Новости Красноярска

Находки прошлых веков: как археологи работают на месте «Суриков-центра»

Находки прошлых веков: как археологи работают на месте «Суриков-центра»
Фотографии: Михаил Шуклин

Исследователи работают на площадке рядом с родным домом художника. Раскопки — обязательный этап, который по закону должен предшествовать капитальному строительству. Специалисты должны найти все возможные исторические артефакты, чтобы сохранить их для науки. На сегодня археологи уже исследовали бо́льшую часть территории и поделились с журналистами предварительными результатами раскопок. На исследуемой территории выявлены два археологических памятника: культурный слой Красноярска русского времени и “Стоянка Качинская” эпохи неолита — ранней бронзы. “Городские новости” узнали, что обнаружили учёные на участке, отведённом под застройку, и где в перспективе можно будет увидеть находки.

 

ОТ НЕОЛИТА К РУССКОМУ ВРЕМЕНИ

 

Раскопки ведутся в тихом квартале на пересечении улиц Ленина, Кирова и Марковского. Совсем недавно здесь, по соседству с музеем-усадьбой Василия Сурикова, был небольшой, заросший сорняками пустырь. А музею, число посетителей которого растёт с каждым годом, давно стало тесно в стенах отчего дома художника. Поэтому к 400-летию Красноярска было решено расширить территорию и создать новое пространство, где можно будет реализовать самые смелые выставочные, образовательные и культурные замыслы.

На данный момент архитектурный проект “Суриков-центра” готов и согласован, проведены почти все подготовительные работы, необходимые для старта строительства. А у археологов осталось меньше двух недель до завершения раскопок — им нужно исследовать несколько небольших участков.

— Работы идут на глубине до полутора метров, — рассказал руководитель раскопок, директор АНО “Археологическое исследование Сибири” Тимофей Ключников. — Здесь выявлены два археологических памятника: культурный слой Красноярска русского времени и “Стоянка Качинская” эпохи неолита — ранней бронзы.

На этапе разведки предполагалось, что русский период на этом участке датируется ХVIII–ХIХ веками. Но в результате раскопок археологи уточнили периодизацию: в этом слое находок, относящихся к ХVIII веку, практически нет. В это время нынешний квартал между Ленина, Кирова и Марковского представлял собой лес и был для Красноярска глубокой периферией. Поэтому выявляются в основном предметы середины ХIХ — первых годов ХХ века.

 

БРОНЗОВАЯ ШПОРА И СОСУД ДЛЯ МИКСТУРЫ

 

— Находки русского времени достаточно типичные для данного периода, — Тимофей Александрович показывает специально выставленные для журналистов артефакты. — Это поддужные бубенцы, которые звенели в конской упряжи, рукоять от столового прибора, бронзовая шпора, знак извозчика 1913 года — года, когда отмечалось 300-летие дома Романовых. Есть стеклянные бутылочки. Вот маслёнка от компании “Зингер”, сосуд с надписью “формация” — в нём, вероятно, была какая-то микстура. Ещё одна ёмкость использовалась для хранения уксуса. Но лично для меня интересней более древняя история этой территории — слои, которые относятся к неолиту и ранней бронзе.


Точный возраст доисторических находок скажут результаты специальной экспертизы. А сейчас археологи считают, что это примерно пять тысяч лет. Ориентировочную датировку установили по керамике, фрагментов которой при раскопках было выявлено довольно много. Подобные сосуды уже обнаруживали в окрестностях Красноярска, возраст их достоверно известен.

Кстати, по наличию керамики археологи могут уверенно определить, что человек, живший на данной территории, уже перешагнул рубеж исторических эпох — перешёл из палеолита (древнего каменного века) в неолит (новый каменный век).

 

БУЛЫЖНИК С ОСТРЫМИ КРАЯМИ

 

Как пояснил Тимофей Ключников, в обеих эпохах в ходу были каменные орудия. Обычно археологи определяют период использования этих доисторических инструментов по их внешнему виду.

— Каменные орудия в палеолите более грубые, — рассказал археолог. — В этот период охотились на крупных животных, для их разделки и обработки шкур требовались большие формы. На территории Красноярска применялась енисейская галька, она считается не очень качественной, но для грубых инструментов она подходит. В неолите же появляются новые технологии обработки камня: шлифование, сверление, пиление, а орудия создаются для разделки не только крупных животных, но и небольших. Посмотрите — вот малюсенький камень, по всей видимости, им обрабатывались шкуры мелких соболей, зайцев, белок.


Но орудия палеолита и неолита иногда всё же очень похожи. В руках у Тимофея Ключникова — увесистый булыжник с острыми краями. По мнению археолога, это комбинированный инструмент, который, вероятно, использовался довольно продолжительное время.

SHUK4861.JPG

Кроме каменных орудий и керамики, на территории раскопок найдены кости животных. Они, как и остальные артефакты, принадлежат двум культурам. К тем, что находятся ближе к нам по времени, у археологов вопросов нет — они достаточно точно идентифицируются. Это остатки сельскохозяйственных животных и домашних питомцев. А вот с костями зверей эпохи неолита — ранней бронзы сложнее. С ними ещё предстоит поработать палеонтологам.

 

ОХОТНИКИ, НО НЕ РЫБОЛОВЫ

 

Впрочем, и другие находки должны исследовать эксперты. Это нужно, чтобы приблизиться к научной реконструкции быта и культуры людей, живших на территории Красноярска до нас. Выявленные при раскопках предметы интересны именно в комплексе. Но особенно важно это для тех, что относятся к древнейшим временам. Эпоха неолита, по словам Тимофея Александровича, остаётся до сих пор слабо изученной.

— Археологическая стоянка — это отпечаток древности, который дошёл до наших дней, — объясняет Тимофей Ключников. — Когда-то люди здесь пожгли костёр, разбили керамический горшок, кого-то съели, сделали орудие, что-то потеряли и ушли. За тысячелетия оставшиеся предметы раздул ветер, размыла вода, растащили животные. Мы видим какие-то проценты, а скорее даже доли процентов от того, что было. Но если исследовать эти остатки в комплексе, мы можем многое узнать. Хорошо, что государство даёт нам полномочия на проведение раскопок на местах будущих строительных работ. Если бы археология не обладала этими возможностями, то знаний у нас было бы в разы меньше.

И вот что уже удалось выяснить. Науке давно известно, что неолитический человек был не только охотником, но и умел добывать рыбу. Однако на стоянке, которую сейчас копают на месте будущего “Суриков-центра”, нет находок, характерных для рыболовов. Здесь не выявили ни грузила, ни крючки.

— Возможно, Кача, с которой соседствует стоянка, не была рыбной, — предположил археолог. — Хотя относительно недалеко, на Енисее, в пещере Еленева, в этот же период обитали рыболовы.

Когда археологи закончат раскопки и займутся обработкой полученного материала, на площадку зайдут строители. Возведение нового культурного пространства “Суриков-центра” начнётся уже августе. Здание будет трёхэтажным. Нижний — цокольный — уровень приспособят под фондохранилище и временные экспозиции. На первом этаже будет фойе и выставочный зал, спроектированный таким образом, чтобы можно было разместить большие полотна Василия Сурикова. Руководство усадьбы рассчитывает, что работы художника будут привозить в Красноярск из столичных музеев и выставлять в новом культурном пространстве. На втором этаже откроют лекционный зал, мастерские, кафетерий для посетителей и террасу. Предполагается, что новое культурное пространство начнёт принимать посетителей в 2027 году. Пока же организаторы строительства просят жителей соседних домов немного потерпеть неудобства, связанные с возведением такого сложного объекта.

— Площадка находится в достаточно стеснённых условиях, вблизи жилых домов, — рассказал и. о. руководителя МКУ “Управление капитального строительства” Александр Парамыгин. — Мы постарались продумать все нюансы, чтобы минимизировать неудобные ситуации для жителей, в том числе касающиеся ежедневного распорядка производства работ.

 

Комментарий

Юлия Квашнина, директор музея-усадьбы Василия Сурикова:

 

— Коллектив музея с интересом наблюдает за археологическими раскопками, которые ведутся на площадке будущего “Суриков-центра”. Особое наше внимание привлекли два исторических предмета. Это монета, выпущенная в 1830 году, — а мы знаем, что именно в эти сроки был построен дом Сурикова. Кроме того, археологи нашли кнопку, которой, возможно, сам Василий Иванович крепил на мольберт листы для акварели. Артефакты, выявленные на этих раскопках, после завершения исследования поступят в фонд музея-усадьбы. Впервые в истории музей обзаведётся археологической коллекцией. Мы планируем её экспонировать. Представьте, керамику, осколки которой обнаружены на площадке, пять тысяч лет назад оформлял какой-то художник. Поэтому можно говорить, что у этого места интересная история, уходящая корнями в глубокую древность.