Новости
И дизайн, и космос
“Мой четырнадцатилетний сын день и ночь просиживает за компьютером. Спортом заниматься сейчас не хочет, хотя несколько лет назад увлекался хоккеем. Учеба его тоже не особо интересует. Мне бы хотелось, чтобы ребенок в свободное время занимался еще чем-то дельным, кроме безумных компьютерных игр. Спрашивала, что есть в школе из кружков и секций, он отнекивается, что все только для младших — рисование, лепка, хореография. Предлагается ли сегодня старшим школьникам что-то интересное помимо учебной программы? Где можно узнать эту информацию?
Лариса Валерьевна Иратова”.
Отлучать взрослеющее чадо от телевизора и компьютера, хотя бы на время, необходимо, уверены учителя и родители. Вред и от того, и от другого ящика очевиден. Только вот как переключить внимание подростка на более полезные и интересные вещи, помочь найти ему общий язык с ровесниками?
Увлечь старших ребят достаточно сложно. В системе дополнительного образования в основном обучаются дети 6—12 лет, и малышей в кружки обычно приводят родители. В десять-двенадцать лет ребенок уже выбирает досуг сам, но ориентируясь на советы родных, рекомендации педагогов, увлечения ровесников. А вот тинейджеры оказались неподконтрольны взрослым. Во многом это объясняется ориентированностью программ дополнительного образования на интересы и потребности детей младшего и среднего школьного возраста. Занятия часто строятся по принципу классно-урочной системы, что тоже не особо привлекает старших. Чтобы серьезно заинтересовать ребенка пятнадцати-шестнадцати лет, придется постараться.
— Опыт показывает, что ребят привлекает деятельность в области дизайна, архитектуры, медиа- и информационно-коммуникационных технологий, участие в молодежных проектах, — рассказывает Марина Чернышкова, главный специалист главного управления образования администрации города. — Мы обозначили четыре перспективных направления программ в системе дополнительного образования, это гуманитарные, научно-технические, социальные и управленческие технологии.
В Красноярске нашли способ поддержать наиболее интересные инициативы и занять взрослеющих детей. Второй год у нас действует городская целевая программа “Развитие системы воспитания и дополнительного образования в городе Красноярске”. Механизм ее реализации таков, что финансирование осуществляется на конкурсной основе. Финансовую поддержку получают не учреждения в целом, а конкретные проекты — программы, представленные учреждениями дополнительного образования либо структурными подразделениями на базе обычных школ. Проекты должны соответствовать определенным требованиям и выполнять ряд задач. Полученные же деньги победитель должен вложить в приобретение оборудования, которое позволит качественно воплотить идею в жизнь.
Кроме того, на базе учреждений, где реализуются проекты, работают стажерские площадки. Получить опыт и проникнуться атмосферой может каждый заинтересованный педагог. Презентовать свои программы и получить оценку экспертов на городском уровне можно на “Школьном форуме”. В прошлом году общее количество задействованных в представленных проектах ребят составило около четырех тысяч человек.
Например, центр детского творчества © 3 Кировского района стал победителем, предложив любопытный проект — сами ребята захотели создать кинологическую службу. Дело в том, что на базе центра уже существует подобный кружок. В него входят старшеклассники, всерьез занимающиеся воспитанием собак. Однако юные кинологи столкнулись с ситуацией, когда их сверстникам покупают собак, а владельцы животных совершенно не знают, что делать с питомцами. Отсюда и такое количество невоспитанных псов и растерянных хозяев. Теперь более опытные школьники намерены обучать всех желающих основам дрессуры. Причем приглашаются владельцы разных пород — от пекинесов до ротвейлеров. На полученную сумму гранта авторы проекта приобрели необходимый инвентарь и снаряды для животных. Ребятам выделен участок в районе улицы Кутузова, весной там появится специальная огороженная площадка. Организаторы надеются привлечь к занятиям, как минимум, два десятка юных собаководов.
Другой пример — создание молодежного медиацентра. Проект подготовлен центром творческого развития и гуманитарного образования. Авторы поставили весьма серьезную задачу — научить ребят грамотно ориентироваться в информационном пространстве. То есть понимать чужие тексты и послания и создавать собственные, уметь фильтровать полученную информацию. Человек будущего, по убеждению авторов проекта, прежде всего хорошо информированный гражданин. Он способен не только интерпретировать “месседжи” извне, но и принимать решения. Несмотря на уход части молодежи в виртуальный мир, потребность в общении все равно остается велика. Иначе не были бы так популярны блоги, чаты, форумы, личные страницы в ЖЖ. Учебный план предполагает знакомство ребят с лингвистикой, журналистикой, психологией и информационными технологиями. По сути, чем не увлекательное занятие для погруженного в компьютеры и испытывающего дефицит общения подростка?
Важно то, что современные образовательные программы позволяют детям самовыражаться. Независимо от талантов и способностей. Хочешь — пробуй себя в конструировании ракет, хочешь — занимайся фотографией и устраивай авторские выставки. Не страшно, если чадо мечется между дизайном и экологическим кружком. Нужно дать ему возможность попробовать все.
— Нам были необходимы программы для старшеклассников, которые отвечали бы задачам возраста и были интересны детям по содержанию, — говорит Марина Чернышкова. — Выяснилось, что идей у педагогов много, количество участников конкурса растет. Если в первый год заявлялась 21 команда, то в этом году их уже 29. Насколько в итоге тот или иной проект перспективен и увлекателен, становится ясно по реакции школьников. Сами понимаете, что посещать неинтересные им занятия дети просто не будут.
Узнать о существующих программах можно либо в городском управлении образования, либо непосредственно в районах. В любом случае педагоги готовы принять всех желающих. Конечно, на некоторые направления существует конкурсный отбор, но проходит он не по территориальному принципу. Ребенок из Кировского района спокойно может посещать занятия в Советском.
Так что мудрый родитель даже из фанатичного увлечения школьника компьютером может извлечь определенную пользу, главное — вовремя подсказать.