Новости

По краю неба

По краю неба

По краю небаСудьба этого человека кажется невероятной. Имея за плечами три класса сельской школы, Михаил Водопьянов стал знаменитым советским летчиком. Он воевал против Колчака и Врангеля. На самодельном самолете спасал челюскинцев. Впервые в мире совершил посадку на лед в районе Северного полюса. В августе 1941 года бомбил Берлин… Именем Героя Советского Союза названа одна из улиц Красноярска.

Михаил родился в селе Большие Студенки в 1899 году. Во время гражданской войны добровольцем вступил в Красную армию. Затем долгое время не мог найти себя — перебивался случайными заработками, пока не попал в мастерскую по ремонту самолетных моторов гражданского воздушного флота. Сначала работал авиационным мотористом, затем бортмехаником, занимался опылением полей на Северном Кавказе и в Казахстане. Однажды в отряд прислали несколько учебных самолетов. Водопьянов добился разрешения на переоборудование одного из них. В свободное время вместе с товарищами подготовил аппарат к полетам и за три месяца научился летать. Позже получил специальное образование — окончил Московскую летно-техническую школу.

Осенью 1929 года Михаил Водопьянов первым открыл воздушную линию на остров Сахалин, через год совершил перелет Москва — Хабаровск. С 1931 года работал в летном отряде газеты “Правда”, доставлявшем газетные матрицы в крупнейшие города СССР. Потом летал на авиалиниях Москва — Ленинград, Москва — Иркутск. Семь раз попадал в аварии.

Так, в феврале 1933 года на Р-5 вместе с бортмехаником Серегиным предпринял попытку совершить дальний перелет Москва — Камчатка. Над озером Байкал попал в сильный снегопад и решил вернуться в Иркутск, но при развороте ударился об лед. Серегин погиб сразу, а у Водопьянова от сильного удара разорвало привязные ремни и его выбросило из кабины. Лишь через три часа работники близлежащей железнодорожной станции нашли его, окровавленного и обмороженного. Пять месяцев летчик лечился в протезном институте в Москве, только на голову ему наложили 36 швов.

…Когда с экипажем парохода “Челюскин” произошла беда, Водопьянов добился разрешения участвовать в спасении экипажа. От Москвы до Хабаровска Михаил Васильевич добирался девять суток на поезде. Затем за три дня собрал самолет, поставил на него новый мотор, облетал его над аэродромом. Вместе с еще двумя летчиками он совершил перелет протяженностью почти в шесть тысяч километров из Хабаровска в Ванкарем. Авиаторы взяли курс через Анадырский хребет, над которым до этого еще никто не летал. Этот путь был вдвое короче и во много раз опаснее. Если бы отказал мотор, сесть среди скал и ущелий было бы негде. Однако без штурмана и радиста по неимоверно тяжелой трассе отважные летчики добрались до места назначения. Из Анадыря Михаил Водопьянов трижды летал к бедствующим людям и вывез со льдины десять человек. За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, ему присвоено звание Героя Советского Союза.

Еще через год Водопьянов совершил перелет длиной более 20 тысяч километров — Москва — Чукотка — Москва. Тогда он побывал и в нашем городе. А 21 мая 1937 года впервые в мире посадил самолет на Северный полюс.

Михаил Васильевич участвовал в советско-финской войне. Совершил несколько боевых вылетов на бомбардировку позиций противника

С июля 1941 года он — командир 81-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии. Тогда же его семья была эвакуирована в Красноярск. Жили в двух комнатах в четырехкомнатной квартире на улице Сталина (теперь Ленина). Вместе с семьей Водопьяновых в двух других комнатах квартиры жила дочь Героя Советского Союза Мазурука Ирина со своей бабушкой. Вскоре в наш город приехала мать Михаила Васильевича Мария Кузьминична со своей дочерью Татьяной и четырьмя внуками. Их поселили в 16-метровой комнате на той же улице Сталина.

По приказу Сталина в ночь с 10-го на 11 августа 1941 года Водопьянов лично участвовал во втором налете на Берлин. Его самолет был подбит и совершил вынужденную посадку на территории, занятой противником. Через линию фронта авиатор вернулся к своим. За большие потери дивизии его сместили с должности командира, но Михаил Васильевич продолжал совершать боевые вылеты как рядовой летчик.

После выхода в отставку генерал-майор авиации Михаил Водопьянов занялся литературной деятельностью, вступил в Союз писателей СССР. В произведениях он не раз обращался к любимой теме — авиации, в том числе и в условиях Крайнего Севера. О своих идеях, личном опыте, впечатлениях рассказывал устами главных героев. Так, в произведении “Мечта летчика” он писал: “Зимние ночи стали любимым временем полетов Бесфамильного. Ни шторм, ни пурга не останавливали его. Он был счастлив, когда его самолет, окутанный полосами бьющего из выхлопных труб огня, несся во тьме, и освещенные фарами снежинки огненными точками били по козырьку…”


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА