Стадион
Самые яркие события 2022 года в красноярском спорте
Что порадовало и по-настоящему тронуло в уходящем году.
Подведения итогов в конце декабря в привычном формате — лучшие спортсмен и команда, открытие и разочарование — на этот раз не будет. Попросту потому, что в этом году не вижу в подобном никакого смысла. Насчёт лучшего спортсмена совершенно невозможно кого-то выделить. На Олимпиаду красноярцы съездили в роли статистов, остановившись вдалеке от медальных разборок, а после Игр ни в чём международном замечены не были. Внутренние же соревнования по условным лыжам или лёгкой атлетике по большому счёту интересны самим спортсменам, их ближайшим друзьям-родственникам и конкретным фанатам того или иного неигрового вида спорта, к коим себя причислить не могу. Поэтому решил в качестве подведения итогов просто поделиться тем, что больше всего лично мне запомнилось, что порадовало и по-настоящему тронуло в уходящем 2022 году.
Волшебная весна
Не секрет, что футбол — моя безграничная и пламенная страсть. Конечно, его отечественный аналог смотрю не так часто, ту же РПЛ в новом сезоне пытался наблюдать от силы пару раз, выносить происходящее было категорически невозможно, поэтому вскоре без сожаления выключал. Но вот “Енисей” в ФНЛ и Первой лиге (с нового сезона она называется именно так) смотрю регулярно, естественно, что из-за надобности по большей части, всё-таки я про него пишу. Так вот, за последние лет пять видел все матчи красноярцев до единого. И никогда до нынешней весны не получал истинного удовольствия от просмотра футбола в исполнении “Енисея”. Более того, в марте и апреле поймал себя на мысли, что с нетерпением жду его игр, даже предвкушаю их. А когда команда выходила на поле, особенно в домашних поединках, которые наблюдал вживую, появлялся уже давно забытый мандраж. Нечто подобное испытывал в детстве в девяностые перед стартом поединков “Спартака” в Лиге чемпионов и сборной России. Но тогда всё объяснялось юным возрастом и реальным болением за наших. Уже давно ни за кого не болею, но сам футбол “Енисея” под руководством Вадима Гаранина был таков, что не сопереживать ему было просто невозможно, а то, что такую игру мы видели здесь, в Красноярске, в исполнении местной команды, и вовсе казалось самым настоящим чудом. Как и любая сказка, енисеевская оказалась скоротечной. Очень быстро наступили суровые будни, и во весь рост встал вопрос глубины состава. В итоге красноярцам совсем немного не хватило до стыков, но результат здесь, хотя в спорте он и только он определяет всё, вторичен. Команда Гаранина влюбила в себя огромное количество людей, которые уже давно и бесповоротно разочаровались в перспективах красноярского футбола, и стала, пожалуй, самым ярким событием уходящего года.
Незаменимый
Доминация той или иной команды в любом виде спорта без единого реального конкурента никогда не способствовала интересу, тем более если этот самый вид не так уж и популярен даже в масштабах региона, не говоря уже о стране в целом. Но регби — чудесный вид спорта, и Кубки мира я стал смотреть гораздо раньше, чем познакомился с его российской вариацией. Впервые побывав на дерби в 2002 году, сначала даже подумал, что “Енисей” и “Красный Яр” играют в какую-то иную вариацию регби, настолько всё разительно отличалось от того, что я видел ранее. С той поры изменилось многое, но, к сожалению, для развития этого вида на наших просторах только применительно к “Енисею”. Эта команда совершила за последние несколько сезонов огромный скачок в плане качества. И главная заслуга в этом принадлежит Александру Первухину. Говорят, что незаменимых не бывает. Это неправда, Александр Юрьевич незаменим и для “Енисея”, и для всего российского регби. И видится несправедливым то, что все последние годы сборная России обходилась без него. Сейчас как раз Первухин вернулся на пост главного тренера национальной команды, но мы не сможем увидеть её в деле в значимых международных турнирах, хотя какие-то матчи, безусловно, будут. С ЮАР вот, по словам самого Первухина, идёт напряжённая работа по взаимодействию, но что бы ни вышло по итогу, вряд ли это станет равенством по сравнению с чемпионатом Европы и отборами на Кубок мира.
Вернусь к “Енисею”. Невероятный прогресс этой команды, её попытки на регулярной основе исповедовать современное регби, невзирая на уровень оппонентов, — заслуга Александра Юрьевича. Не он один, конечно, этого достиг, но без него подобного не случилось бы. Первухин в том возрасте и регалиях, когда абсолютное большинство уже почивает на лаврах. Тем более что “Енисей” и так бы штамповал внутрироссийские титулы без коренной трансформации своей игры. Но Александр Юрьевич никогда не прекращал учиться, и, впитывая в себя всё новое, он неустанно доносил это до своих подопечных. То, как “Енисей” играет по весне последние два сезона, — это для наших реалий фантастика. И безынтрижные разгромы оппонентов по плей-офф всё равно интересны и захватывающи, поскольку красноярская команда, даже соревнуясь сама с собой, задаёт невиданную ранее высочайшую планку. Остаётся только сожалеть, что такой “Енисей” не может пройти настоящую проверку еврокубковыми турнирами, которые бы конкретно отразили его сегодняшний уровень и потолок.
Легендарный овертайм
Красноярский хоккей никогда не был в фаворе даже на уровне Сибири. Центры притяжения здесь иные. Законодатель мод — Омск. “Авангард” всегда ходит в фаворитах КХЛ, а совсем недавно и вовсе выиграл Кубок Гагарина. Новосибирская “Сибирь” до таких высот не добиралась, но в некоторых сезонах ставила болельщиков на уши. Она на равных билась с гораздо более звёздными и богатыми клубами и сенсационно шумела в плей-офф. Даже Новокузнецк, обосновавшийся ныне в ВХЛ, дал миру значительное число суперталантов, особенно во вратарской линии. Красноярск же может реально похвастаться лишь Александром Сёминым. Да и то, он делал в нашем городе лишь первые шаги и вряд ли стал бы игроком мирового уровня, задержись на берегах Енисея чуть подольше. Прощальный матч Сёмина стал самым ярким событием за всю историю шайбы в Красноярске. На лёд “Платинум Арены” вышли игроки, которых иначе как легендарными и не назовёшь. Один Александр Овечкин чего стоит, а кроме него было ещё целое соцветие выдающихся талантов — Павел Дацюк, Андрей Марков, Виктор Козлов, Максим Афиногенов, Андрей Николишин и многие другие. И ведь сколько ещё не доехало до Красноярска из анонсированных и ожидавшихся. Удивительно, как лёд “Платинум Арены” не растаял от такого огненного сосредоточения таланта, ведь ни до, ни, скорее всего, после ничего подобного под сводами этого дворца не случится. А чуть позже Сёмин стал президентом “Сокола”, уговорив перебраться в Красноярск ещё одного уроженца нашего города, опытного хоккейного управленца Алексея Яшкина. То, что команда из миллионника выступает в ВХЛ, всегда выглядело нелепо. Даже главное дерби у красноярцев с Ангарском — небольшим городом из Иркутской области. Это нужно менять, и есть надежда, что тандем Сёмин — Яшкин пришёл на эти должности не для того, чтобы “крылатые” и дальше боролись за плей-офф ВХЛ, а потом вылетали в первых раундах. Возможно, именно они претворят мечты местных любителей хоккея о КХЛ в реальность.
От автора
Конкретно для меня главным событием года стало знакомство и общение с одним из символов моего детства Владимиром Гомельским. Никогда прежде я так не нервничал перед интервью, а здесь меня прямо колотило. Голос Гомельского, его неподражаемые тембр и манера комментирования стали неотъемлемой частью моих девяностых, главным развлечением которых были именно спортивные трансляции. К сожалению, я никогда уже не встречусь, по крайней мере в этой жизни, с Владимиром Никитовичем Маслаченко, который в моём личном рейтинге находится на недосягаемой высоте среди комментаторов, а Гомельский — это голос баскетбола, в том числе и благодаря ему я влюбился в этот вид спорта много лет назад.
Результат
Единственным чемпионом среди всех красноярских клубов в 2022 стал “Енисей-СТМ”, вторую подряд победу “Красноярских Рысей” в ВХЛ-б можно оставить за скобками. С огромной долей вероятности то же самое произойдёт и в следующем году. Только “тяжёлая машина” выглядит явным претендентом на титул во всех видах спорта.