Новости

Скобелев идет!

Скобелев идет!

Скобелев идет!Отслеживанием маршрута липецкого паренька-пешехода сегодня серьезно увлечены многие информационные агентства, телекомпании, радиостанции, редакции краевых, областных и районных газет, чьи территории пересекает этот “обутый” в огромнейший рюкзак странник. Настолько серьезно, что сообщениям о его очередном перемещении в российском пространстве уже вполне можно было бы, наверное, уделить совершено самостоятельный событийный раздел — “Скобелев идет!”.

На днях Александр Скобелев-Зотов пришел и в Красноярск. В пункт, кстати, первоначально им не запланированный: ходоку, выбравшему маршрут передвижения вдоль российских границ, вроде бы и незачем было делать этот многокилометровый крюк, — пешком или автостопом, — ведь от пограничных застав наш город расположен далеко. Причина однако появилась, но о ней чуть позже.

Сегодня Александр Скабелев — гость “Городских новостей”. Вот он — сидит напротив, и рюкзак его, действительно внушающий почтение, рядом.

— Иду я по маршруту вокруг России. Акция посвящена юбилею Александра Сергеевича Пушкина. Стартовал в августе из Адлера — самой крайней юго-западной точки страны. Затем продвигался вдоль южных границ, по среднеазиатским республикам. Потом были Алтай, Хакасия, Сибирь, Дальний Восток — вдоль побережья от Находки до Магадана — Анадырь. Из Анадыря вновь вернулся в Магадан, чтобы оттуда отправиться в Якутск, на Тикси. Из Тикси возвратился в Якутск, а оттуда автостопом прибыл к вам. Из Красноярска планирую попасть в Омск, а затем опять отправлюсь к Северу — до Диксона.

— Саша, а почему на щит тобою поднят именно Пушкин?

— Просто потому, что я и сам поэт.

— В твоем способе передвижения есть место поезду?

— Нет, железной дорогой за эти семь месяцев не воспользовался ни разу. Там, где есть автодороги, выручаюсь автостопом, где их нет — “автопехом”. Ходок я отменный, тренированный еще с детства. За сутки вполне способен одолеть пешком без малого сотню километров.

— Летом и по равнинной местности, конечно?

— Разумеется. По заснеженной тайге такого результата не покажешь.

— Охотно подсаживают водители столь неожиданного попутчика?

— На Севере — да. Там с этим не испытывал абсолютно никаких проблем, достаточно было поднять руку, “проголосовать”. Останавливались и подбирали охотно, северяне — поразительно отзывчивый народ. А вот в областях несеверных, не скрою, с водительской отзывчивостью посложнее.

— Твое путешествие кто-то спонсирует или несешь личные затраты?

— Выходя на маршрут, рассчитывал только на собственные средства. Я привык довольствоваться немногим. Однако люди в пути мне помогают достаточно часто, выручают чем могут. Буквально сегодня, например, подарили палатку, моя совершенно износилась. Я заглянул в один из красноярских спортивных магазинов, прицениться, а они обо мне, оказывается, знают! В Интернете о моем маршруте достаточно много информации, и все, кто увлечен экстремальным туризмом, об этом переходе наслышаны.

— Соратники по акции у тебя были?

— Скорее были желающие. Стартовал из Адлера я не один. Однако боевого запала у моих спутников хватило ненадолго: прошло всего двое-трое суток и один за другим они повернули обратно. Позже тоже были временно примыкавшие, уже по ходу маршрута, но и их хватало на столько же.

— А чем вообще характерны твои встречи с людьми? Прибываешь в очередной населенный пункт и…

— Встречают всюду по-разному. По образованию я филолог, частенько выступаю в школах, лицеях, провожу литературные вечера. Помогают с продуктами, экипировкой, ночлегом. Я не привередлив и рад любому углу. Ночевать, кстати, доводилось и в спортивном зале, и, не поверите, в морге. А вот в повседневном перемещении проблем гораздо больше. Видимо, из-за внешнего вида многие принимают меня за иностранца. А так как к иностранцам отношение у нас в России достаточно неоднозначное, частенько возникают конфликты. За эти семь месяцев меня, например, четыре раза грабили, первый раз это случилось в Адыгее.

