Новости Красноярска

Герои среди нас, Общество, Наука и образование,

«Самое важное – это человек»: разговор с профессором кафедры социальной педагогики Антонидой Лукиной

В проекте «Герои среди нас» рассказываем о жизни выдающихся красноярцев.

«Самое важное – это человек»: разговор с профессором кафедры социальной педагогики Антонидой Лукиной
Фото: Антонида Константиновна Лукина

75-летний юбилей отметила недавно Антонида Лукина. Талантливый ученый и практик, кандидат философских наук, профессор. За её плечами – насыщенная жизнь и большая работа. 

В СФУ Антонида Константиновна заведовала кафедрой общей и социальной педагогики более 25 лет, оставив этот пост совсем недавно. Сейчас профессор руководит направлениями магистратуры ИППС «Развитие личности» и «Педагогика лидерства». О том, как развивалась её собственная личность, Антонида Константиновна рассказала корреспонденту Gornovosti и своей студентке Нине Аникиной.

Scan_0007.jpg

– Я родилась в старинном селе Кононово, что вниз по Енисею. Это село было основано ещё 1659 году красноярским казаком Кононом Севостьяновым. Там замечательная природа! Люблю повторять, что я выросла среди природы и она мне силы дает.

Мама Мария Федотовна Михеева – из Уярского района. В войну она работала в трудовой армии, делала огнеупорные кирпичи. Отец – Константин Михайлович Макаренков был на фронте и попал в плен. Когда вернулся, при росте 180 сантиметров весил около 44 килограммов. Про то время он ничего не рассказывал. Жили мы на острове напротив села.

А почему на острове жили?

— В то время в Кононово была ремонтно-эксплуатационная база флота, удобное место для зимней стоянки пароходов и барж. Отец был бакенщиком. Бакены – плавучие знаки на реках и каналах, их огни показывают опасные места на реке и границы фарватера.

Какие воспоминания детства самые сильные?

— Когда в 1953 году освобождались ссыльные, некоторые из них останавливались у нас дома. Наверное, потому что мама была открытым и добрым человеком. Мне тогда было около трёх лет. Даже когда родители разошлись, и мы уже жили в Красноярске семьёй из восьми человек, в двух комнатах в бараке без удобств, у нас время от времени бывали ребята, которые ехали строить Красноярскую ГЭС.

Я пошла в первый класс, когда запустили первый спутник. Помню, как все выходили смотреть, где он по небу пролетает. А когда мне было 12 лет, в космос полетел Юрий Гагарин – этот день я тоже хорошо помню, такая мама была счастливая.

Ещё помню запах школы – мел, доска… Школа была далеко, вечером идёшь – в доме окошко светится. И первую учительницу свою помню, Клавдию Андреевну.

Антонида Лукина

Расскажите про Красноярск?

— Мы переехали в Красноярск, когда мне было лет десять. Здесь начался мой спорт и мои университеты. В школе я быстро вытянулась в росте, и меня позвали играть в баскетбол, затем вся команда перешла в гандбол – ручной мяч.

С университетом было непросто. Меня все институты приглашали поступать как спортсменку, а в университет не звали. А я к тому времени очень любила физику, вышел фильм «40 дней одного года». И я, конечно, пошла в университет. После первого курса вылетела из-за активной комсомольской деятельности и спорта, поступила ещё раз. Тогда уже звали в МГУ играть за их команду, но я не пошла.

Почему спорт не выбрали?

— Я понимала, что мне не хватает данных, чтобы быть лидером команды. Как пел Высоцкий: «Бить человека по лицу – я детства не могу». Ручной мяч — очень контактный вид спорта: и тебе прилетает, и ты жёсткий. Были в команде девушки сильнее меня.

В университете я активно занималась комсомольской деятельностью, и по окончании вуза меня пригласили в краевой комитет комсомола, где я проработала 20 лет.


С чем была связана комсомольская работа?

— Комсомол был для меня важен всегда. Я была комсоргом класса, потом – секретарем комсомольской организации физфака, вечным членом комитета комсомола университета. Уже после первого курса начались мои стройотряды – славное время жизни.

На последнем курсе у меня умер отчим, и я не могла оставить маму одну (брат к тому времени уехал на Саяно-Шушенскую ГЭС), поэтому, когда мне предложили работать в крайкоме комсомола, я согласилась.

Работала в орготделе, объездила практически весь край, было много интересных приключений, встреч, людей. Довелось проводить исследования на БАМе, на других ударных стройках, что в итоге вылилось в кандидатскую диссертацию.

В 1978 году в Красноярске открылась зональная комсомольская школа, где проходили повышение квалификации комсомольские работники из Центральной Сибири: Тувинской АССР, Томской, Новосибирской, Кемеровской областей и Красноярского края. В 1978 году в Красноярске при поддержке ЦК ВЛКСМ открыли зональную комсомольскую школу, и я перешла работать туда. 

