«Театр — сложный узор, всё может растаять в один момент»: Ольга Белоброва — о любимой профессии, природе артистизма и премьере сезона

Сама судьба привела Ольгу Белоброву в Красноярск, в драматический театр имени А. С. Пушкина. “Понимаю: так и должно быть, это правильно”, — считает заслуженная артистка Красноярского края.
Каждый её день расписан по минутам: репетиции, спектакли, преподавательская деятельность, “Народный театр”… А дома — любимая семья: муж и дочь. Обязательные вечерние прогулки, летние путешествия и совместные открытия.
“ГАЕЧНОЕ” НАСТРОЕНИЕ
— Ольга, профессия артиста — мечта детства?
— Совсем нет. В школе я ездила в археологические экспедиции, выступала на конференциях и собиралась поступать на истфак. Но мой друг, который уже два года учился на театральном факультете, сказал: тебе надо попробовать. Курс будет набирать заслуженный артист России Константин Алексеевич Вощиков.
Я выросла в посёлке Подгорном, про существование театра Пушкина в Красноярске вообще не знала. Экзамены на театральном факультете начинались раньше. Я пришла и поступила. Единственный нюанс: на экзаменах меня спросили, какие спектакли я смотрела в нашем драматическом театре. Честно ответила: ничего не видела.
Многие мои однокурсники были из династий артистов. А мне первое время казалось: куда я окунулась? Я же ничего не знаю, как буду играть? И у меня уже была моя любовь, которая случилась ещё до поступления. Мой прекрасный, замечательный муж. Совершенно не артист. Он очень переживал: вдруг после окончания обучения я решу уехать в театр в другой город?
— Такие мысли возникали?
— На самом деле всё шло своим чередом. На выпускном курсе театр Пушкина пригласил меня в бенефисный спектакль “Ханума” заслуженной артистки РФ Тамары Владимировны Семичевой — на роль Соны.
Эту музыкальную комедию ставил режиссёр из Санкт-Петербурга Андрей Максимов. Я ходила на репетиции с ощущением, будто попала на подготовку новогоднего праздника. Все улыбаются, поют, танцуют — такой материал. Конечно, у меня был определённый внутренний зажим, это ведь моя первая постановка на большой сцене.
Параллельно сдавала госэкзамены в институте. И в этот момент отсматривать артистов приехал Олег Рыбкин, тогда он не был нашим главным режиссёром. Он взял меня в спектакль “Таланты и поклонники”. Это уже бенефис моего художественного руководителя Константина Алексеевича Вощикова.
В итоге получилось, что к окончанию академии у меня уже были две премьеры. Я попала в наш прекрасный театр, не надо было придумывать, куда уезжать.
Потом другие режиссёры приглашали меня в другие города. Но Красноярск так органично вошёл в мою жизнь. Я, девочка из Подгорного, сначала совершенно волшебным образом поступила в академию, а потом оказалась здесь. Муж, тогда ещё будущий, радовался, что я остаюсь в Красноярске.
Мне кажется, в тот момент судьба словно закрутила большие железные гайки. Я чувствовала: будто моя жизнь закручивается вокруг этого театра, вокруг этого города. И это было правильно. С того момента такого “гаечного” настроения пока у меня больше не было. Рождение ребёнка — другие ощущения. А в тот момент моя судьба вставала на рельсы под названием “театр Пушкина, город Красноярск”.
ВСЕ РОЛИ — ОТ БОГА
— Как вы относитесь к второстепенным ролям?
— Конечно, нравится, когда тебе дают большую роль, где много выходов, много текста, когда образ требует моей абсолютной подключённости.
Я — фантазирующая артистка. И если роль второстепенная, даже самая маленькая, всегда нахожу своё существование. Делаю это не потому что хочу расширить роль, мне просто интересно придумывать про своего персонажа. Радостно, когда что-то предлагаю режиссёру и он это принимает. У меня есть слух, музыкальное образование. Я могу петь, танцевать, передать это своему герою.
