Проспект культуры
В Красноярске обсудили развитие детского российского кинематографа
Представители киностудий, общественных организаций встретились на форуме “Российская креативная неделя — Сибирь”.
Какими должны быть фильмы для детей и юношества? Почему наше современное кино, по мнению экспертов, пока отстаёт от голливудского: юный зритель предпочитает зарубежные картины? Как снимать фильмы, которые будут одновременно и “цеплять”, и воспитывать? Об этом и многом другом говорили участники круглого стола — представители киностудий, общественных организаций. Мероприятие состоялось на форуме “Российская креативная неделя - Сибирь”.
Развлекать или просвещать?
— От того, как формируется личность малыша, зависит, каким человеком он станет, — напоминает Николай Данн, президент международного детского и семейного кинофестиваля “Ноль Плюс”. — Главные задачи кино — формирование творческой личности ребёнка, его воспитание с самого раннего возраста.
Эксперт отмечает: к сожалению, сегодня в государстве нет системы по развитию детского кинотворчества, а она должна быть как основа. “Чтобы создать детский кинематограф, должна появиться последовательная система, позволяющая многоступенчатый рост профессионалов, — говорит он. — И растить их надо с детского сада, школы. Открывать киноклассы, кружки, киношколы, акцентировать внимание на детском кинотворчестве, чтобы оно стало системной работой”.
Параллельно необходимо заниматься формированием зрительской аудитории.
— Без неё кино не имеет смысла. Каким должен быть зритель: тем, кто употребляет, или — кто осмысляет? С одной стороны, аудитория должна понимать, зачем это смотрит, и уметь смотреть. Для этого необходимо развитие кинопедагогики: когда фильмы создают и смотрят с целью воспитания и образования, — считает Николай Данн. — С другой, естественно, что из кино не должна уходить и развлекательная функция, но в её контексте необходимо присутствие образовательной составляющей. Когда мы создаём тот или иной образ в кино, зритель начинает копировать его. Посмотрели — захотели стать такими же. Необходимо учитывать и то, что фильмы должны “зайти” в школы. В связи с этим есть предложения о создании сети школьных кинопрокатов. Они бы работали как киноклубы: ребята посмотрели картину вместе и обсудили.
Начнём с лаборатории
Дмитрий Якунин, заместитель исполнительного директора Фонда поддержки регионального кинематографа, согласен с коллегой: сегодня системы по воспитанию кадров для детско-юношеского кино, скорее, не существует.
— Поэтому совет нашего фонда принял решение о создании лаборатории детско-юношеского кино и сериалов, мы пригласили художественным руководителем данного направления Александра Карпиловского, — рассказывает он. — Приём заявок на участие в лаборатории планируем весной. В июне отберём проекты шорт-листа.
Авторы лучших работ станут участниками образовательной программы, получат возможность представить свои проекты производителям кино.
— Надеемся, так в нашей стране запустится то самое новое детское кино, — говорит Дмитрий Михайлович. — Важно сделать так, чтобы детский кинематограф, а это и художественные, и документальные фильмы, и сериалы, развивался не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в регионах.
В проигрыше Голливуду
— Почему на определённом этапе мы проигрывали режиссёрам Голливуда? Они снимают семейное кино. То есть универсальное, интересное и детям, и взрослым, — считает Алексей Рязанцев, генеральный директор кинокомпании “Каро Прокат”. — Я не против такого кино. Но последние двадцать лет нашим кинематографом правил именно Голливуд. И до момента его ухода из нашего проката, скорее всего, такой дискуссии не было бы. И отечественные фильмы вряд ли имели бы шансы, так и остались бы в теневой зоне. Сейчас происходит радикальный поворот. Сегодня общий процент фильмов российского производства в прокате — уже более 90.
Алексей Анатольевич приводит пример: успех проката картины “Сердце Пармы” показал, что люди хотят ходить в кино. “Зритель никуда не делся, но нужны сильные, прорывные картины, которые могли бы заменить Голливуд”, — говорит он.
— Из нашего кино ушло главное — эмоциональное подключение зрителя к экрану. Режиссёры умеют развлекать, пугать, но дети скучают на фильмах, — считает Александр Карпиловский, режиссёр и сценарист. — Ребёнок в финале смотрит на экран глазами, полными слёз счастья, улыбается, в горле стоит ком — такого после просмотра современного отечественного кино нет. А после советского — было. И после мирового есть. Но ведь ради этого люди и ходят в кино. Чтобы испытать чувство очищения, катарсическое переживание, как такое ощущение называл Аристотель. Без такого эмоционального переживания кино бессмысленно. Посмотрели и забыли.
По мнению эксперта, именно с возрождения катарсиса должно начаться возрождение отечественного детско-юношеского кинематографа.
— Есть рекомендация: водить детей в кино. Но если фильмы, воспитывающие в духе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, будут неинтересными, мы получим обратный эффект, — считает Александр Карпиловский. — Ребёнок посмотрел иностранный фильм, который представляет, допустим, какие-то идеи фашизма, однополой любви. Если это кино снято так, что цепляет зрителя, у детей возникает вопрос: “Кто сказал, что это плохо? Взрослые всё придумывают”. Пока мы проигрываем на этой линии фронта. Миллиардные вложения не помогут, если не научимся снимать кино, цепляющее за душу и сердце.
Как это сделать? Для этого нужно искать, обучать режиссёров.
— Специалистов, которые могут внести такую лиричную ноту. Не каждый это чувствует, не каждый умеет, — говорит Александр Юрьевич. — Сначала у нас выросло поколение режиссёров-рекламщиков. Они сменились кавээнщиками, те, в свою очередь, — “сериальщиками”. А режиссёры, которые давали эту человеческую ноту, затерялись в лабиринтах коммерческого кинематографа. У них не было возможности проявить такое умение, это не было востребовано. Теперь их время пришло.
Эксперт отмечает: ещё одна проблема — отсутствие сценариев. “Система их производства сформирована так, что хороший просто не может появиться. Потому что сегодня сценарии не пишут, а переписывают, — рассказывает Александр Карпиловский. — Чтобы создать сценарий, нужно время и вложение денег. Но никто не хочет вкладывать в то, что потом, возможно, не понравится. И ещё — все наши усилия бессмысленны, если нет детей-артистов. Сейчас сложилась такая ситуация: страна огромная, много талантливых ребят, но в кино снимаются только дети Москвы и Санкт-Петербурга. Потому что нет механизма попасть в столицу на кастинг. Нужно создавать всероссийскую базу талантливых детей. Если реализуем некоторые из этих пунктов, есть шанс возродить кино”.
— Нужно придумать новый язык говорения, в первую очередь отказаться от слова “юношеское”, поскольку подростки сейчас не называют себя так, — считает Нина Добрынченко-Матусевич, руководитель детско-юношеского образовательного кластера Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени Максима Горького. — Необходимы новое содержание и новые герои, а для этого — новые форматы и идеи. Нужно быть открытыми и давать авторам новые возможности.
В октябре президент России Владимир Путин поручил правительству внести поправки, предусматривающие госфинансирование производства и проката художественных фильмов для детей и юношества. Министерство культуры должно представить предложения по организации за счёт средств бюджета регулярных совместных посещений школьниками кинотеатров. Ребятам будут показывать фильмы и мультфильмы, направленные на развитие детей на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Кроме того, Институт развития интернета ежегодно будет получать 3,9 миллиарда рублей на производство цифрового контента и мультимедийных продуктов, направленных на патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи.
Фото: кадр из фильма "Нахимовцы"