уменьшилось одновременно с увеличением численности машин на городских улицах и снижением интервала движения.
Как показала практика, именно эта часть транспортной реформы вызвала наибольший резонанс в обществе. Жители, недостаточно проинформированные об изменениях маршрутов, их новых номеров, встретили нововведения в штыки. Честно говоря, время было непростое, но трудности все же удалось преодолеть.
— В результате многочисленных писем, встреч, обращений в новую схему были внесены изменения по 22 автобусным маршрутам, и некоторые из них вернулись на улицы города, — говорит заместитель главы города, начальник департамента транспорта администрации Красноярска Олег Якубович. — Скажу сразу, что в ходе реформы все же пришлось изменить ряд популярных маршрутов. Причина в том, что они были слишком длинными и никак не вписывались в существующие нормативы.
Тем не менее с нового года в департамент стало поступать значительно меньше “маршрутных” обращений. И еще один факт в пользу новой транспортной схемы: многие красноярцы уже отметили, что хаотические гонки на выживание среди автобусов уходят в прошлое. Тем не менее работа по оптимизации маршрутной сети продолжается, предложения пассажиров поступают, анализируются и применяются на практике.
На смену пазикам
Появившись 14 лет назад, пазики существенно облегчили участь горожан, часами простаивающих на остановках в ожидании “муниципалов”. Но прошло время, и в краевом центре возникла потребность в другом транспорте, где мест будет больше, сиденья удобнее, а поездки приятнее. Поэтому следующим этапом реформы стало комплексное обновление подвижного состава транспортных предприятий.
— В декабре мы приобрели 75 больших автобусов за счет средств городского бюджета, — рассказал Олег Якубович. — Кроме того, нам навстречу пошли и перевозчики: в предприятиях ИП Сидоров В. М. и ООО “ТНГ-авто” Кнапнугель
А. Э. было заменено 52 машины на новые автобусы марок МАЗ, НеФАЗ, Хайгер. Это позволило полностью укомплектовать большими автобусами в 2008 году маршрут © 85 “Ветлужанка — В. Черемушки” и в 2009-м — маршрут © 90 “В. Базаиха — Госуниверситет”, на малую вместимость которого поступало большое количество жалоб. Также достигнуто соглашение в течение третьего квартала заменить автобусы на маршруте © 3. В целом количество пассажиромест увеличилось на девять процентов.
Помимо этого, департаментом были разработаны и переданы в министерство транспорта и связи края инвестиционные проекты на покупку 150 автобусов, 15 трамваев, 50 троллейбусов на общую сумму 929,5 млн руб. Приобретать их планируется в течение двух или трех лет: более конкретные сроки зависят от экономической ситуации и наличия средств в бюджете. В свою очередь, министерство края направило заявку на участие в федеральной программе обновления подвижного состава для муниципальных и государственных нужд.
Электронные нововведения
Непростыми этапами транспортной реформы стали внедрение пластиковых социальных карт и автоматизированной навигационной системы диспетчерского управления на основе технологии ГЛОНАСС/GPS.
По первому этапу работа уже заканчивается. В настоящее время льготники могут ездить на 60 автобусных, всех троллейбусных и трамвайных маршрутах. Для того чтобы задействовать всех перевозчиков, городу не хватает 425 считывающих устройств “MEMOR-2000”. Но уже существует договоренность с министерством транспорта и связи администрации края: в марте планируют полностью укомплектовать оборудованием все автобусы. Сразу же после этого начнется разработка единого пластикового проездного билета для населения.
— До настоящего времени мы не могли предложить жителям такой вид оплаты за проезд, — рассказал Олег Петрович. — На рынке перевозок работает большое количество предприятий, а отсутствие технических возможностей не позволяет установить механизм справедливого распределения средств. Но потребность в проездных очень большая, о чем свидетельствуют многочисленные обращения жителей.
Что касается вопроса о ГЛОНАСС / GPS, то в октябре 2008 года создано муниципальное учреждение “Красноярскгортранс” для обеспечения централизованного управления движением пассажирского транспорта. Автобусы, оснащенные датчиками, теперь отображаются на экране монитора диспетчерского пункта в режиме реального времени. Самовольно отклониться от маршрута они не могут — это будет известно диспетчеру, который при необходимости для корректировки движения выходит на связь с водителем.
На сегодняшний день навигационными терминалами оборудовано 42 автобусных маршрута, все троллейбусы и трамваи. В городе определено 50 остановочных пунктов, на которых требуется установка информационных табло, показывающих время прибытия маршрутов. А один экран уже висит на остановке “Театр оперы и балета”.
Однако внедрение системы поначалу пришлось не по нраву ряду перевозчиков.
— По первоначальному варианту договора в случае, если у тебя случайно ломался автобус, тебе полагались штрафные санкции, — объяснила перевозчик Галина Долгушина. — Мы не считали эти требования приемлемыми, долго вели переговоры, а сейчас приходим к компромиссу. При этом ничего не имеем против самой системы ГЛОНАСС, как ездили по расписанию, так и дальше будем ездить. Нам слишком дорог каждый пассажир, чтобы прекращать движение когда вздумается.
Соблюсти баланс
Еще одним итогом прошедшей реформы стало изменение соотношения муниципального и коммерческого транспорта. В ноябре 2008 года создано МП “Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие © 5” (МП “КПАТП-5”). Это позволило создать более 400 новых рабочих мест и улучшить обслуживание пассажиров Октябрьского, Железнодорожного и других районов города. Муниципальные автобусы последнего поколения уже работают на маршруте © 32 “Госуниверситет — Ул. 3-я Дальневосточная”, высвободившиеся машины заменили маленькие пазики на маршруте
© 11 “Ул. 3-я Дальневосточная — Железнодорожный вокзал”. После выхода всех новых автобусов на улицы города доля муниципального транспорта (с учетом троллейбусов и трамваев) вырастет с 24,5 почти до 30 процентов.
Первый этап транспортной схемы завершается, но работы еще, по словам представителей отрасли, непочатый край. Необходимо продолжить обновление подвижного состава, развивать диспетчерскую службу, продолжать строительство конечных остановок, а также ввести конкурсный отбор перевозчиков на осуществление пассажирских перевозок в Красноярске. Ведь после первого шага всегда следует второй.