Новости
За базар ответят
Депутаты Госдумы серьезно задумались о социализации розничной торговли. Сначала дали послабление частным предпринимателям и оставили их торговать на открытых площадках, затем решили упростить доступ крестьян и фермеров к местам на рынках.
А ведь докризисная позиция власти по отношению к розничным рынкам выражалась одним только словом — “захламили”. Разбросанные торговые точки, организованные по типу барахолок, явно раздражали как чиновников всех уровней, так и народ. Во-первых, территория рядом с контейнерами и крытыми палатками практически не убирается, во-вторых, товар здесь продается отнюдь не первосортный. Борясь с антисанитарией и убожеством существующих рынков, правительство выпустило закон, согласно которому до 1 января 2010 года все уличные предприятия розничной торговли должны переехать под крышу. Благо, что настроили подходящих комплексов достаточно. Только в Красноярске за последние годы вырос, как минимум, десяток зданий, предоставляющих площади для торговли.
— А вы знаете, в какую сумму обойдется аренда одного квадратного метра в торговом комплексе? — отвечает вопросом на вопрос Владимир Никифоров, директор ООО “Ника”, компании, обслуживающей розничный рынок на ГорДК. — Если мы за свои услуги берем 4,5 тысячи в месяц с предпринимателя, в здании, которое расположено буквально через дорогу, квадратный метр обойдется в 30—60 тысяч рублей.
Действительно, существующие торговые комплексы готовы предоставить места для предпринимателей. Однако “Мiх-Мах”, “Огни”, “Июнь” стоят полупустые. На недавнем совещании в городской администрации руководители торгово-развлекательных комплексов констатировали: уровень покупательской проходимости в период кризиса не снизился, но удельный вес покупок упал. Особенно в сегменте премиум-класса. В такой ситуации естественно, что более привлекательными становятся товары среднего и низкого ценовых диапазонов. Последние можно найти на тех самых розничных рынках. Сегодня торговля на них становится социальной.
Это не исключает соблюдения санитарных правил торговли. Скоропортящиеся продукты все же должны продаваться в капитальных строениях уличных рынков (например, в мясных павильонах).
Но недавнее решение депутатов Госдумы на пять лет отложить перенос уличной торговли под крышу работники базаров краевого центра считают уже благом. Теперь до 2015 года частные предприниматели могут не беспокоиться о своих рабочих местах и держать цены на уровне, доступном социально необеспеченным гражданам.
— Люди буквально ликовали, когда услышали такое заявление правительства, — поделился Владимир Никифоров. — Ведь торговля — это их зарплата, средства к существованию целых семей.
Отметим, что первыми отреагировали на потребность жителей в торговых точках с доступными ценами москвичи. Еще в январе в столице заявили о создании более ста “блошиных” рынков. При этом работают они не по типу европейских ярмарок искусств, а напоминают доперестроечные барахолки, куда выносились поношенные вещи хорошего качества.
Такой акцией руководство Центрального административного округа Москвы решило помочь малоимущим, особо пострадавшим от кризисных экзерсисов.
Как говорят в столице, пошли на рыночки не только пенсионеры, но и вполне благополучные граждане. Те, кому бу сегодня девать некуда, а выбрасывать жалко.
До Красноярска московское новшество вряд ли дойдет. Как говорят в администрации города, по закону мэрия не вправе принимать решение о создании “блошиных” рынков. А единственный, действующий в краевом центре на коммерческой основе, направлен на реализацию антиквариата и произведений искусства. Его организаторы сказали “Городским новостям”, что вязаным шапочкам и поношенным платьям здесь не место.
Тема рынков сегодня, пожалуй, — самая горячая в Государственной думе. Вслед за пятилетним послаблением для уличной торговли депутаты задумались: как же сделать торговлю в розницу более доступной для сельхозпроизводителей. Председатель комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров на одном из заседаний сообщил: “Из многих регионов поступают отзывы и законодательные инициативы с предложениями об упрощении процедуры доступа граждан, ведущих крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающихся садоводством, огородничеством, животноводством, к торговым местам на розничных рынках. — И добавил, — правительство пришло к логичному выводу о том, что вместо госрегулирования цен на продовольствие необходимо принять новые правила совместной работы производителей и розничных сетей”. Депутаты отметили, что регионы зачастую уходят из-под действия существующего закона “О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс” через организации всевозможных ярмарок, а розничные рынки попросту закрывают. В идеале же мелкий сельхозпроизводитель должен беспрепятственно приезжать в город и размещать на местных базарах свой товар. Тогда, мол, и цены на продукты не будут расти.
В управлении продовольственных ресурсов, торговли и услуг администрации Красноярска считают: в краевом центре не существует вопросов с размещением крестьянских продуктов на местных рынках.
— На рынках города используется в среднем только 77 процентов мест, — говорит исполняющий обязанности начальника управления Петр Шальмин. — Например администрация универсального розничного Центрального рынка может предоставить неограниченное количество торговых мест: сегодня здесь занято чуть более половины площадок.
Тем не менее сельхозпроизводители говорят о том, что проблем еще достаточно.
— На рынок попадают в основном производители, у которых “тропы натоптаны”, — объясняет директор совхоза “Солонцы” Александр Углов. — Для специализированного предприятия, как наше, остается много препонов.
Совхоз “Солонцы”, расположенный в пригороде Красноярска, производит молоко и овощи. Сегодня предприятие поставляет молоко в три больницы и развозит в бочках по районам краевого центра. Овощи реализуют на городских ярмарках “Продовольственное кольцо”. Директор говорит: выездная торговля — самый оптимальный вариант для таких хозяйств.
— Может быть, сейчас вопрос сдвинется с мертвой точки. Это наша мечта, чтобы Госдума приняла закон, обязывающий рынки выделять места пригородным хозяйствам, — говорит Александр Углов. — Тогда мы могли бы торговать по реальным ценам, которые в полтора-два раза ниже магазинных.
Сегодня сельскохозяйственные предприятия скучают по существовавшей в советские времена системе государственных закупок, когда произведенная крестьянами продукция централизованно закупалась и распределялась по социальным учреждениям. Отчасти поддерживает их депутат Законодательного собрания края Валерий Сергиенко.
— Каждый должен заниматься своим делом. Один выращивать, другой перерабатывать, третий продавать, — считает народный избранник. — А мы говорим крестьянину: сей, убирай, перерабатывай, выращивай скот, забивай его и привози — продавай. Сейчас нет первобытно-общинного строя. Поэтому должна работать система, которая купила бы у крестьянина выращенную им продукцию за цену, обеспечивающую расширенное производство.
Сегодня на рынок крестьянин идет не от хорошей жизни. В крае не существует качественной переработки продовольственного сырья. Как следствие продукты поступают на рынок не подготовленные для продажи.
— Необходима продукция, готовая к тому, чтобы быть выложенной на прилавки, — говорит депутат Заксобрания. — Хотя бы полуфабрикат в упаковке. Это основная проблема сельскохозяйственного производства. Ее и нужно решать.