Страшно делить роли на любимые и нелюбимые. Театр — сложный узор, всё может растаять в один момент. Сегодня ты на вершине, а завтра — нет. Поэтому я стараюсь не оскорблять мои роли. И совершенно не моя история — просить новые. Никогда этого не делала.
Я дружу с опытными артистами нашего театра. Эдуард Иванович Михненков всегда говорит: молись, все роли от Бога. Если посмотреть летопись моей работы, так и есть.
— Приведите, пожалуйста, пример такой истории?
— Мне внутренне близок Николай Чудотворец, я молюсь этому святому. И когда мы с дочкой первый раз поехали в Турцию, нас повезли на экскурсию как раз в то место, где он родился. Там я купила икону. Молилась, чтобы он наставил меня на путь истины, подарил радость в профессии.
Вернулась в Красноярск. А тут наш артист Лёша Попов ставит спектакль — литературно-музыкальную композицию “НеСлучайные встречи”. Там мы читаем стихи, прозу. Я присоединяюсь к репетициям, получаю огромное удовольствие от того, что делаю, был очень светлый процесс. Хотя это, повторю, не игровая форма, не спектакль в чистом виде.
Лёша участвовал в постановке и как режиссёр, и как артист. Но его часть я услышала не сразу. Вот в репетиционном зале идёт прогон. Он начинает читать отрывок из Шукшина. В тексте персонаж заходит домой, а там сидит… Николай Чудотворец. Сижу, слушаю и мысленно произношу: спасибо, я всё поняла. Роли даются свыше. Потом Лёше я подарила икону Николая Чудотворца.
НЕ МОГУ СИДЕТЬ НА МЕСТЕ
— “Пушка +” позволяет экспериментировать, делать что-то нестандартное. Насколько вам интересно это пространство? Или вы всё-таки за свою родную большую сцену?
— Я — за всякое творчество в театре. Пока нахожусь в таком возрасте: люблю движуху. Понимаю, что не могу играть у всех режиссёров. Но совершенно не хочется сидеть на месте.
Поэтому, если нет репетиций в репертуаре театра и появляется какая-то история с “Пушкой +”, сценой на крыше, зрительскими мероприятиями, всегда говорю: “Да”.
Я человек, состоящий из творчества. У меня есть мой “Народный театр”, мои ученики — люди разных возрастов и профессий. Но первое и самое главное: я артистка театра Пушкина. Этим очень горжусь. Если здесь будут поступать предложения, не стану отказываться ни от маленьких, ни от больших ролей. Но мне нужно ощущать в театре движение. Хочется, чтобы он изменялся, становился лучше, продолжал идти в ногу со временем.
После реконструкции я провожу экскурсии по театру. Когда идём с гостями по нашему великолепному зданию, когда рассказываю истории из жизни театра, вижу в глазах наших гостей эмоции, отклики, нередко даже слёзы. Мне приятно, что я часть этой истории. Повторю, что горжусь местом, где работаю.
— Как считаете, в вашей профессии важнее талант или труд и мастерство?
— Артистами не становятся, артистами рождаются, в этом я убеждена. Невозможно хорошо выучить человека, если у него изначально нет природных данных, нет типажа, определённого склада характера, нервной системы, когда ты можешь удержать много разных ролей — и острохарактерных, и драматических — и при этом оставаться человеком. Запас энергии — это природная данность, мама с папой и Господь Бог.
Так сложилась моя судьба: попала в эту профессию и не пожалела, что осталась в ней. Понимаю, что многие вещи, которые возникают у меня на сцене, — это природа.
Когда готовлю детей к поступлению, сразу честно говорю родителям, стоит на это тратить деньги или нет. Наша профессия требует дисциплины, хорошей физической формы. Я уже сегодня полтора километра в бассейне проплыла. Делаю это ежедневно. Бегаю или прохожу 15–20 тысяч шагов, каждый вечер с мужем обязательно. Пусть даже ночью. Выполняю артикуляционную гимнастику. Всё это — труд. Повторяю роли, тщательно работаю над каждой. Пишу биографии образов, если это нужно.
