Новости

Как джентльмен джентльмену

Как джентльмен джентльмену

На прошлой неделе в Москве произошло событие, значимое для продавцов и производителей продовольствия всей России. Подписано соглашение о добросовестном отношении друг к другу этих представителей рынка. По идее правительства, такой джентльменский договор может привести к снижению цен на социально значимые товары и дать российским производителям приоритет в размещении на полках супермаркетов.

На прошлой неделе в Москве произошло событие, значимое для продавцов и производителей продовольствия всей России. Подписано соглашение о добросовестном отношении друг к другу этих представителей рынка. По идее правительства, такой джентльменский договор может привести к снижению цен на социально значимые товары и дать российским производителям приоритет в размещении на полках супермаркетов.

Правительство вновь изучает возможность ограничить рост цен на социально значимые товары — хлеб, молоко и масло. Правда, как сказала министр Минэкономразвития РФ Эльвира Набиуллина, устанавливать предельный уровень стоимости, как это было раньше, верхушка не намерена. Красноярцы могут вспомнить опыт прошлой весны, когда замороженные региональной администрацией цены все же продолжали расти под натиском инфляции. Нынче правительство, видимо, решило идти другим путем. Подписанное на прошлой неделе соглашение между ритейлерами и отечественными производителями освободило двадцать социально значимых продуктов питания от уплаты большей части бонусов торговым сетям. Ритейлеры обязаны будут рассчитываться за них с поставщиками в течение 14 дней. Еще за 200 наименований продуктов — в течение 30 дней. Экономические аналитики считают, что это может привести к снижению потребительских цен. Но только теоретически.

Существующее джентльменское соглашение — предвестник более серьезного документа. В ближайшее время в Минсельхозе будет разработан Кодекс добросовестных практик торговых сетей при взаимоотношениях с поставщиками продуктов питания и установлены единые правила поведения на рынке. Причина столь спешной разработки документов кроется в последнем отчете Управления Федеральной антимонопольной службы, которая выяснила, что в 2009 году ритейлеры усилили ценовое давление на поставщиков. Разнообразные сборы иногда доходят до астрономических сумм.

— У сетей нормальная откатная ситуация — плата за “вход” в сеть, — констатирует заместитель начальника УФАС по Красноярскому краю Олег Харченко. — Поставщику необходимо выложить деньги за хорошее полочное пространство, проведение промоакций, размещение и поддержку ассортимента.

Поставщикам приходится платить колоссальные суммы, пока товары доберутся до полок супермаркетов. Как выяснила Федеральная антимонопольная служба, в некоторых сетях торговые наценки и другие накрутки составляют до 80 процентов от общей стоимости товара. Все это тяжелым бременем ложится на плечи, а точнее, кошельки обычных покупателей.

Опрос Федеральной антимонопольной службы показал, что рост бонусных выплат в 2009-м по сравнению с тем же периодом прошлого года составил от 50 до 70 процентов. Как выяснили антимонопольщики, розничная цена товара складывается не только из себестоимости производства и наценок поставщиков и розничных сетей, но и “в значительной степени несет в себе затраты поставщика товара, связанные с дополнительными выплатами в пользу торговых сетей, затратами на предоставление товарного кредита торговым сетям”.

— Учитывая, что торговая наценка сетей на товары составляет минимум 10—15 процентов, а по некоторым позициям достигает 30—40 процентов, суммарное давление на конечную цену товара всех наценок и выплат, формируемых в торговых сетях, составляет от 20 до 60 процентов, — отмечают представители ФАС.

При этом поставщики заявляют, что их выплаты ритейлерам за размещение товара в 2007 году составляли всего девять процентов от стоимости продукта, в 2008-м — от 13 до 50 процентов, в 2009-м подскочили аж до 70 процентов! Похожая ситуация и с отсрочкой платежей за проданный товар. Если в 2005 году отсрочка составляла 21—25 банковских дней, сейчас в ряде случаев доходит до 65. А это, по сути, беспроцентный кредит, который может себе позволить не каждый поставщик.

По мнению антимонопольщиков, ритейлеры сегодня навязывают поставщикам невыгодные однотипные по содержанию ценовые и неценовые условия. Причем делают это согласованно. Только в Красноярском крае в начале этого года рассмотрено десять случаев ценового сговора, в работе — несколько сотен. По России подобных дел масса. “И может быть еще больше”, — признает один из глав Ассоциации компаний розничной торговли России Лев Хасис. По его оценкам, совокупный объем розничного рынка в России составляет около 500 миллиардов долларов, примерно 15 процентов этого объема приходится на сети.

По задумке составителей соглашения о добросовестных взаимоотношениях, уменьшение давления на поставщика и, в частности, отмена бонусов и уменьшения срока отсрочки даст зеленую улицу местному товаропроизводителю. Отечественному хлебу и молоку будет проще (и дешевле) попасть на прилавки супермаркетов. Ведь, как считает руководитель одного из предпринимательских объединений России Николай Остарков, “существование системы бонусов и входной платы за размещение товара приводит к увеличению доли импорта, поскольку российские производители не способны нести такие расходы”. Но снизится ли из-за этих преференций конечная цена на товар, ни поставщики, ни ритейлеры не могут определить однозначно.

— Пока сложно сказать, снизятся ли цены, — говорит депутат горсовета Красноярска и руководитель одной из розничных сетей краевого центра Эльвира Манакова. — Стоимость товара зависит от комплекса условий. Здесь, скорее, улучшатся условия для поставщиков. У них будут льготные взаимоотношения с сетями. Но мне хотелось бы, чтобы в крае была принята более широкая и серьезная продовольственная программа, которая касалась бы не только ритейла, но и общепита, всех рынков сбыта.

По словам Эльвиры Генриховны, в Красноярске в каждой конкретной сети формируется свое отношение к поставщикам. Некоторые давно уже сами продвигают товар, проводят промоакции, предоставляя местным товарам лучшие места в магазинах.

— Сетям это тоже выгодно, — поясняет депутат горсовета. — Когда продвигаем местного товаропроизводителя, меньше зависим от внешнего рынка. Наша продукции более экологически чистая, хотя не всегда готова к продаже.

В этом главный минус отечественных производителей, считает депутат Заксобрания края Валерий Сергиенко. Переработка и упаковка сельхозпродукции, изготовленной в Красноярском крае, оставляет желать лучшего. В регионе просто отсутствует качественная переработка сырья.

Депутат констатируют: после разработки и принятия Кодекса добросовестных практик торговых сетей при взаимоотношениях с поставщиками продуктов питания зеленая улица будет открыта только для крупных, уже зарекомендовавших себя производителей (которые и так занимают лучшие полки красноярских магазинов). Мелким придется изыскивать возможность придавать своему продукту товарный вид (а это дополнительные расходы). Как вариант, депутат горсовета допускает открытие при ритейлах своеобразных логистических центров, в которых местные овощи будут проходить предпродажную подготовку.

— Главное, чтобы производители хотели работать и прислушивались к нашему мнению, — считает Эльвира Манакова. — Всегда можно найти общий язык, если есть желание продвинуть товар.


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА