Бизнес

Александр Черников: «Бизнес не построить без продвижения»

Директор Сибирского института развития креативных индустрий о творчестве, бизнесе и имидже региона.

Александр Черников: «Бизнес не построить без продвижения»

Еще недавно считалось, что искусство и культура не могут окупать сами себя, эта почетная задача отводилась меценатам и коллекционерам. Но жизнь не стоит на месте: бурное развитие технологий привело к тому, что «продукты интеллектуальной деятельности» стали серьезным ходовым товаром. Однако далеко не каждый творец способен финансово реализовать свои проекты. Красноярцам повезло: им может помочь Сибирский институт развития креативных индустрий. О том, как из неизвестного шедевра создать культурный феномен, который прославит не только творца, но и город, регион, страну, мы беседуем с директором института развития Александром Черниковым.

Помочь региону

— Креативная индустрия – звучит противоречиво. Насколько творчество может быть важным для экономики? Зачем крупному промышленному городу столько креаторов?

— Понятие «креативная индустрия» уже нормативно закреплено в РФ. Существует концепция развития креативных индустрий, есть определенная дорожная карта, которая позволяет совершать конкретные действия. Также существуют показатели эффективности. В частности, доля креативных индустрий в ВВП страны должна достигать 6%. Это довольно много, но в принципе достижимо.

Термин «креативные индустрии» действительно многозначен. Креатив – это творчество в любом проявлении, а индустрия – это уже экономический фактор. На сегодняшний день перечень индустрий постоянно дополняется. Сейчас закреплены 16. Это архитектура, медиа, искусство, дизайн, кинематограф, IT, гастрономия и другие. Эти сферы рассматриваются не только с точки зрения интеллектуальной или творческой деятельности, но и в разрезе бизнеса: речь идет о продукте, его упаковке, продвижении и монетизации. Зачем это нужно крупному городу? Во-первых, это ресурс, который дает возможность развиваться креаторам, помогает им встраиваться в экономику как предпринимательским единицам. Во-вторых, это отличный способ позиционировать регион, укреплять его позитивный имидж.

— Но регионы все разные, со своим набором проблем. Если говорить конкретно о Красноярском крае: чем творческие предприниматели могут ему помочь?

— Красноярский край – регион особенный. Это масштабные экономические и инвестиционные проекты, для реализации которых нужны люди, человеческий капитал. Работа с креативными индустриями дает возможность справиться с оттоком молодежи. Для развития талантов нужно создавать условия. И не забывать, что такая работа важна для экономики и ее диверсификации. Нехватка кадров может привести к тому, что мы вообще потеряем определенные профессии или они окажутся в крайнем дефиците.

Обречено на успех

— Хорошо. Допустим, молодой художник желает стать знаменитым и богатым. Что он должен делать с экономической точки зрения?

— В искусстве действительно очень сложно выстроить экономику. Сегодня в крае много мастеров своего дела по разным направлениям. С этого мы и начали свою работу: сделали определенный срез по творческим сообществам, посмотрели, что это за люди, какой у них продукт и какие цели. И мы поняли, что в основном ребята сильно увлечены своим делом, самим процессом. А в направлении продвижения у них нет необходимых знаний, готовности, времени, желания что-либо с этим делать. А ведь творчество продать сложнее, чем еду или услуги. Здесь особые требования к упаковке продукта, к вычислению целевой аудитории. Это первое. А кроме того, чтобы продать картину, мало обладать талантом. Нужно еще, чтобы в городе, в крае, в России развилась эта культура, чтобы люди хотели покупать картины, собирать коллекции, да вообще — чтобы интересовались живописью и разбирались в ней.

В этом году мы реализовали довольно успешный проект – выставку картин молодых художников «Тайгart. мерцание на границе». Целый месяц работы выставлялись в музейном центре «Площадь Мира», причем их можно было не просто посмотреть, но и купить. Для этого мы создали специальный онлайн-каталог. А перед выставкой мы провели еще промо-акцию совместно с ресторанами города: посетителям дарили репродукции картин, которые затем были представлены на выставке. Вот один из примеров, как организовать бизнес-процесс в искусстве.

Вообще, современное искусство всегда мало понятно для широкой публики, но оно обречено на успех, потому что это новый виток в развитии арт-индустрии в целом.

— Допустим, с картинами сложно, но есть какие-то творческие индустрии, которые успешно представлены в Красноярском крае?

— Я уже говорил, что существует 16 основных креативных направлений. Где-то развиты одни, где-то другие. У нас так или иначе представлены все эти виды, край большой. И творчество ведь не существует само по себе, оно развивается параллельно с другими направлениями. Если есть хорошие актеры и музыканты – значит, будут хороший театр, концерты и так далее. Конкретно в нашем регионе я могу выделить несколько наиболее успешных индустрий. Ярче всего у нас представлена гастрономия. Кстати, к креативным индустриям ее отнесли совсем недавно. Но это не только вкусная еда. Край позиционирует себя в этой сфере центром компетенций. У нас есть уникальный Институт гастрономии СФУ, который, кстати, в начале декабря получил премию Russian Creative Awards как лучший образовательный проект в стране.

— А какая индустрия может развиться в перспективе?

— Серьезные ставки делаются на кинематограф. Здесь очень сильная государственная поддержка. И результаты уже есть, тот же сериал «Красный Яр» о золотой лихорадке, его скоро покажут по федеральным каналам. Молодых режиссеров поддерживают: документальный фильм о красноярцах «Там, где наш дом» показали в ста кинотеатрах страны. К 100-летию Виктора Астафьева кинематографисты тоже готовятся. Но работы впереди очень много. Если мы хотим, чтобы в крае снимали кино, чтобы приезжали режиссеры, артисты, нужно создать определенную базу. Очень нужны кадры бекстейджа: режиссеры, постановщики, операторы, монтажеры, гримеры, костюмеры. А еще нужно оборудование, свет, павильоны. Если у нас будет все необходимое для съемок, сюда с удовольствием поедут. И потом, бекстейдж – это не только для кино, это все, что связано с концертами, постановками, театром и так далее. В следующем году мы попытаемся провести в Красноярске региональный этап национального открытого чемпионата творческих компетенций ArtMasters по выявлению лучших в этих профессиях. Для этого на «Российской креативной неделе – Сибирь», которая в ноябре проходила в нашем городе, мы подписали соглашение с организаторами конкурса.

На одном языке

— Расскажите о своих резидентах и о том, на какую помощь от института развития могут рассчитывать предприниматели.

— Помимо собственных услуг, мы также помогаем воспользоваться услугами других институтов поддержки. На самом деле для предпринимательского сообщества сейчас делается довольно много. Но творческие люди – они особенные. Они не ходят в бизнес-инкубаторы, центры предпринимательства, в органы власти. Они просто хотят творить. Понимают – хорошо бы продавать, узнаваемость повышать и зарабатывать. Но делать они это не торопятся. Поэтому наш институт – это агрегатор всех услуг, которые есть в крае. Мы объединяем на своей площадке таких креаторов, власть, бизнес и общество. Чтобы разговаривать на одном языке.

Итак, у нас пять блоков услуг. Первое – это консультационно-методическая поддержка. Сюда можно прийти по любому поводу: как написать бизнес-план, зарегистрироваться в качестве самозанятого, узнать про государственные микрозаймы, получить госгарантии. Это все реально и просто, и наша задача —сопроводить предпринимателя, подсказать, как быстро и бесплатно все оформить. Это может быть бесплатная сертификация, бесплатное лицензирование, патентование, бесплатное продвижение в соцсетях. Все это край предоставляет, но мало кто знает об этом среди креативных предпринимателей.

Второе – инфраструктурная поддержка. Офисы, мастерские, шоурумы, коворкинги. Мы формируем креативный кластер «Квадрат» на базе бывшего завода «Квант». Здесь и раньше помещения сдавались в аренду, но разными собственниками, по разным ценам, пространство обладало другой идеологией. А сегодня мы уже привлекли более 40 резидентов и условия размещение одинаковые для всех. Мы оборудовали мастерские, технические помещения, сделали большую площадку для мероприятий. На прошлой неделе открыли креативное пространство с магазином товаров сибирских мастеров, выставочной и событийной площадкой. Там периодически будем менять экспозиции, проводить разные мероприятия.

Далее – образовательные программы. В этом плане мы оказываем специализированную помощь: привозим интересных лекторов, которые могут поделиться уникальной информацией по самым разным темам. Это очень практикоориентированные программы. Также помогаем писать заявки на гранты. Недавно на «Российской креативной неделе – Сибирь» подписали соглашение с Президентским фондом культурных инициатив. Получить грант у них непросто, но вполне возможно, если правильно все оформить. И наши специалисты в этом помогут.

