Новости Красноярска

«Наш главный капитал — люди, искренне переживающие и любящие команду»: интервью с директором БК «Енисей» Владимиром Петроковским

Он рассказал об итогах сезона, преодолении себя и женском чуде

«Наш главный капитал — люди, искренне переживающие и любящие команду»: интервью с директором БК «Енисей» Владимиром Петроковским

После попадания в первую шестёрку в прошлом сезоне выступление мужского “Енисея” в нынешнем чемпионате можно назвать неудачным, до плей-офф команда не дотянулась. Но при взгляде внутрь становится понятно, что выход в плей-ин и битва с МБА — это едва ли не максимум для растерявшего всех прежних лидеров коллектива. Зато выстрелили девушки, сенсационно обыгравшие в плей-офф курское “Динамо” и ворвавшиеся в четвёрку лучших команд страны. Итоги этого чрезвычайно сложного и интересного сезона подвёл неизменный директор клуба Владимир Петроковский.

 

Новые роли

 

— Какую оценку можно поставить мужской и женской командам за этот сезон?

— В силу объективных причин у мужчин не всё получилось, что нам хотелось бы. Но в принципе показали достойную игру, в каких-то матчах порадовали болельщиков. О них скажу отдельно. Если убрать спортивную составляющую, наш главный капитал — люди, искренне переживающие и любящие команду. Показательно, что в прошлом сезоне, когда за “Енисей” играли звёзды, по меркам Единой лиги ВТБ, число зрителей увеличилось. В начале этого чемпионата, когда команда ещё искала себя, кто-то ушёл, но в итоге ребята своей игрой и отношением к делу вернули болельщиков на трибуны. Женская команда дошла до полуфинала, затем боролась за бронзовые медали, в итоге заняла четвёртое место, повторив лучший результат в истории клуба. Исходя из этого поставлю обоим коллективам по четвёрке с плюсом.

DIM_0251.jpg

— Плей-ин мужской “Енисей” провёл без легионеров, да и вообще по чемпионату их было двое плюс Владислав Близнюк из Беларуси. Так получилось или был взят курс на отечественных игроков?

— В идеальном мире нам всем бы хотелось, чтобы в составе команды находились 12 игроков, рождённых в Красноярске, и она бы была конкурентоспособной, но на деле всё обстоит не так. Вот в прошлом сезоне мне лично говорили: дескать, мы не ходим на игры, потому что не так интересно смотреть на иностранцев. В этом чемпионате на паркете были россияне, в том числе пять уроженцев Красноярска. Эти же люди опять не ходили, потому что много проигрывали. Всем не угодишь. Что нужно нашему болельщику? Победы в первую очередь, а какой паспорт в кармане у игроков, их добывающих, — дело второе. И когда мы регулярно на равных боролись и порой обыгрывали топ-клубы, зачастую на домашних был полный зал.

— Чего всё-таки не хватило для выхода в плей-офф?

— Где-то мы не доработали, где-то вмешались травмы и другие факторы, где-то игроки не справились с новым для себя статусом. Будем объективны: Дмитрий Сонько, Владислав Перевалов, Сергей Долинин, Владислав Одиноков, да даже тот же Сергей Балашов ранее решали свои конкретные задачи на площадке. Именно результат добывали другие. В этом сезоне на парней легла дополнительная нагрузка, касающаяся и увеличившихся минут на паркете, и психологии. Надеялся, что со своими новыми ролями ребята свыкнутся раньше, но привыкание потребовало около двух с половиной месяцев. При этом я очень рад, что игроки стали более уверенными, научились брать на себя инициативу, принимать правильные решения.

— Тимофей Герасимов провёл шикарный сезон. Ожидали от него такой игры?

— Когда в межсезонье стало ясно, что на этой позиции не будет легионера, мы сделали Тимофею предложение, пообещав большое игровое время и лидерскую роль. Он с ней справился, чего, собственно, мы от него и ожидали. В очередной раз “Енисей” дал возможность талантливому игроку перезагрузить карьеру. Но, не умаляя заслуг Герасимова, отмечу, что и он должен быть благодарен нашему тренеру Йовице Арсичу, который построил игру вокруг Тимофея, позволив тому проявить все свои сильные стороны. Порой Йовица брал тайм-ауты, чтобы поговорить именно с Герасимовым, акцентировать внимание на его действиях, которые тренера не устраивали. Но он не менял Тимофея, продолжал в него верить.