— Стало быть, твои вынужденные обращения к сотрудникам правопорядка — вещь нередкая?

— Увы. Кстати, отдаю должное: милиционеры относятся ко мне замечательно, можно сказать, по-товарищески, охотно помогают во всех моих бедах. А еще очень любят фотографироваться на память. Вот снимок, сделанный в Якутске: полковник, начальник райотдела милиции, слева — начальник криминальной милиции, начальник отдела по борьбе с организованной преступностью. А посередочке — я, путешественник-одиночка, в очередной раз вынужденный обратиться к ним за помощью. Вообще-то, в пути случалось всякое. И под лед проваливался, с диким зверьем сталкивался, и штормом смывало, когда вдоль побережья шел. Пару недель кряду пришлось питаться исключительно зайчатиной, было такое: продукты вышли, а до ближайшего жилья, как оказалось, еще топать и топать. Ставил силки-петли, ловил до удивления непуганых в тех местах зайцев.

— Ты отправился в путь безоружным?

— Поначалу у меня был карабин, но потом я остался без ствола. Нет, не украли. Утопил, провалившись под лед на одной из таежных рек. Благо хоть самому удалось выбраться и рюкзак с провизией вытащить. Кстати, лишиться карабина меня угораздило в самых тигриных, как после мне местные рассказали, местах.

В лютые февральские морозы я, как на грех, оказался в наиболее суровом городе — Якутия, Оймякон. Ночные морозы — до минус 62 градусов. Именно этот переход стал самым изнурительным: какая ночевка при таком морозище — час в палатке, и выскакиваешь, чтобы хоть как-то обогреться. Придирчиво подобранный горнолыжный комбинезон абсолютно не спасал. Отдыха для накопления сил на этом отрезке у меня попросту не было, и бесследно это, конечно, не прошло. Сейчас ощущаю, что капитально застужен.

— Знаешь, глядя на тебя, вовсе не скажешь, что ты нездоров.

— А я давно приучил себя самостоятельно бороться с недомоганиями, температурой, хотя сейчас отчетливо понимаю: передышка организму просто необходима, обязательно нужно отлежаться. С тем и завернул в Красноярск, чтобы от вас, единственный раз воспользовавшись поездом, попасть в Омск, у своих хороших знакомых передохнуть недели полторы, восстановить силы. График позволяет сделать паузу: к 6 июля, ко дню юбилея Пушкина, я обязательно успею прибыть в Адлер, откуда все и началось. Если честно, обстоятельства не раз вынуждали вносить изменения в первоначальный маршрут. На Севере, например, очень много населенных пунктов, которые сегодня попросту брошены. Найти приют, пополнить запасы в таких местах невозможно. И вообще, это страшно. Представьте: поселок городского типа, пятиэтажки, есть даже девятиэтажки, детские сады, школы, магазины — и все это брошено, оставлено людьми.

— Общее впечатление от увиденного за эти месяцы какое-то успело сложиться?

— Разруха. Наглядная разруха по всей стране, особенно у сельчан. Говорят, что мы сейчас вернулись к уровню 89-го года. Увиденное собственными глазами позволяет сделать другой вывод — ничего подобного. По-моему, мы скатились на уровень 32-го года.

— Александр, а на какой творческий итог своего хождения по столь громадному кольцу, опоясывающему всю Россию, ты рассчитываешь?

— Итогом станет сборник дорожной лирики — это обязательно! Серьезно подумываю о фотовыставке. На сегодня я отснял уже четыре с лишним тысячи кадров, а ведь маршрут еще не завершен. Материала для фотовыставки, уверен, хватит. А еще: за эти месяцы собрал солидную коллекцию рецептов народной медицины. Надеюсь, что и они обязательны пригодятся.

…Финальная часть путешествия, итогом которой станут 27 тысяч покоренных километров, уверен Александр, будет уже не такой сложной: зима-то, как ни крути, закончилась! Вскоре его ярко-рыжий, заметный издалека горнолыжный костюм вновь замаячит на дорогах — Скобелев идет! Увидите его на обочине, притормозите. Если не ради интересного собеседника и просто мужественного парня, то хотя бы ради Пушкина.


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА