Новости Красноярска

«И увидел красивое здание...»: «Врач мира» считает Красноярск своей второй родиной

Доктор Хасан Баиев о своём призвании и Красноярске.

«И увидел красивое здание...»: «Врач мира» считает Красноярск своей второй родиной
Фото: Краевая клиническая больница.

Хасан Баиев, ныне известный практически во всём мире доктор и титулованный борец, получил высшее медицинское образование в нашем городе. История о том, как он попал в Красноярск, довольно интересна.

Спортом он, как сам признавался ещё в студенческие годы, заниматься и не собирался. Жил в чеченском селе Алхан-Кала, это недалеко от города Грозного. Как-то пас овец на лугу возле речки, а на другом берегу тренировались ребята из секции борьбы. Он стал их поддразнивать по-мальчишески. А пацаны крикнули: «Раз ты такой крутой, переплывай сюда и покажи себя!». Хасан переплыл. И всех поборол! Тренер, само собой, его отметил и позвал заниматься в свою секцию.

Мальчишке по каким-то причинам было неудобно признаться родителям, что он стал заниматься борьбой, и одно время он говорил, что ездит в Грозный учиться танцевать лезгинку. Потом, конечно, всё открылось. А когда появились первые спортивные успехи, семья стала гордиться Хасаном.

В Красноярск он приезжал ещё школьником, два раза – на соревнования.


- Тогда меня поразили природа и люди, - признаётся Хасан Баиев. – Зима – так зима, лето  - так лето. И горы. Почти как дома. Сибиряки  и по тем временам, когда ещё был Советский Союз, отличались от жителей других мест. Мне понравилось красноярское гостеприимство, доброе отношение к приезжим. В чём-то они - вы! - схожи с кавказцами. Нет камня за пазухой. Один раз я ехал из аэропорта, он тогда ещё находился на нынешней Взлётке, и увидел на перекрёстке с улицей Аэровокзальной какое-то красивое здание. Оказалось, что это мединститут. Тогда и решил, что буду здесь учиться.

Врачом Хасан хотел стать с детства, потому что в его семье вообще увлекались медициной. Но о своём желании он почему-то никому не говорил. Родители даже не знали, что он полетел в Красноярск поступать на врача. А он выбрал именно наш город, хотя его как подающего большие надежды борца приглашали во многие вузы страны. И когда он приехал домой со справкой о своём зачислении, все очень удивились.

Потом были пять лет учёбы на стоматологическом факультете, интернатура, ординатура. Стал специалистом по челюстно-лицевой хирургии. Работать начинал в онкологическом диспансере. Входил в сборную СССР по самбо и дзюдо, выступал за Красноярский край. Приезжал на международный турнир по вольной борьбе Буйвасара Сайтиева. И, конечно, всегда встречался с коллегами и друзьями по институту.


-  Я очень люблю Красноярск, - говорит Хасан Жунидович. -   С городом у меня связано очень много хорошего и доброго. Поэтому стараюсь приехать при первой возможности. Вот только выбрать время очень тяжело.

В этот раз вырваться в наш город удалось всего на неделю. Его пациентами стали 33 ребёнка с аномалиями «заячья губа» и «волчье нёбо». Приехав в Красноярск с благотворительным фондом «Дарим улыбку», он не мог не зайти в родной вуз и не встретиться со своими учителями. Признаётся, что очень рад тому, как стремительно развивается наш медицинский университет. Прошёл по аудиториям, где прежде «грыз гранит науки», вспомнил годы учёбы.

Интересный момент. Ещё в институте Хасан Баиев написал студенческую работу об огнестрельных ранениях головы и шеи, она даже в научные сборники попала. И так вышло, что эта тема стала пророческой. Потому что в первую и вторую чеченскую войны Хасану Жунидовичу пришлось очень многое испытать. Спасал и российских солдат, и боевиков. Иногда – под дулами автоматов.

bHGiP9HJsZg.jpg

- Я всегда говорил, что я не политик, а доктор, - говорит Хасан Баиев. - У меня была чёткая позиция врача. Мне было всё равно, кто у меня лежит на столе. Я всегда видел человека, который нуждается в моей помощи. Никогда не делил людей на своих и чужих, по вероисповеданию и прочему. Это был мой железный принцип. За это меня многие в родной республике и уважали. Нельзя блефовать и играть, как бы тебе ни угрожали, в какой бы ты ситуации ни оказался… Когда понимают чётко твою позицию и с той, и с другой стороны, ты меньше рискуешь. Это я по своему опыту знаю. Те, кто играл принципами, становились жертвами.



Акцент

Хасан Баиев является президентом фонда «Дарим Улыбку» и проводит благотворительные акции с 2007 года. Цель акций – предоставление необходимой высокотехнологичной медицинской помощи детям с врождёнными аномалиями лицевого скелета без выезда за пределы региона проживания. Например, 10 лет назад врачи из его команды, в которую входят представители России, Белоруссии и Узбекистана, выполнили более 50 операций с челюстно-люцевыми патологиями у детей Северного Кавказа и Южной Осетии. Подобные акции проходили в Иркутске и Астрахани. И, конечно, Красноярск не остался в стороне.

    

От автора

С Хасаном Баиевым я познакомилась в 1984-м. Именно в этот год я, будучи студенткой филфака Красноярского университета, проходила летнюю практику в Ачинске от газеты «Красноярский комсомолец» и – так вышло – была параллельно заместителем комиссара зоны ССО в этом районе. А тогда в том городе на Чулыме работали четыре строительных отряда из Чечено-Ингушетии. Мы, конечно, общались, было интересно узнавать новое о Кавказе. И потом, когда случайно узнала, что в мединституте учатся студенты-чеченцы, причём – яркие спортсмены по дзюдо и самбо, пришла знакомиться с ними в общежитие. Помню, что меня тогда поразило: на стене у ребят висел портрет самого известного чеченского абрека Зелимхана Харачоевского, а над ним – кукурузные початки. Написала несколько материалов о спортсменах в тиражке «Медик» и в краевой молодёжке. И вот через 40 лет мы с Хасаном увиделись.

В перерывах между операциями он нашёл время на кратковременную встречу. И признался, что студенческие годы в Красноярске были самым счастливым временем в его жизни.

 VXMkBJiW9V8.jpg