Каждый год мы выпускали свыше тысячи человек, которые впоследствии занимали ключевые позиции в партийных, производственных и хозяйственных структурах. Это была масштабная система повышения квалификации. Там случился мой первый педагогический и научно-исследовательский опыт – я защитила кандидатскую диссертацию по ударным комсомольским стройкам и заведовала кафедрой комсомольского строительства.

Как начали преподавать в СФУ?

— Когда все общественно-политические организации распустили, я некоторое время была безработной. Затем Борис Иосифович Хасан пригласил меня преподавать в межвузовское отделение интенсивной подготовки психологов (МОИПП), а потом позвал на психолого-педагогический факультет (ППФ).

Я начинала с профориентологии, затем преподавала психологию труда, психологию управления, общую психологию, раздел про внимание. Это было для меня хорошей школой.

Антонида Лукина

А заведующей кафедрой как стали?

Когда в вузах начали вводить образовательные стандарты, мы поняли, что наша кафедра педагогики им не соответствует. Я тогда работала замдекана ППФ, а деканом был Виктор Георгиевич Васильев. У него родилась блестящая и опережающая время идея – общий набор абитуриентов на бакалавриат с последующим делением по направлениям на педагогов, психологов и социальных педагогов. Мы решили создать новую кафедру общей педагогики, которая занималась вопросами школьного образования. Ею стал руководить Исаак Давидович Фрумин, в то время — директор школы «Универс». Затем он переехал в Москву, и в 2000 году завкафедры стала я.

Сначала кафедра располагалась в «Универсе», и это создавало особые условия слияния науки, подготовки кадров и реальной практики.

Мне тогда казалось, что я сама придумала название «социальная педагогика». Мне ещё с комсомольских времён было интересно понимать, как развивается человек в обществе и происходит становление личности. И я придумала социальную педагогику как педагогику среды. Впоследствии я узнала, что понятию «социальная педагогика» уже более сотни лет.


— Для меня как для преподавателя и исследователя очень важно взаимодействие с практикой.

Долгие годы я работаю с центром социальной помощи семье и детям Октябрьского района. Там получила неоценимый опыт психологического консультирования разрешения проблем людей, находящихся в трудных жизненных ситуациях. Огромная благодарность Ларисе Николаевне Гаджиевой, многолетнему директору этого центра, которая многое сделала для его становления. Сейчас центром руководит выпускник нашей магистратуры Д.А. Осколков.

Неоценимый опыт я приобрела, работая в лицее № 1 г. Красноярска, где мы разрабатывали и реализовывали проектные методы обучения. В конце ХХ — начале ХХI века был расцвет авторской школы.

Вместе с краевым Дворцом пионеров и школьников мы в те же нулевые 5 лет проводили лагеря «Лидер» для школьного актива, руководителей органов ученического самоуправления. После этого и до сих пор руководители краевого дворца пионеров – выпускницы нашей кафедры Ю. Герцик и Р. Мандрик.

Был интересный опыт сотрудничества со школой № 84, когда там директором была Л.П. Прилепа: мы разворачивали исследования и практику и работы с детьми-мигрантами, которых было много в этой школе.

Я стояла у истоков создания городского научно-методического центра, который мы создавали со С. Поповой буквально на коленке.

Что для вас в работе заведующего кафедрой самое важное?

—  Самое важное – человек. Я человеко центрированный руководитель, и многие говорят, что у нас на кафедре особая атмосфера.

Мне нравится работать со студентами – мозги не ржавеют. Общение с молодежью подстегивает, заставляет изучать новое. Иногда на лекциях читаю стихи: Лермонтова, Маяковского, Когана, если в тему придётся. Люблю загадки.  Читаю и спрашиваю: кто, по какому поводу написал? Они не знают – интересный разговор потом получается.

photo_2025-05-05_18-24-46.jpg

Атмосфера на кафедре и правда — особая. Дружные, радушные преподаватели. Чай с вафлями и печеньем для студентов и преподавателей. Цветы выше человеческого роста, картины, фотографии и благодарственные письма на стенах. Студентов регулярно приглашают на практические конференции и методологические семинары, где задают сложные вопросы к научно-исследовательской работе. Желание учиться в студентах всегда поддерживают.

Под руководством Антониды Константиновны в университете впервые начали подготовку социальных педагогов. Вот уже четверть века кафедра изучает взросление подростков, профориентацию и идею деятельности детских общественных организаций, таких как «Орлята России» и «Движение первых». 

Педагогика среды, верят на кафедре, реализуется через конструирование уклада жизни образовательного учреждения. В середине 1990-х красноярские исследователи внедрили проектное обучение в среднем звене лицея № 1 – сегодня оно является обязательным далеко за его пределами.

Антонида Константиновна продолжает активно преподавать, а направления работы кафедры Лукиной становятся основными во многих российских школах.

Фотографии предоставлены Лукиной А.К.