Проспект культуры
Красноярский театр оперы и балета готовит новую постановку «Опричника»
Режиссёр спектакля — Сергей Новиков, поставивший “Опричника” в 2021 году на сцене Михайловского театра Санкт-Петербурга.
Именно с этого произведения началась слава Петра Чайковского как оперного композитора. Работа над партитурой была окончена весной 1872 года, но мировая премьера состоялась в Петербурге лишь в 1874-м.
Спектакль понравился не только критикам, но и простым зрителями — “Опричник” гремел три сезона, однако сам автор был ею недоволен и запретил печатать партитуру до тех пор, пока не сделает новую редакцию. Чайковский активно работал над обновлением оперы в последний год жизни, порой вычёркивая из нотных записей целые страницы, но довести задуманное до конца не успел.
Возродили оперу в Михайловском театре, основываясь на черновиках композитора: сократили партитуру, убрали избыточные повторы и драматургически переосмыслили отдельные фрагменты спектакля.
Сюжет переносит зрителей во времена Ивана Грозного. В центре повествования — молодой боярин Андрей Морозов, который хочет отомстить разорившему и обездолившему его семью князю Жемчужному. Юноша страстно любит дочь князя — Наталью, с которой он был обручён с времён, когда обе семьи жили в мире и дружбе. Но девушку хотят выдать замуж за другого.
Морозов решает стать опричником — вступить в личную гвардию царя, чтобы помочь возлюбленной избежать нежеланного брака...
Очередь Красноярска
Режиссёр спектакля — Сергей Новиков, поставивший “Опричника” в 2021 году на сцене Михайловского театра Санкт-Петербурга.
— Наша цель — представить произведение в такой форме, чтобы зритель задался вопросом: как так вышло, что опера выпала из репертуара на десятилетия? Ведь это очень мощная, драматичная, полноценная, настоящая партитура нашего русского гения! — рассказал Сергей Новиков.
Режиссёр отметил, что помимо музыкальной части в “Опричнике” есть и привлекательное историческое содержание. Чайковский по-своему отвечает на загадки правления Ивана Грозного, даёт иные версии. Он назвал оперу не “Андрей Морозов”, а именно “Опричник”, следовательно, исторический сюжет для автора важнее личной драмы.
— Иван Грозный выбрал себе “новых слуг” из всего земства и дворянства, дал им исключительные привилегии. Опричник, или кромешник, был поставлен монархом над законом, даже судам предписывалось все споры решать заведомо в пользу новых царёвых любимцев. Опричнина просуществовала всего семь лет, в итоге Иван Грозный её разогнал и даже под страхом смертной казни запретил употреблять само это название, — отметил Сергей Новиков.
Не только наши
В “Опричнике” прозвучат уникальные красноярские оперные голоса. Кроме того, в спектакле задействованы артисты детской “О-студии”, а также приглашённые солисты.
В премьерных показах на сцене выступят сразу пять солистов ведущих российских театров.
Музыкальный руководитель спектакля — Филипп Селиванов, дирижёр “Геликон-оперы”.
— Летом в Клину проходил традиционный фестиваль искусств имени Чайковского, для которого мы делали концерт “Планета Чайковского” вместе с режиссёром Сергеем Новиковым. В программу была включена и сцена клятвы из оперы “Опричник” — это один из самых ярких и драматичных эпизодов. Именно тогда Сергей Геннадьевич предложил поставить оперу в Красноярске в полном формате. Я согласился — люблю Чайковского. К тому же мне интересен ваш город и Красноярский театр оперы и балета, — рассказал Филипп. — Во время творческого общения постепенно знакомишься с коллективом — солистами, оркестром, хором, узнаёшь людей, начинаешь понимать, что именно необходимо сделать в дальнейшем.
Кубки и лебеди
В мастерских театра идёт активная подготовка к спектаклю. Работа над оформлением начинается с замысла художника-постановщика или сценографа, они создают эскизы, которые отправляют в цеха для изготовления. В процессе подготовки что-то может меняться: иногда вместе с либретто дополняют и список реквизита.
У швей есть эскизы костюмов, по которым ведётся работа: закупаются ткани, изготавливаются наряды и проводятся примерки, подбирается подходящая обувь.
— Хочется передать быт того времени через какие-то художественные вещи, — рассказала начальник декорационного цеха Ольга Локтысева.
Она добавила, что почти всё оформление создаётся для одного спектакля, даже если какой-то реквизит можно использовать в другой постановке: “Всегда есть риск, что мелочи, которые созданы для нескольких постановок, понадобятся сразу в двух местах: на гастролях и на сцене театра — и как тогда? Поэтому мы делаем отдельный реквизит на каждый спектакль”, — отметила начальник цеха.
Например, декорации для будущей царской столовой во время праздничного пира начали разрабатывать ещё в августе. Отдельное внимание уделяется деталям, которые не всегда можно заметить из зрительного зала — например, как выглядят кубки в руках бояр или какие блюда стоят на столах во время пира. Как рассказали в бутафорском цехе, все “мелочи” делают вручную — что-то печатается на 3D-принтере, что-то изготавливается из папье-маше, пенопласта и пластика.
— Наверное, это самый сложный спектакль в плане реквизита. Даже миски для пира мы не просто покрываем золотой краской, а клеим на них разную тесьму и стразы, чтобы у зрителя создавалось впечатление по-настоящему царской, богатой утвари. Бутылки тоже не поставишь современные — изготавливали форму, отдельно украшения в виде орлиных и волчьих голов, склеивали детали, а потом декорировали при помощи клеевого пистолета и золотой и бронзовой краски. Это очень трудоёмкий процесс, — поделилась художник-бутафор Наталья Кузьминых.
Для спектакля отдельно смастерили четыре пластмассовых торта в виде Кремля — такие действительно готовили на праздничные пиры. Также запекали лебедей — их муляжи тоже можно увидеть во время постановки.
Спектаклем “Опричник” откроется 21 января в Красноярске Всероссийский оперный фестиваль “Словцов. Постскриптум”. Он посвящён сразу двум информационным поводам. Во-первых, это 100-летие создания оперной труппы в Красноярске. В 1923 году выдающийся красноярский тенор Пётр Словцов и его супруга Маргарита Риоли-Словцова создали коллектив из местных артистов, который дал в течение года больше десяти спектаклей. Во-вторых, 150-летие Фёдора Шаляпина.