Стадион
Дмитрий Бывальцев: «В кимоно ты преображаешься»
Каратист и художник Дмитрий Бывальцев — о себе и своей судьбе.
“Художник с чёрным поясом” — так себя характеризует трёхкратный чемпион мира по паракарате Дмитрий Бывальцев. Пятнадцать лет назад тяжёлая авария и кома разделили жизнь парня на “до” и “после”, но он не сдался и, восстановившись, стал совмещать спорт с искусством. И оба направления даются ему одинаково легко и непринуждённо.
Встреча с Дмитрием Бывальцевым в краевой библиотеке изначально была запланирована как творческая — художник проводил там выставку своих картин. Однако в разговоре с почитателями его искусства нашлось место в том числе и спорту. Также Дмитрий рассказал о восстановлении после травмы, учёбе в институте, тренерской работе и многом другом.
Штанга как стимул
— У меня пятый дан по карате, я с шести лет занимаюсь, — говорит Бывальцев. — Когда был старшеклассником, учил всех — и взрослых, и детей. В конце девяностых в Красноярске были единицы тех, кто сдавал на чёрный пояс. А он у меня уже тогда был.
К 20 годам я стал чемпионом России и призёром чемпионата Европы. Моё направление — фудокан-карате, которое с каждым годом набирает популярность. Особенно оно развито в Европе. При этом фудокан не является олимпийским видом спорта.
Когда я учился в институте цветных металлов, параллельно с карате занимался дзюдо. Четыре года ему отдал. Затем окончил институт по специальности “производственный менеджер”, защитил диплом. И буквально через пять часов произошла та самая нелепая авария... Это было 22 июня 2007 года — началась моя личная война.
Я три недели пролежал в коме, и родители не знали, выживу или нет. Отец сказал врачам, чтобы они не вскрывали голову, — это меня и спасло. Я часто шучу: видимо, так сильно хотел спать, что уснул на 21 день. Но в итоге проснулся, и с того момента началась моя вторая жизнь.
Когда я лежал в больнице, мне отец в палату принёс 15-килограммовую штангу. А у меня вся правая половина тела была парализована, ничего не мог сделать. Но штанга лежала рядом, и она служила стимулом. Я уже потом занимался жимом лёжа, даже на соревнованиях побеждал, хотя врачи мне запрещали большие нагрузки. Но просто тягать штангу скучно — профессиональному спортсмену всегда хочется чего-то добиваться. И мой доктор однажды сказал: “Делай то, что нравится, я разрешаю”. Я даже хотел на Паралимпиаду по жиму лёжа попасть — может, получится когда-нибудь.
“Давай, рыжий, давай-давай!”
— После травмы моё мировоззрение поменялось, я нашёл новый круг общения, познакомился с интересными людьми. Меня поддерживали очень многие, за что им большое спасибо. И с супругой мы познакомились уже после аварии. Я ещё тогда плохо говорил, но уже рассказывал ей о соревнованиях и живописи.
Сейчас я работаю тренером в школе, занимаюсь с детьми из начальных классов. Для этого получил физкультурное образование в педагогическом университете, защитил магистерскую диссертацию. Учиться было тяжело, я даже хотел бросить, но у меня были хорошие преподаватели, которые постоянно подгоняли: “Давай, рыжий, давай-давай!” Так и выучился. Когда надеваешь кимоно и выходишь на тренировку, то преображаешься, чувствуешь себя по-другому. Я это знаю по себе. У меня есть пример для подражания — основатель фудокана Илия Йорга, которому 82 года, но он до сих пор в форме. Это верующий человек, и его многие считают своим учителем. Также мне помогают ребята из Всероссийской федерации фудокан-карате, за что я им очень благодарен.
Недавно вот увлёкся бегом. Уже на пять стартов выходил, даже в Железногорск ездил на соревнования. Это массовые забеги, где много участников, но я и для себя бегаю. Каждое утро выхожу. Спорт для меня — это жизнь. Без разницы, какая на улице погода, главное — пробежать. Правда, в сильный холод стараюсь беречь себя, чтобы не заболеть. Мне ещё к детям идти!
Рисунки от сердца
До аварии я кисточку в руки не брал. В школе даже простой домик не мог нарисовать. А потом втянулся. Подумал: не зря же мне дали вторую жизнь! Начал книжки читать, узнал про Ван Гога и увлёкся. Потом даже в суриковскую школу искусств поступил, но через месяц бросил. Поэтому профессиональным художником меня считать нельзя. Мне говорят: “Дима, тебе надо учить детей!” А я могу им только карате показывать. (Смеётся.) У меня свой стиль, который многие называют импрессионизмом. Рисую то, что вижу и чувствую. Такое вот наивное художество. Причём я сам правша, но кисточку держу левой — это сознательное решение, потому что тогда рисунок идёт от сердца. Мастерской у меня нет, и все работы хранятся на балконе — конечно, это не очень хорошо.
В 2020 году мне позвонили с телеканала “Спас” и позвали на программу, которую ведёт Дарья Донцова. А у меня тогда мопс жил, и я решил его нарисовать и взять картину с собой в Москву. Съездил на эфир, пообщался и подарил этого мопса Донцовой. Она посмеялась, конечно, но ей было очень приятно.
Отдельное спасибо хотел бы сказать Юле Ивановой, которая в своё время поверила в меня и помогла организовать первую выставку. Жаль, что её нет с нами. (Художница Юлия Иванова умерла в сентябре 2021 года. — Прим. авт.) Сейчас вот я выставил свои работы в краевой библиотеке. Скоро поеду в Абакан, там покажу картины. Мы долго договаривались с местным музеем, и наконец-то всё получилось.
Вообще мы, каратисты, не только одним спортом живём. Я и в театры хожу, и музыку слушаю, и в библиотеке часто бываю. Всегда нахожу для этого время. Надо же как-то развивать свои извилины!
ДОСЬЕ
Дмитрий БЫВАЛЬЦЕВ
Дата рождения: 5 июня 1985 года, город Красноярск.
Деятельность: каратист, тренер, художник.
С детства занимался карате, был чемпионом России и призёром чемпионата Европы. В 22 года попал в серьёзную автомобильную аварию, получил черепно-мозговую травму и три недели лежал в коме. После восстановления вернулся в спорт и в 2019 году стал трёхкратным чемпионом мира по паракарате. Имеет пятый дан по фудокан-карате. Параллельно со спортом занимается живописью. Картины Дмитрия Бывальцева выставлялись в различных залах Красноярска и городов края.
Дмитрий Бывальцев известен ещё и как иллюстратор. В 2021 году он нарисовал картинки к “Азбуке”, которую выпустила красноярская писательница Елена Пикурова. За эту работу Дмитрий был награждён Архиерейской грамотой Императорского православного палестинского общества.