— Клуб уже объявил, что Герасимов уходит. В нынешних реалиях были варианты его удержать после такого классного чемпионата?

— Не было. Тимофею поступило предложение, от которого в финансовом плане просто невозможно отказаться, совершенно любой на его месте сделал бы такой выбор, поэтому — никаких осуждений, только пожелание удачи и успехов в игре за новый клуб.

— Получается, “Енисей” перезагружает баскетболиста. Он либо выходит на новый уровень, либо возвращается на свой прежний, а потом покидает клуб, и этого никак не изменить?

— По зарплатам мы конкурировать с большинством клубов лиги не в состоянии. За последние годы значительно выросли расходы на перелёты и проживание. Они больно бьют по бюджету. Если бы у нас был титульный спонсор, закрывающий определённые вопросы, ситуация была бы другой. Нахожусь в постоянном поиске такового, но пока безрезультатно.

 

Понимает и принимает

 

— В прошлом сезоне приходилось слышать, что с таким составом любой  тренер мог бы показывать хороший результат. Мне думается, этот чемпионат доказал, что Йовица отличный тренер, настоящий режиссёр и архитектор игры команды, несмотря на её ограниченные ресурсы. Когда вы решили, что хотите продлить с ним контракт?

— Когда продляли контракт с Арсичем на этот сезон, я уже понимал, что хочу работать с ним как можно дольше. Считаю Йовицу отличным специалистом. Он — позитивный человек, понимающий все наши сложности и принимающий их. Мне очень импонирует его гибкость. Имея собственную модель игры, он адаптируется к уровню тех игроков, что есть в наличии, помогает баскетболистам раскрываться и развиваться. А что касается прошлого сезона, то в корне не согласен, что любой тренер мог бы достичь такого же результата. Мы же изначально не брали суперзвёзд и игроков уровня Евролиги. Тот же Джеремайя Мартин играл в Польше, Ксавьер Рэйтан-Мэйес путешествовал по не самым сильным европейским чемпионатам. И здесь тренер помог им раскрыть все лучшие качества. Поэтому в успехе того сезона заслуга Арсича огромна.

Что касается продления контракта на следующий сезон, когда спросил у Йовицы, готов ли он продолжать, получил ответ: “Ты чем-то недоволен, есть другие варианты?” Я сказал, что всем доволен, он ответил аналогично. Поэтому всё решили в течение нескольких минут.

У нас случился откровенный диалог по окончании чемпионата. В частности, Арсич сказал, если бы я ему прошлым летом сообщил, что мы весь сезон проведём всего с парой центровых Балашов — Роман Загретдинов, он бы посчитал, что я сошёл с ума. Но в итоге Йовица всё понимает, для него это тоже был своеобразный вызов, с которым он, считаю, справился. Команда боролась за плей-офф до последнего. И это показатель работы Арсича.

1.jpg

— В регулярном чемпионате в этом сезоне каждая команда провела 44 игры. Это много или нормально?

— Мы самая удалённая от Москвы команда лиги. Перелётов больше, это да. Но когда выступали в Еврокубках, летали ещё дальше. Считаю, что нынешнее количество игр — нормально. Во-первых, больше домашних матчей, что даёт нам возможность заработать. А во-вторых, раньше мы могли сыграть в Красноярске раз в месяц, и болельщики начинали о нас забывать. Сейчас игр больше, и команда чаще на виду.

 

Шанс на борьбу

 

— “Енисей” входит в первую восьмёрку Единой лиги ВТБ по бюджету?

— По моей оценке, мы последние из российских команд.

— Как в таком случае выполнять задачу по выходу в плей-офф?

— На бумаге шансов у нас нет, но в баскетбол играют живые люди, и шанс на борьбу всегда остаётся. Опять же, если найдём спонсора, которому нужен результат здесь и сейчас, и он готов платить, будет другой разговор. Но пока его нет, мы идём своей дорогой. Берём игроков, в которых видим потенциал, с российскими баскетболистами пытаемся заключать долгосрочные контракты, здесь показателен пример Балашова и Долинина, которые играют в “Енисее” несколько сезонов и значительно выросли. Задачу о выходе в плей-офф мы ставим сами. Во-первых, мотивация обязана присутствовать. Во-вторых, чем выше место займёшь, тем больше призовых получишь от лиги. Вот глобально, если не стал чемпионом, то скоро люди забудут, какое ты занял место, шестое, восьмое или десятое.

— Оверперформансы от игроков, как у Рэйтана-Мэйеса, к примеру, точно будут помнить.

— Да, но с началом нового сезона прошлый всё равно постепенно стирается из памяти. Большая часть людей приходят на трибуны, платят деньги, хотят получить зрелище и положительные эмоции здесь и сейчас. И эмоции эти дарят в первую очередь победы, но и то, как команда сражается на площадке, имеет огромное значение.

Мне бы очень хотелось, чтобы “Енисей” стал в каком-то смысле народной командой для Красноярска. Когда мы играли в маленьких городах Франции или Голландии, видел подобное собственными глазами. Трибуны битком, и они благодарят своих за игру, независимо от результата. Понимаю, что в реалиях миллионного города и большого количества команд из других видов спорта добиться такого практически невозможно, но стремиться и мечтать об этом, считаю, необходимо.

— В матче плей-ин с МБА парни из “Енисея” отдали всё что можно и даже больше, а для победы не хватило как раз одного-двух игроков, способных решить эпизод в решающий момент и сделать разницу. Что вы говорите игрокам после подобных поединков?

— Сразу после матчей говорит тренер. Йовица сказал ребятам, что это жизнь, это баскетбол. Порой ты сделал всё для победы, но удача и успех сопутствовали сопернику. Можно разбирать ошибки, конечно, — там полметра не добежал, здесь несколько сантиметров не допрыгнул. Но в таком эмоциональном поединке, который к тому же стал заключительным в турнире, делать тотальный разбор уже лишнее. А вот поблагодарить ребят за самоотдачу и страсть необходимо.

Тот же Балашов в середине сезона получил травму. Сейчас ему сделали операцию, которую в принципе можно было провести уже тогда. Но Серёга боец, и он рискнул собственным здоровьем, доиграл чемпионат.

— Сейчас уже есть понимание, как будет строиться трансферная кампания в межсезонье, в частности сколько легионеров планируете подписать?

— Нам бы очень хотелось привлечь в “Енисей” максимально сильных для нас игроков. Мониторинг рынка происходит на постоянной основе. Ситуация, которая есть на сегодня, не стала легче для нас. У некоторых игроков нашей команды есть предложения от других клубов. Мы постараемся по максимуму подписать российских баскетболистов и некоторые позиции усилить иностранцами. Для борьбы за плей-офф нам нужны четыре добротных легионера. Как сложится в итоге, сейчас сказать сложно. Мы можем предложить игровое время талантливым игрокам, которые не получают его в своих нынешних клубах, можем дать им шанс проявить себя, и здесь опять же можно привести в пример Герасимова. И наша задача — находить игроков с похожей мотивацией, которым есть что доказывать и самим себе, и баскетбольному сообществу.

 

Счастливое сумасшествие

 

— О девушках. На ваш взгляд, то, что они совершили в этом сезоне, — чудо?

— Завоевали бы бронзу, назвал бы чудом, а так — показали отличный результат. Основная масса этого состава играла вместе два-три года, коллектив вышел на свой пик.

— Разве победа в 1/4 финала над мощным курским “Динамо” — это не чудо, особенно после минус 30 в первом поединке серии?

— Когда стало известно, что играем с “Динамо”, вряд ли нам кто-то давал какие-то шансы на проход дальше. Но та непростая ситуация по поводу будущего, в которую попала курская команда, давала нам определённые надежды. И всё-таки после этих минус 30 поставить на то, что “Енисей” выиграет следующие два матча, мог бы, наверное, только сумасшедший. Наверное, соглашусь, именно с “Динамо” сотворили чудо.

Вообще, я не так часто езжу с девочками на выездные поединки. И на этот первый матч в Тулу не полетел, и сказал им, что поеду на третью игру, на решающую. Получили там разгром, и вроде у всех упадническое настроение, но, видимо, и соперник заранее решил, что он в полуфинале. Здесь, в Красноярске, мы сумели сравнять счёт в серии. А когда полетел с командой на третий поединок, то уже на разминке заметил, что девочки по-хорошему заряжены. Поделился этим мнением с главным тренером Ольгой Шунейкиной, ещё заметил, что главное, чтобы не перегорели.

— Когда пришло понимание, что победа возможна?

— В первой половине девочки играли фантастически, и было опасение, как это бывает в женском баскетболе, что можем не удержать уровень. Но команда справилась, и в заключительной четверти, когда соперник навалился всеми силами, мы не сломались и довели встречу до победы. И вот в концовке, когда сохраняли шестиочковое преимущество, понял, что уже не упустим. Считаю, что нам помогла победа над Курском в регулярке. Когда в начале года обыграли УГМК, да ещё с таким отрывом, девочки сами ошарашенные ходили. А вот когда “Динамо” победили во втором круге, они поняли, что всё возможно.

— Что творилось после игры?

— В раздевалку я по понятным причинам сразу зайти не могу, но мы потом ехали до Москвы на автобусе, и вот там творилось то, что сложно описать словами: кричали, горланили песни — счастливое сумасшествие. Для многих девочек эта победа стала главной в карьере, раньше подобного они не испытывали.

— МБА не пустил мужчин в плей-офф, а девушек лишил бронзы. Злой гений для “Енисея”, получается?

— В серии за бронзу не хватило ресурсов, несколько игроков пропустили серию из-за травм. Очень не хватало Арины Мосько, Екатерины Гунченко, Натальи Горбачёвой. Выиграть одну гостевую встречу сил хватило. А здесь, в Красноярске, перед третьим поединком в противовес тому, что было с Курском, мы не зарядились, а где-то перенастроились. Девочки почувствовали близость успеха и, возможно, перегорели. Когда проиграли, отпустили соперника вперёд, спасти эту серию стало чрезвычайно сложно.

 

Неожиданная рокировка

 

— Что дальше? Какие будут изменения в составе?

— Нас ждёт тотальная перестройка. Состав изменится процентов на 90. Возьмём девочек, которые гипотетически смогут выстрелить. Постараемся подписать с ними долгосрочные контракты, следующий сезон будет в какой-то мере переходным, обкатаем коллектив и уже через год постараемся вернуться на завоёванные позиции.

— Строить новую команду всё так же будет Шунейкина?

— Нет.

— Неожиданно.

— Понимаю. Ольга Александровна ещё в середине сезона подошла, и у нас случился серьёзный разговор. Она работала главным тренером с 2012 года. Всё-таки силы небеспредельны. Особенно у такого человека, как Шунейкина. Она относится к работе совершенно фанатично, буквально ночами не спит. Поэтому решил пойти ей навстречу.

— Кто будет главным тренером?

— Решили дать шанс ассистенту Ольги Александровны Алексею Чиркову, фактически они поменяются ролями.

— Сложно представить, как такая рокировка будет работать. Предполагаю, что чрезвычайно волнительно, когда у тебя в ассистентах бывший босс.

— Сам Алексей Валерьевич говорил, что рад работать помощником Шунейкиной, что очень многому у неё научился и был бы счастлив провести в её штабе ещё один сезон. Посмотрим, как получится, мне, честно говоря, сложно пока представить, что Ольга Александровна начнёт сезон не в роли главного, а в роли ассистента.

— Женский баскетбол, на мой взгляд, вполне себе смотрибельный, но почему так мало народу на него приходит в Красноярске, даже несмотря на хорошие результаты? К примеру, в волейболе женский “Енисей” уступает по популярности мужскому, но разница не такая гигантская, как у вас.

— На самом деле это наша головная боль. Каждое лето ищем варианты, выносим мозг друг другу, но пока никак не можем изменить ситуацию. Моё мнение такое: если в городе есть мужская команда Единой лиги ВТБ, на девушек ходит гораздо меньше народу. УГМК выносим за скобки, учитывая его статус. И то, что “Уралмаш” появился в Екатеринбурге не так давно, а в целом картина именно такая.