Новости
Преступление без наказания
Сегодня увидеть, как хулигана или пьяницу разбирают на коллективном собрании, можно разве что в старом советском кино. Никто не вывешивает их фотографии на доску позора, не осуждает. Ушли времена морали, теперь считается, что призвать нарушителя общественного покоя к порядку можно только, наказав его рублем. Наверное, это наиболее действенный метод борьбы с мелкими правонарушениями. Но проблема в том, что осуществить его в последнее время все сложнее и сложнее.
Три года назад, согласно новому федеральному законодательству, были упразднены специальные комиссии, которые занимались вопросами административных правонарушений.
— Административные комиссии были хорошим рычагом по наведению порядка, — говорит глава администрации Кировского района Виктор Лабунец. — Администрация очень плотно работала с теми, кто нарушал покой жителей по ночам, торговал в неположенном месте, оставлял после себя мусор, портил зеленые насаждение и муниципальную собственность, выгуливал собак на неподобающем участке, самовольно ставил павильоны или открывал автостоянки и так далее. Возглавлял административную комиссию первый заместитель главы района, в нее также входили депутаты, представители УВД, специалисты администрации по вопросам архитектуры, муниципальной собственности, торговли, защиты прав потребителей, жилищно-коммунального хозяйства и, конечно, юридическим вопросам. Нарушители вызывались на комиссию, где помимо денежного взыскания их ждало и общественное порицание. Надо сказать, это был действенный способ по борьбе с мелкими правонарушениями: редко кто, получив солидное денежное взыскание, решится повторно нарушить закон. Как только комиссии были упразднены, люди быстро поняли, что кроме душеспасительных бесед их ничего не ожидает, и, как говорится, расслабились. Мы сегодня не имеем права никого наказывать, а перечень лиц, которые могут составлять протоколы, очень узок. Очевидно, что у той же милиции, которая уполномочена заниматься этим делом, далеко не до каждого дебошира дойдут руки… Таким образом, мелкие правонарушения остались у нас сегодня без контроля.
Надо сказать, что отсутствие действенного рычага по борьбе с административными правонарушениями не только лишило покоя добропорядочных горожан, но и значительно сократило доходную часть муниципального бюджета. Ведь штрафы пополняли городскую казну и шли потом на нужды краевого центра и его жителей. К примеру, в 2004 году в Кировском районе рассмотрено 289 дел об административных правонарушениях и было взыскано штрафов на сумму 128 тысяч рублей. В прошлом же году должностные лица района составили всего 43 протокола и выписали штрафы на сумму 31 800 рублей. На сегодняшний день работа по составлению протоколов об административных правонарушениях вообще приостановлена. Районные власти ждут корректировки действующего закона.
Новый краевой закон об административных правонарушениях был принят в конце прошлого года. В нем регулируются почти все сферы жизни человека: от выгула собак до порчи объектов культурного наследия. Например, согласно закону, вывод собак в общественные места без поводка и (или) намордника грозит штрафом в размере от ста до двух тысяч рублей. Но проблема в том, что документ не может работать в полную силу из-за несоответствия федеральному закону по одному из пунктов. Речь идет о статье, регулирующей вопросы составления протоколов административных правонарушений должностными лицами. Согласно федеральному законодательству, чиновникам этого делать нельзя. Но оказалось, что составление административного протокола не такое простое дело, и обычный человек, представитель общественности, с этим не справляется (ведь чтобы отправить документы в суд, нужно оформить кипу бумаг, причем грамотно). Поэтому депутаты Законодательного собрания края пошли на эксперимент: в помощь правоохранительным органам определили чиновников. То есть подразумевается, что составлять протоколы теперь могут представители власти — специалисты жилищно-коммунального хозяйства, архитектуры и так далее. Но мировые судьи стали “заворачивать” подобные дела. Основная претензия — несоответствие ФЗ. В общем, получился замкнутый круг.
В результате еще в прошлом году депутаты Законодательного собрания отправили письмо в Государственную думу Российской Федерации, где обратились с просьбой привести в соответствие федеральную законодательную базу с потребностями регионов. Но пока положительного ответа не последовало. Правда, сверху пришли новые законодательные инициативы. В них предлагается на федеральном уровне восполнить правовые пробелы участия граждан в охране общественного порядка. Например, речь идет о том, что совершеннолетние граждане могут оказывать содействие правоохранительным органам, внештатно сотрудничать с ними на долговременной основе либо объединяться в народные дружины. Предусмотрена здесь и деятельность народных дружин из числа казаков… С предложением госдумовцев познакомились и наши краевые депутаты. Ноу-хау одобрили и поддержали. Представители же органов местного самоуправления надеются, что административные комиссии все-таки вернутся, и в том виде, как они существовали ранее.
— Я не могу точно сказать, чья это была инициатива упразднить административные комиссии, — говорит депутат городского Совета Владислав Жуковский, — но то, что она оказалась вредоносной, однозначно. Это невежественное решение. Я сам был членом административной комиссии Центрального района. Мы еженедельно разбирали 10—12 дел, составляли протоколы, накладывали на людей штрафы. Тогда мы не ожидали месяцами вердикта мирового судьи и не забивали себе голову вопросами типа “Была ли собака в наморднике или нет, укусила она или не укусила?”. Все было ясно: нарушил закон — ответь. Считаю, что нужно срочно возрождать административные комиссии, включать в их состав компетентных людей — представителей органов местного самоуправления, правовиков и так далее. Зачем сломали старую систему, мне непонятно, ведь она была эффективной. Возможно, народные избранники в Госдуме не простирают свой взор дальше Садового кольца и не думают о последствиях принятых им законов. Получилось как всегда у нас — реформа ради реформы.