Еще одна наша цель – это объединение сообщества. Для этого проводим яркие событийные мероприятия, такие как выставки, показы, круглые столы. И пятая задача, которую мы считаем главной, – это продюсирование.

— Давайте поподробнее об этом.

— Бизнес невозможно построить без продвижения. Вот приходит предприниматель со своей идеей. Мы смотрим, что за продукт, как его можно упаковать. То есть проводим аудит. Затем помогаем автору получить необходимые знания в рамках поставленной задачи. И далее помогаем продвигать и продавать его товар. Продюсирование очень важно, потому что, если мастер не самореализуется здесь, он сделает это в другом месте. А качественные продукты могут хорошо продвигать регион. И наша глобальная цель – позиционировать Красноярский край как центр развития креативных индустрий Сибири.

Максимально полезные

— Вы работаете только с красноярцами или жители региона также могут обратиться к вам за поддержкой?

— Работаем по краю, с муниципалитетами тоже. У нас есть сайт, там можно заполнить анкету, и мы возьмем в работу. А красноярцы, конечно, могут прямо в офис прийти.

— Вы провели исследование и отобрали сто креативных лидеров Красноярского края. Для чего?

— Нужно укреплять сообщество. Эти сто человек наиболее ярко представляют его отдельные части, они хедлайнеры в своих индустриях. И они будут нашими проводниками в узкие коллективы креаторов.

— Какие задачи перед институтом развития стоят в наступающем году?

— Если за этот год мы проанализировали креативную базу края, наметили определенные проекты, то в следующем мы начнем плотно работать над мерами поддержки. Поставим их оказание на системные рельсы.

— Какие проекты уже удалось реализовать?

— Если вспоминать яркие события, то это недавно прошедшая в Красноярске Сибирская неделя моды. Но надо понимать, что это не просто красивое мероприятие. Финальное шоу – это итог большой системной работы, которую мы вели целый год. Если заговорили про индустрию моды, то в мае наш Институт развития обеспечил участие красноярского бренда женской одежды в крупном профессиональном шоуруме в Москве. А уже в июне два красноярских дизайнера были приглашены для участия в показах Московской недели моды. Делегация красноярских дизайнеров и стилистов принимала участие в работе павильона края на форуме «Российская креативная неделя» в Москве, а на молодежном форуме ТИМ «Бирюса» мы организовали для дизайнеров образовательную программу. В сентябре шесть брендов одежды из края прошли аудит. Оценку проводили ведущие российские и международные эксперты в индустрии моды во главе с Георгием Ростовщиковым. Мы провели конкурс моды и дизайна «Сибирские бренды», который является отличной площадкой для начинающих дизайнеров. В этом году мы усилили конкурс за счет финансирования пошива финальных коллекций и увеличения количества номинаций. Вот такой целый ряд шагов мы предпринимали в течение года для поддержки модной индустрии края. Еще про неделю моды добавлю, что это не просто развлекательное мероприятие, это активизация предпринимательской активности в городе. Мы уже подсчитали, что на неделе моды в шоуруме в «Квадрате» красноярские дизайнеры продали товаров на общую сумму 1 145 180 рублей.

Важным этапом в становлении нашей организации стало участие в Российской креативной неделе, которая в июле проходила в Москве. Красноярский край единственным из регионов был представлен в отдельном тематическом павильоне. Там гостям презентовали креативные индустрии края и перспективы их развития. На форум приехала делегация из края: 70 человек, в числе которых рестораторы, дизайнеры, художники, режиссеры, маркетологи, фотографы и другие представители креативных профессий. Это позволило представить региональные индустрий в лицах и совместно презентовать достижения креативных индустрий края.

А в ноябре Российская креативная неделя уже проходила в Красноярске в формате окружного форума. Кстати, второй раз подряд. Спрос у общественности на форум колоссальный: 3300 регистраций, полные аудитории, ажиотаж в коридорах между сессиями. Это значит, что такие форматы нужны.

Из краевых проектов – мы провели креативную смену на ТИМ «Бирюса». Площадкой для обсуждения креативных направлений экономики с молодежью выбрали этот форум неслучайно: он хорошо знаком и понятен молодому креативному сообществу. Пять дней были насыщены лекциями, работой над проектами и общением с экспертами. Наряду с дискуссиями и мастер-классами у участников было много практики: они работали над конкретными заказами от крупных организаций города.

Фото: Сибирский институт развития креативных индустрий

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА