Новости

"Решение по бюджету будет максимально взвешенным"

"Решение по бюджету будет максимально взвешенным"

"Решение по бюджету будет максимально взвешенным"Кризис заставил всех — начиная с обычных потребителей и заканчивая крупнейшими компаниями и государством — задуматься о необходимости и целесообразности расходов. По сути, каждый сегодня внимательно анализирует свои затраты. То, над чем вчера еще не задумывался, становится очевидным. Такой анализ идет и на уровне всех бюджетов, начиная с федерального и заканчивая городским. Не напрасно одним из самых значимых документов начала 2009 года эксперты называют антикризисные меры, внесенные в Государственную думу вместе с проектом федерального бюджета на следующий год. С этого и начался наш разговор с заместителем главы Красноярска — начальником департамента финансов Галиной Фазлеевой, хотя не в меньшей степени редакцию интересовал вопрос о том, какие изменения претерпит городской бюджет.

— Галина Николаевна, в последнее время на всех уровнях активно обсуждается корректировка федерального бюджета и антикризисные меры, предложенные правительством. Какое из семи направлений, озвученных Владимиром Путиным, наиболее важно для Красноярска?

— Сегодня в стране выстроена единая система антикризисных мер. Она включает в себя федеральные, региональные и муниципальные мероприятия. Многие из них дополняют и конкретизируют друг друга. Это обусловлено тем, что на федеральном уровне определяются все основные направления политики, а наша задача — как можно эффективнее их реализовать на местах. Поэтому выделить только одно направление и назвать его наиболее актуальным будет не совсем правильно. Все семь направлений значимы для нашего города и непосредственно влияют на каждого жителя страны, в том числе и на красноярцев.

Практически все меры, обозначенные Владимиром Путиным, уже адаптированы для Красноярска и включены в городской антикризисный план мероприятий. Исключение составляют два пункта, реализация которых не входит в наши полномочия. Это поддержка национальной финансовой системы и стабилизация инфляционных процессов в стране. Данные мероприятия также значимы для города, но они относятся к области макроэкономической политики государства. Влияние муниципалитетов на эти процессы незначительно.

Очень важны для Красноярска, для горожан и те меры по стабилизации экономики, которые приняты и реализуются на краевом уровне. Они выстроены с учетом местной, красноярской специфики, обсуждены и с муниципальными властями, и с бизнесом, постоянно корректируются в зависимости от развития ситуации. Именно из краевого бюджета мы получаем значительную поддержку, прежде всего финансовую. Уже начал действовать закон о выплатах субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг сокращенным гражданам, дополнительная помощь оказывается при поиске новой работы, при обучении или переобучении.

В городских антикризисных мероприятиях также очень много внимания уделяется созданию новых рабочих мест. Определен статус общественных работ, распределены две тысячи рабочих мест среди муниципальных организаций и предприятий городского хозяйства. Также в Красноярске разработан ряд нормативных актов, поддерживающих малый и средний бизнес, создан перечень инновационных инвестиционных проектов города, который в настоящее время передан на рассмотрение в край.

Реализация наших антикризисных мероприятий находится на постоянном контроле у главы города. Говорить о результатах их реализации пока рано, но все же положительные тенденции наметились.

— На федеральном уровне объем выпадающих доходов уже озвучен. А понятно ли, какой части доходов лишится муниципальный бюджет?

— По нашим оценкам, сумма выпадающих собственных доходов в 2009 году составит 5,5 млрд рублей. Это 34 процента от доходов, утвержденных в бюджете. Причин этому несколько.

Как известно, снизились цены на алюминий. По прогнозу, цена будет на уровне 1 400 долларов за тонну при прошлогодних 2 579 долларах. К сожалению, рост курса доллара не перекроет такое падение цены.

По предприятиям других отраслей также ожидается снижение прибыли к уровню 2008 года на 9 процентов. В условиях кризиса часть предприятий и предпринимателей испытывает финансовые трудности, поэтому мы оцениваем снижение собираемости платежей по земельному налогу, по единому налогу на вмененный доход и арендной плате за землю в среднем на 4 процента.

Предполагаем, что на рынке недвижимости в 2009 году ситуация не улучшится, и не все объекты муниципальной собственности и земельные участки, выставляемые на аукцион, будут востребованы.

Заработная плата, по прогнозам, продолжит расти. В среднем за год по предприятиям разных форм собственности она увеличится на 10 процентов. Но, с учетом темпов роста, которые экономика показывала до кризиса, рост ожидался больше — на 28 процентов. Так что и по налогу на доходы физических лиц предполагается некоторое снижение платежей от плановых.

— Следующий логичный вопрос: как будет решаться проблема с недостатком финансовых средств? Понятно, что вариантов ровно два — или сокращать расходы, или искать, где взять деньги. Федеральный центр пошел по второму пути. Но у них есть резервный фонд, а у муниципалитетов — нет. Значит, остается только первый вариант?

— Утверждение, что Федерация просто заместила одни источники доходов другими, не совсем верно. Они тоже сокращают расходы. В том числе снижается финансирование по федеральным целевым программам. В то же время увеличивается помощь регионам, потому как многие из них оказались сегодня в очень непростой ситуации.

В свою очередь, часть этой помощи регионы направят в муниципалитеты. А значит, у нас есть шанс получить средства для замещения части выпадающих доходов. Именно части, поэтому сокращать расходы город будет в любом случае. И мы начали это делать, причем начали с себя — с начала года на 50 процентов сокращены командировочные расходы, затраты на сотовую связь. Кроме того, до принятия решения о внесении изменений в бюджет были приостановлены все виды капитальных расходов.

— Можно ли уже сейчас сказать, от каких проектов администрация города откажется, а какие будут обязательно сохранены?

— Общий объем утвержденного бюджета по капитальным расходам, например, составляет 5,7 млрд рублей. В сложившихся экономических условиях потянуть все эти расходы город не сможет. Причины я уже назвала.

Но, проведя анализ, оценив значимость для жителей и экономики города каждого запланированного к ремонту или строительству объекта, мы зафиксировали важнейшие из них. В полном объеме сохраняется строительство социального жилья. Будет завершено строительство двух детских садов и введены в эксплуатацию после капитального ремонта еще два детских сада. Продолжится строительство детской поликлиники в Северном. Сохранится финансирование дорожных работ.

Обязательно будут профинансированы работы по подготовке к зиме и противопожарным мероприятиям, капитальному ремонту и оснащению оборудованием бюджетных учреждений. Все это “тянет” более чем на 3 млрд рублей. Остальные расходы предполагается сократить.

Неприкосновенными останутся расходы на обеспечение социальных гарантий, социальные выплаты, на заработную плату учителей и врачей, обеспечение нормального функционирования наших учреждений и служб городского хозяйства.

Именно сейчас идет сверка всех расходных статей бюджета, в том числе и по текущим расходам, совместно со всеми ведомствами мы скрупулезно вырабатываем единую стратегию, ищем взвешенное и максимально объективное решение по оптимизации.

— Галина Николаевна, некоторые депутаты городского Совета считают, что сокращать расходы нужно было еще на этапе принятия бюджета в ноябре — декабре. Ведь уже тогда было понятно, что кризис пришел и в Россию. Почему бюджет города принимался без корректировок?

— О кризисе говорили, но как долго он продлится и насколько серьезно затронет реальный сектор экономики, сказать тогда не мог никто. Даже сегодня по этому поводу есть, как минимум, три мнения, высказываемые весьма уважаемыми профессионалами: первое — что дно кризиса достигнуто или, по крайней мере, близко, второе — что к осени придет вторая волна кризиса, и третье — что то самое дно будет осенью, а после этого начнется подъем.

В конце 2008 года мы формировали бюджет по единым с федеральными и краевыми сценарным условиям. На тот момент из-за отсутствия подтвержденных статистических данных, бухгалтерской и налоговой отчетности, на которые можно было бы опереться, не было видно реальных изменений в экономике. А значит, не было и основы для определения прогноза развития на будущее.

Цифры по итогам производства в 2008 году становятся доступными только сейчас. На основе их анализа мы уже можем делать расчеты по доходной базе 2009 года. Именно поэтому на федеральном, региональном уровнях начали озвучивать цифры по корректировкам бюджета только в конце марта — для этого появилась хоть сколько-то аргументированная база. И только после того как будут утверждены новые параметры федерального и краевого бюджетов, мы сможем реально вносить изменения в городской финансовый документ 2009 года.

Почему так? Это связано с существующими в стране межбюджетными отношениями. На сегодняшний день за муниципалитетами закреплено только два местных налога — налог на имущество физических лиц и земельный налог. Также мы получаем часть налога на прибыль, НДФЛ и ЕНВД. В целом собственные доходы составляют на сегодняшний день 60 процентов от общего объема бюджета города Красноярска. Остальное — это субсидии и субвенции из вышестоящих бюджетов. А поэтому без определения не только приоритетов Федерации и региона, но и твердых сумм, в том числе по субвенциям и субсидиям муниципалитету, мы не сможем провести качественную, соответствующую реальной ситуации, корректировку.

— Когда, по вашей оценке, можно будет представить выверенный и реалистичный вариант откорректированного бюджета?

— Учитывая, что рассмотрение поправок в федеральный бюджет только завершается, а работа по корректировке краевого бюджета пока идет, мы свой оптимизированный бюджет сможем представить депутатам не ранее мая 2009 года.

Но это не значит, что сейчас мы просто сидим на месте и ждем, когда завершится работа по корректировкам бюджетов на государственном уровне. Мы ежедневно работаем с министерством финансов края по согласованию новых параметров. Находим компромиссы, чтобы не сокращать такие жизненно важные расходы городского бюджета, как заработная плата, социальная поддержка пенсионеров, ветеранов, инвалидов, граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

— Сегодня очень много говорится о сокращении расходов. Но гораздо меньше речь идет об увеличении доходной базы. Понятно, при снижении объемов производства такой вопрос ставить сложно. Но если не задумываться об изменении подходов к организации бизнеса на территории, о привлечении потенциальных инвестиций уже сейчас, сложно будет и после кризиса. В этом направлении муниципальные власти могут вести самостоятельную политику? На что стоит сделать упор уже сейчас?

— В городских антикризисных мероприятиях уже прописан целый ряд мер для поддержки бизнеса в кризисных условиях. Предполагается сформировать льготные условия по арендной плате. Также планируется предусмотреть дополнительные основания для предоставления рассрочки по арендным платежам за землю, предоставленную под жилищное строительство. Определяются сейчас и оптимальные значения коэффициентов для расчета арендной платы за землю с учетом проведенной в 2008 году переоценки кадастровой стоимости земли.

Прорабатывается вопрос об установлении дополнительно к Налоговому кодексу РФ оснований для предоставления инвестиционного налогового кредита по земельному налогу. Его предприятие сможет получить в том случае, если оно направит средства на развитие таких видов деятельности, как производство машин и оборудования, пищевых продуктов, строительство, производство строительных материалов и другие.

В кризисных условиях мы не откажемся от такой меры поддержки, как предоставление субсидий на уплату процентов по кредитам организациям малого и среднего предпринимательства. Однако в первую очередь все же окажем поддержку тем, кто будет вкладывать инвестиции на территории города, а также малому и среднему бизнесу, реализующему социально значимые проекты.

Надеемся, что бизнес откликнется на эти меры поддержки. И в будущем мы получим результат не только в виде сохранения бизнеса и рабочих мест на территории города, но и в виде дополнительных доходов в бюджет города.

Кстати сказать, муниципалитет также активно занимается привлечением государственных инвестиций. Уже в прошлом году в Красноярске началась реализация 185-ФЗ. В результате город смог получить более одного миллиарда рублей на капитальный ремонт многоквартирных домов. Тогда не все муниципальные образования смогли быстро провести подготовительную работу, и после обработки заявок часть средств была перераспределена в пользу Красноярска. В этом году ситуация повторяется. Город получит 1 216,9 млн рублей, что на 117 млн рублей больше первоначально запланированной суммы. Привлечение этих средств позволит не только значительно решить проблему капитального ремонта жилищного фонда города, но сохранить и создать новые рабочие места, увеличить налоговые поступления.

Работать стало сложнее — это факт. Мониторинг ситуации теперь мы ведем ежедневно, если не ежечасно. Решения принимаются только максимально взвешенные. Мы ищем и находим новые подходы, оптимальные варианты для того, чтобы в существующих условиях город жил и работал в нормальном режиме.


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА