Новости Красноярска

«Чей это завет?»: театр кукол представил спектакль трилогии по творчеству Достоевского

На премьере побывала Елена Лейман.

«Чей это завет?»: театр кукол представил спектакль трилогии по творчеству Достоевского
Фото: Михаил Шуклин

В школьную программу по литературе входят всего несколько произведений Фёдора Достоевского — “Мальчики”, “Бедные люди”, “Белые ночи”, “Двойник” и, конечно же, “Преступление и наказание”. Хорошо, когда это всё не только прочитывается, но и запоминается. Но так бывает не всегда. Тем ценнее опыт Красноярского театра кукол, в котором вот уже несколько лет подряд представляют постановки по менее читаемым произведениям писателя.

Сперва в 2023 году прогремел “Великий инквизитор” — притча из романа “Братья Карамазовы”, в 2024-м — “Сон смешного человека”, а в этом году зрители увидели спектакль-расследование по одноимённой повести “Кроткая” (16+). 

Чем труднее, тем интереснее

Спектакль завершает трилогию по Достоевскому, созданную постановочной группой из Санкт-Петербурга — режиссёром Русланом Кудашовым и художником Мариной Завьяловой-Лавровой, уже хорошо знакомым красноярскому зрителю. В разные годы они готовили в краевой столице три постановки для взрослых: “Хармс”, “Егоркина былина” и “Затворник и Шестипалый”.

По сюжету в помещении встречается следователь-стенографист и ростовщик, потерявший свою совсем юную жену. Ему предстоит рассказать историю, отчего она умерла, — и ростовщик начинает свою исповедь. Всё развивается в четырёх стенах, в маленькой неказистой комнате, где в красном углу несколько икон, стоит стул, стол и металлический помост, где и лежит кукла — тело усопшей.

шуклин

Чем дальше рассказывает ростовщик, тем больше понимаешь — бедная девочка. Искренняя, человечная, хрупкая… А ему нравилось её ломать своим отношением — молчанием, холодностью, игнорированием. Она даже хотела его застрелить, но не смогла. Тот в отместку купил ей отдельную железную кровать. “Ночью она молча легла в эту новую свою постель: брак был расторгнут, “побеждена, но не прощена”. Ночью с ней сделался бред, а наутро горячка. Она пролежала шесть недель” — так писал Фёдор Достоевский. А потом, спустя несколько припадков и терзаний, она взяла в руки образ Богородицы и с ним вышла из окна. Такой уж непосильной оказалась “любовь” мужа. Ему же всё нипочём: “Тут явное недоразумение, как хотите. Со мной ещё можно бы жить. А что если малокровие? Просто от малокровия, от истощения жизненной энергии? Устала она в зиму, вот что...”

 

Шоковая терапия

 Повесть “Кроткая” считается одной из самых сложных в творчестве Фёдора Достоевского, но для Руслана Кудашова работает принцип: чем сложнее, тем шире горизонты для творческого выражения.

— Само произведение “Кроткая” — потрясение, — отметил Руслан Кудашов. — Когда читаешь его, испытываешь шок на протяжении всей истории. Достоевский назвал эту повесть фантастическим рассказом. Хотя что там фантастического? Но душевные состояния героев, описанные в этом произведении, действительно поражают. Писатель знал: для того чтобы достучаться до людей, нужна шоковая терапия. В Евангелии есть термин “жестоковыйное сердце” — сердце, которое обросло слоями равнодушия и не чувствует. Чтобы оно вновь ожило, нужна шоковая ситуация, которая поможет сбросить этот чёрствый груз.

В финале режиссёр смягчает события фантазийного рассказа, оставляя пространство для размышлений и надежды. Через призму театра кукол зрители увидят, как далеко человек может зайти в своих стремлениях и как важно сохранить любовь.

шуклин

Режиссёр добавил, что основной посыл произведения прописан автором, он звучит в финале спектакля.

— Люди, любите друг друга. Чей это завет? — цитирует Руслан Кудашов. — Мы пытались двигаться за автором. Достоевский самодостаточный, его творчество пережило время.

В этом произведении имелась в виду цитата из Евангелия от Иоанна: “Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою”. К слову, на протяжении всей трилогии присутствует православный символизм — и “рыбка”, которая не погибает в конце “Великого инквизитора”, и райский сад, который разрушили сами люди во “Сне смешного человека”.

В спектакле заняты артисты-кукловоды Алексей Беляев (ростовщик) и Анастасия Иванова (кроткая, следователь). Специально для этой постановки выполнено 3D-сканирование лица артистки. Благодаря этой технологии была создана кукла — точная копия главной героини.

— Эта история злободневна даже сейчас, несмотря на то, что Фёдор Достоевский её написал в 1876 году. Все проблемы, все истины актуальны и в наше время. Когда я увидела куклу, которая 3D-копия моего лица, я не спала всю ночь, — отметила артистка.

 

История

Осенью 1876 года газеты Петербурга потрясла новость: молодая швея Марья Борисова покончила с собой, выбросившись из окна с иконой Богородицы в руках. Эту историю, названную журналистами “девушка с образом”, прочитал Фёдор Достоевский. Трагедия стала поводом для написания фантастического рассказа “Кроткая”. В центре сюжета — трагическая встреча двух потерянных душ: угрюмого штабс-капитана, ставшего ростовщиком, и сироты, ищущей своего “хозяина”.

 

От автора

Елена Лейман, обозреватель отдела социальных проблем:

— Редко когда пишу отзыв по спектаклям в свои материалы, но здесь просто невозможно не поделиться! Смотрела всю трилогию, но только на “Кроткой” вышла в слезах из зала после финальных оваций зрителей.

Хочется сказать, что Руслан Кудашов прекрасно чувствует визуальный ряд для каждого своего спектакля — если в “Инквизиторе” это была чёрно-красная камера и актёры-стендаперы, в “Сне” — гроб и “райский сад”, то в “Кроткой” — скособоченная комната с кривыми ставенками, дырявым потолком, полами под углом и прослеживалась какая-то… ущербность. Этим только подчеркнули нутро героя Алексея Беляева.

Алексей вообще стал шоком — привыкла, что он всегда играл милых добрых персонажей (он в принципе очень располагающий к себе артист), а здесь играет такую… первостатейную сволочь, иначе и сказать нельзя.

Прекрасная Анастасия Иванова меня поразила ещё на “Сне”, но перевоплощение было и здесь — из хрупкой прекрасной богини в следователя, которую буквально ломало на сцене от эмоций и несправедливости. Возникало ощущение, что она готова броситься на ростовщика. Потрясло, что “тело” погибшей жены имеет лицо, идентичное Анастасии. Жутко было.

А до слёз довёл момент, когда ростовщик обессиленно падает на пол, а следователь усаживает его и, как бы от лица кроткой прощая непутёвого мужа, буквально смывает водой с него все грехи и скорби — на сцену в самом начале она выходит с цинковым ведром. То самое “чеховское ружье”, которое обязано выстрелить.