Новости
По краю неба
Судьба этого человека кажется невероятной. Имея за плечами три класса сельской школы, Михаил Водопьянов стал знаменитым советским летчиком. Он воевал против Колчака и Врангеля. На самодельном самолете спасал челюскинцев. Впервые в мире совершил посадку на лед в районе Северного полюса. В августе 1941 года бомбил Берлин… Именем Героя Советского Союза названа одна из улиц Красноярска.
Михаил родился в селе Большие Студенки в 1899 году. Во время гражданской войны добровольцем вступил в Красную армию. Затем долгое время не мог найти себя — перебивался случайными заработками, пока не попал в мастерскую по ремонту самолетных моторов гражданского воздушного флота. Сначала работал авиационным мотористом, затем бортмехаником, занимался опылением полей на Северном Кавказе и в Казахстане. Однажды в отряд прислали несколько учебных самолетов. Водопьянов добился разрешения на переоборудование одного из них. В свободное время вместе с товарищами подготовил аппарат к полетам и за три месяца научился летать. Позже получил специальное образование — окончил Московскую летно-техническую школу.
Осенью 1929 года Михаил Водопьянов первым открыл воздушную линию на остров Сахалин, через год совершил перелет Москва — Хабаровск. С 1931 года работал в летном отряде газеты “Правда”, доставлявшем газетные матрицы в крупнейшие города СССР. Потом летал на авиалиниях Москва — Ленинград, Москва — Иркутск. Семь раз попадал в аварии.
Так, в феврале 1933 года на Р-5 вместе с бортмехаником Серегиным предпринял попытку совершить дальний перелет Москва — Камчатка. Над озером Байкал попал в сильный снегопад и решил вернуться в Иркутск, но при развороте ударился об лед. Серегин погиб сразу, а у Водопьянова от сильного удара разорвало привязные ремни и его выбросило из кабины. Лишь через три часа работники близлежащей железнодорожной станции нашли его, окровавленного и обмороженного. Пять месяцев летчик лечился в протезном институте в Москве, только на голову ему наложили 36 швов.
…Когда с экипажем парохода “Челюскин” произошла беда, Водопьянов добился разрешения участвовать в спасении экипажа. От Москвы до Хабаровска Михаил Васильевич добирался девять суток на поезде. Затем за три дня собрал самолет, поставил на него новый мотор, облетал его над аэродромом. Вместе с еще двумя летчиками он совершил перелет протяженностью почти в шесть тысяч километров из Хабаровска в Ванкарем. Авиаторы взяли курс через Анадырский хребет, над которым до этого еще никто не летал. Этот путь был вдвое короче и во много раз опаснее. Если бы отказал мотор, сесть среди скал и ущелий было бы негде. Однако без штурмана и радиста по неимоверно тяжелой трассе отважные летчики добрались до места назначения. Из Анадыря Михаил Водопьянов трижды летал к бедствующим людям и вывез со льдины десять человек. За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, ему присвоено звание Героя Советского Союза.
Еще через год Водопьянов совершил перелет длиной более 20 тысяч километров — Москва — Чукотка — Москва. Тогда он побывал и в нашем городе. А 21 мая 1937 года впервые в мире посадил самолет на Северный полюс.
Михаил Васильевич участвовал в советско-финской войне. Совершил несколько боевых вылетов на бомбардировку позиций противника
С июля 1941 года он — командир 81-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии. Тогда же его семья была эвакуирована в Красноярск. Жили в двух комнатах в четырехкомнатной квартире на улице Сталина (теперь Ленина). Вместе с семьей Водопьяновых в двух других комнатах квартиры жила дочь Героя Советского Союза Мазурука Ирина со своей бабушкой. Вскоре в наш город приехала мать Михаила Васильевича Мария Кузьминична со своей дочерью Татьяной и четырьмя внуками. Их поселили в 16-метровой комнате на той же улице Сталина.
По приказу Сталина в ночь с 10-го на 11 августа 1941 года Водопьянов лично участвовал во втором налете на Берлин. Его самолет был подбит и совершил вынужденную посадку на территории, занятой противником. Через линию фронта авиатор вернулся к своим. За большие потери дивизии его сместили с должности командира, но Михаил Васильевич продолжал совершать боевые вылеты как рядовой летчик.
После выхода в отставку генерал-майор авиации Михаил Водопьянов занялся литературной деятельностью, вступил в Союз писателей СССР. В произведениях он не раз обращался к любимой теме — авиации, в том числе и в условиях Крайнего Севера. О своих идеях, личном опыте, впечатлениях рассказывал устами главных героев. Так, в произведении “Мечта летчика” он писал: “Зимние ночи стали любимым временем полетов Бесфамильного. Ни шторм, ни пурга не останавливали его. Он был счастлив, когда его самолет, окутанный полосами бьющего из выхлопных труб огня, несся во тьме, и освещенные фарами снежинки огненными точками били по козырьку…”