— График крайне насыщенный. Как восполняете себя?
— Все мои дни расписаны по часам. Я преподаю в институте, в моём “Народном театре”. Одна из моих учениц делает украшения из камней. Она научила меня этому необыкновенному мастерству. И оно дарит мне большую радость. Ещё мне нравится создавать ароматы, духи на основе масел. Пытаюсь вдохновляться даже за счёт чего-то материального, не только духовного.
Ещё мне помогают прогулки, чтение, путешествия. Пытаюсь так распределить свою жизнь, чтобы открывать что-то новое — смотреть, познавать.
МОЯ РАИСА ЗАХАРОВНА
— Каким для вас сложился юбилейный сезон?
— Для меня он прошёл вместе с легендой — у нас состоялась премьера спектакля “Любовь и голуби”. Всё началось прошлым летом — с предложения поучаствовать в читке пьес, посвящённых Году семьи. И почему-то первое, что мне пришло в голову, — “Любовь и голуби”. Я предложила, идею поддержали. После читки мы получили такой отклик! Всем очень понравилось. А потом пришло решение делать спектакль.
И это моё событие театрального сезона. Очень рада, что причастна к этому проекту не только как актриса, исполнившая роль Раисы Захаровны, но и как один из идейных вдохновителей всей истории.
— Сложно было работать над ролью, учитывая, насколько знаком этот образ в исполнении Людмилы Гурченко?
— Режиссёр Тимур Насиров приехал ставить “Любовь и голуби” со своей концепцией. Те, кто смотрел спектакль, знают: по форме и содержанию он отличается от фильма. Не буду раскрывать всех нюансов для тех, кто его ещё не видел. Но режиссёр в каких-то сценах говорил: “Мне будет радостно, если тебя будут сравнивать с Гурченко. Если так сделаешь, будет хорошо”.
Необычное решение последней сцены, где я становлюсь просто женщиной. Ко мне на улице подходят и благодарят за эту сцену, за мою роль. Хорошо, что у меня, у режиссёра хватило опыта и таланта, чтобы это получилось вкусно и интересно. Хорошо, что я соответствую великой Гурченко, которая, кстати, родилась со мной в один день — 12 ноября.
И я никогда не мечтала об этой роли. Это всё провидение. Если ты в помыслах своих чиста, всё придёт в нужное время. Если это необходимо.
НЮАНС
Премьера спектакля “Любовь и голуби” состоялась осенью 2024 года. На сцене вместо деревенского дома и морского курорта — репетиционный зал. В необычной обстановке артисты Красноярского драматического театра показывают знакомую, наверное, каждому из нас историю семьи Кузякиных.
Представители театра отмечают: фильм “Любовь и голуби” стал частью нашего культурного кода, а диалоги персонажей разобраны на цитаты. Именно поэтому режиссёр Тимур Насиров не соревнуется ни с фильмом, ни с другими театральными постановками легендарной пьесы. “Любовь и голуби” для него повод в очередной раз поговорить со зрителем о чуде театра, о том, как рождается мир спектакля, как он проникает в сердца и души зрителей.
АКЦЕНТ
26 июня в драматическом театре состоится закрытие 150-го, юбилейного сезона. Зрители узнают, как труппа готовилась к премьерным спектаклям, услышат забавные истории из жизни актёров, посмотрят фрагменты репетиций и лучшие отрывки из полюбившихся постановок. “Публика станет частью нашей общей истории: поучаствует в съёмках фильма, который мы покажем в финале закрытия”, — рассказали в театре.
На большой сцене состоится праздничный концерт в честь закрытия сезона с выходом всей труппы, а в фойе будет играть оркестр. 16+