Новости

Единственный в Красноярском крае хоспис отмечает десятилетие

Единственный в Красноярском крае хоспис отмечает десятилетие

До последней минуты

Неподготовленному человеку находиться в этом отделении непросто. Но только пройдя по коридорам, заглянув в палаты, понимаешь, насколько тяжёл и бесценен труд людей, работающих здесь.

Пациенты поступают сюда, настрадавшись дома, чтобы получить долгожданное избавление от боли. «Мы не продляем жизнь, - говорит Игорь Мещанинов, заведующий хосписным отделением городской больницы № 2. - Хоспис даёт возможность именно жить, а не существовать, не маяться от недугов и боли».

Хосписы - учреждения здравоохранения, оказывающие медицинскую, социальную и психологическую помощь преимущественно онкологическим больным в последней стадии болезни. То есть тем, излечить которых невозможно, остаётся только ждать… Главная задача медиков, работающих в таких отделениях, максимально снизить болевой синдром, избавить от страха смерти. У каждого пациента - свой тяжёлый путь.

В нашей стране первый профильный хоспис для раковых больных открылся в Москве в 1903 году. Сегодня в России действует более 70 таких стационаров. Хосписное отделение в Красноярске работает с 2001 года. Здесь принимают жителей не только нашего города, но и всего края.

  • Хосписные отделения выполняют важную социальную функцию, - рассказывает Игорь Анатольевич. - Не секрет, что наш сегодняшний бич - заболевания сердечно-сосудистой системы и онкология. Доктора в больницах лечат. Но после выписки из стационара жизнь пациента не заканчивается, все заботы о нём ложатся на родственников. Ситуации бывают разные, не всегда близкие люди могут оказать должный уход. Например, тяжёлая болезнь лишила человека возможности передвигаться, разговаривать. Он может просто лежать. Как его накормить, перевернуть, помыть? Кроме того, понятно, что все работают, кто будет постоянно ухаживать за ним? В результате со временем у заболевшего появляются пролежни, застойные явления в лёгких, как следствие - пневмония. Человек может погибнуть.

Родственники обращаются к нам, когда горя нахлебаются. Когда сил больше нет, когда им самим в пору оказывать реабилитационную помощь…

По классификации Всемирной организации здравоохранения, на каждые 300-400 тысяч человек должен существовать один хоспис исключительно для онкологических больных. А ведь есть и те, кто страдает от других, не менее тяжёлых недугов, и кому также нужна помощь специалистов.

  • Безусловно, места для реабилитации, отделения паллиативной помощи необходимы, - считает Игорь Мещанинов. - Но практика показывает, что люди боятся слова «хоспис», хотя весь Запад к нему привык. Например, в одном только штате Техас более двух тысяч хосписов. У нас пока менталитет иной. Родственники пациентов боятся осуждения соседей, близких, сослуживцев. Но у нас - обычный стационар, в котором оказывают помощь. Обезболивают, снимают интоксикацию. Пациент начинает спокойно спать. Вы не представляете, какое это для него счастье после долгих дней мучений!

В первую очередь сюда берут пациентов с неизлечимой онкологией. С остальными заболеваниями - только по мере освобождения мест. Для госпитализации необходимо предоставить направление из стационара или от участкового врача.

Родственники могут навещать пациентов практически в любое время. «Мы стараемся максимально привлекать их к уходу, - говорит заведующий отделения. - Ведь это наши основные помощники. Также свои услуги предлагают волонтёры, прихожане. Мы не отказываемся. Ведь в отделении трудятся лишь две санитарки на 30 человек. А каждого пациента надо четыре раза в день накормить из ложечки, как минимум столько же раз поменять подгузник, вымыть полы, протереть пыль… В принципе, тем женщинам, которые работают у нас, при жизни можно ставить памятник».

Коллектив - особая гордость этого отделения. Игорь Мещанинов отмечает: текучки кадров нет. Если уходят, то только в декретный отпуск. Правда, и подбирался штат не один год. Сотрудники - преимущественно представительницы слабого пола.

Медицинская сестра Елена Петрова работает здесь уже седьмой год. Недавно молодая женщина вышла из декрета. «Устроилась в это отделение сразу после окончания учёбы, - рассказывает она. - Не по распределению, а по собственному желанию. Конечно, привыкала к работе постепенно, всё-таки своя специфика есть. Но о выборе не жалею. Мы действительно полезны людям».

  • Специального отбора нет, - рассказывает Игорь Анатольевич. - Когда приходит новичок, говорю: в первую очередь нам нужен хороший человек. А специалиста мы сделаем. В первый рабочий день предлагаем просто походить по отделению, осмотреться. Если вечером желание работать не утеряно, принимаем в штат. Считаю, что основное качество, которым должны обладать все наши сотрудники, - добросердечие. И по отношению к пациенту, и, может быть, даже в большей степени - к его родственникам. Пациенты поступают тяжёлые, не всегда они находятся в сознании. Поэтому общение важно прежде всего для родственника, он понимает, что скоро финал. Ожидать смерть очень сложно. Поэтому говорю: девушки, всегда улыбайтесь! Разговаривайте с родственниками и пациентами. Так всем будет легче.

«Выслушать, понять и поддержать - одно из самых важных умений сотрудников нашего отделения, - отмечает медицинская сестра Екатерина Донкова. - Бывает, что сильно привязываешься к человеку, очень переживаешь, когда он уходит в иной мир. Вроде бы и не родственник, и не знакомый, а расставаться навсегда - тяжело. К сожалению, большинство людей не понимают, не ценят жизнь. А для наших пациентов каждый день - подвиг».

Обязательная традиция в отделении - чашка чая после утренний планёрки. В это время можно выговориться, обсудить произошедшее за сутки.

В городском хосписе мы были два года назад. С тех пор здесь произошли большие изменения. Проведён ремонт, заменены окна и двери, проведено видеонаблюдение, в большинстве палат - телевизор, подключённый к кабельным каналам. Сотрудники говорят, в таких условиях работать намного приятнее.

Всего за десять лет хосписное отделение приняло более двух тысяч пациентов.

  • Прежде всего запоминаются молодые люди с тяжелейшими, не дающими надежду заболеваниями, - с грустью говорит Игорь Мещанинов. - Спрашивают: что со мной будет? И не знаешь, что им сказать. Вопрос задают прямо, изучают твою реакцию, глаз не отведёшь, ложь будет видна. Искусство врача и состоит в том, чтобы не ранить человека и разобраться, кто искренне желает знать правду о себе, а кому это не нужно. Ведь правда может убить психологически, резко ухудшить состояние. В таких ситуациях выбора помогает только интуиция.

Конечно, бывали случаи, что пациенты выписывались из отделения с явными улучшениями, болезнь пусть и временно, но отступала. Но в основном, как правило, финал один.

  • У нас была безродная пациентка, - рассказывает Игорь Мещанинов. - Она поступила с огромной опухолью, жила только на наркотических обезболивающих. Мы оказали необходимую помощь, её состояние стабилизировалось. Она прожила у нас полтора года, начала ходить, ухаживать за другими больными. К сожалению, потом буквально сгорела за семь дней. Так часто бывает…

Мечта сотрудников отделения - расширить свои помещения, чтобы увеличить число пациентов. «С 1 января наше финансирование изменилось, теперь оно идёт через Фонд ОМС, - говорит заведующий хосписом. - Получим мы от этого плюсы или нет, пока непонятно. Ведь единых стандартов оказания паллиативной помощи в России нет. Конечно, хочется, чтобы этому направлению уделялось больше внимания, выделялось больше средств на помощь таким пациентам. Только один пример, тогда мы бы смогли использовать современные обезболивающие препараты - специальные пластыри, таблетки. Они бы облегчили жизнь пациентов. Ведь проще два раза в день выпить таблетку или прикрепить пластырь на трое суток, чем получать по шесть уколов в сутки. Мы видим, к чему надо стремиться, значит, развитие будет».

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА