Новости

Шагнуть в пламя

Шагнуть в пламя

Шагнуть в пламяУтверждение о том, что только единственному земному существу, человеку, удалось обуздать эту природную стихию — сущая ерунда. Наш первобытный, мужественный, а может быть, просто сумасшедший пращур, одолевший извечный животный ужас и сделавший шаг к зажженному молнией пню, если и совершил своим поступком революцию, то исключительно комнатную. И по сегодняшний день мы все так же остаемся первобытно не защищенными перед этой всесильной стихией — взметнувшимся пламенем.

Что такое огонь, какова она, его всеразрушающая мощь, могут ответить только они — огнеборцы, люди, для которых единоборство с пламенем стало профессией, обыденной работой. Профессия эта давняя, сегодня отмечающая более чем авторитетную дату — 360-летие.

Престольные “пожарные” указы частенько появлялись и задолго до означенной даты, всякий раз после того, как погорельцами становились жители целых городов. Выгорали Москва и Псков, Новгород и Смоленск, Рязань, Кострома, Владимир… Но наиболее важное государственное преобразование в области борьбы с опустошающими пожарами удалось внести лишь Алексею Михайловичу Романову. В разработанном в 1649 году “Соборном уложении” целых восемь статей строго регламентировали соблюдения правил пожарной безопасности в городах и селениях, а также лесах российских. А в апреле того же года вышел царский “Наказ о Градском благочинии”, установивший строжайший порядок действий при тушении пожаров в столице. Выход “Наказа” и стал официальной датой рождения в России новой профессии — огнеборцев.

Города Енисейской губернии за свою историю тоже полыхали не раз.

Помнит земля Красноярья пожар 1876 года, практически спаливший деревянный в то время Енисейск. Помнит и опустошительный пожар 1881 года, вынудивший заново отстраиваться погорельцев-красноярцев.

Шли годы, города становились каменными, однако пожары, пусть и не столь опустошительные, как раньше, по-прежнему приключались. Огненные уроки заставляли делать выводы и постоянно оснащать пожарных все более совершенными средствами борьбы. Наш сегодняшний рассказ — о двух пожарных подразделениях Красноярска, подразделениях не простых, особых.

Первое из них — спецчасть Федеральной противопожарной службы по Красноярскому краю — разместилось в микрорайоне Солнечный. Огнеборцы специализируются на тушении крупных пожаров. Автомобили в этом пожарном депо — в основном предназначенные для выполнения специальных работ на пожарах: разбор завалов, рухнувших перекрытий, нагнетание воздуха в задымленные подвалы и помещения, а также извлечение пострадавших при автоавариях.

— Наша первейшая задача — конечно, спасение людей, проведение специальных работ на пожарах, — поясняет старший лейтенант внутренней службы, заместитель командира спецчасти по техническому обеспечению и обслуживанию Иван Мартышин. — Приходится выезжать достаточно часто и на ДТП — смывать разлившееся при аварии топливо, вскрывать автомобили, разжимать дверные проемы, срезать крыши, извлекать заклиненных водителей и пассажиров. Вскрытие, резку, поднятие железобетонных конструкций, освобождение людей приходится применять и при завалах. Наши специалисты для этого вооружены специальным гидравлическим аварийно-спасательным инструментом.

Специнструмент способен на многое: без промедлений перекусывать арматуру переломившихся бетонных плит, расчищать доступ к очагу пожара, растаскивая 10—15-тонные рухнувшие конструкции.

— А имеющийся у нас на вооружении специальный термический резак — вещь вообще уникальная, — продолжает Иван Мартышин. — Он способен резать металл любой толщины не только на воздухе, но даже под водой. Не так давно нам пришлось выезжать на здание на Северном шоссе, которое обрушилось, когда его разбирали гастарбайтеры. Использовали свой инструмент для резки массивных металлических балок.

Памятен огнеборцам спецчасти и случай масшабного ночного ДТП под Старцевом, когда пострадавшие оказались пленниками не только искореженных салонов, но и зажатыми под днищами машин. В том ночном выезде сотрудникам спецчасти пришлось воспользоваться аварийно-спасательными домкратами, способными поднять, сдвинуть огромнейший груз в 20, 40, 60 тонн. Только благодаря им пострадавших в этой массовой аварии людей удалось извлечь из-под машин.

Спецчасть — единственное подразделение, в составе которого имеется дежурный санитарный автомобиль, врач, способный оказать первую медицинскую помощь спасенным при пожаре людям. А еще здесь имеется единственная в крае пожарная лаборатория, позволяющая оперативно проводить анализ причин возгорания, делать заключение, отчего возникло пламя: замыкание электропроводки, последствие чьей-то неосторожности или поджог.

— Наша техническая оснащенность только подтверждает, что мы действительно не случайно именуемся спецчастью, а значит — частью особой, — не без гордости делает вывод Иван Мартышин. — Да и сами специалисты у нас, надо признать, тоже особые — настоящие профессионалы, не просто пожарные, а газодымозащитники.

Спасительный “Бдительный”

А вот специалистам еще одного — особенного — пожарного подразделения Красноярска остается только позавидовать. Не поверите, но они имеют полное право отмечать не один, а сразу три профессиональных праздника: День эмчеэсника, огнеборца и речника.

— Это действительно так, — подтверждает майор внутренней службы, командир теплохода “Бдительный” Вадим Верхотуров. — Практически все из нас — бывшие речники, а весь командный состав “Бдительного” в свое время заканчивал Красноярское командное речное училище или Новосибирскую речную академию. Так что команда у нас универсальная: и на судах можем ходить, и пожары тушить.

Назначение пришвартованного к причалу Базаиха “Бдительного” как раз противопожарное. Кстати, среди прочих приближающихся праздников ждет команду этого пожарного катера и еще одна, юбилейная дата — летом нынешнего года “Бдительный” отсчитает ровно полвека с тех пор, как заступил на противопожарную вахту на Енисее, неся ее каждодневно, без отпусков и отгулов.

— Судно, хоть и имеет солидный возраст, но по-прежнему остается надежным, в хорошем рабочем состоянии, — оценивает свой корабль командир. — На целый край “Бдительный” — сегодня единственный пожарный корабль. Впрочем, и по всей России таких судов, похоже, осталось не более пяти — два несут вахту на Волге, еще два — в Москве.

В прошлом году теплоход основательно осмотрели, вызвонили корпус — судно обязано было пройти обязательную проверку так называемого Российского речного регистра. 50 лет и для человека — возраст солидной, но, как было заявлено проверяющими, здоровью пожарного катера остается во многом позавидовать, состояние вполне удовлетворительное: для несения службы годен.

Потрудиться за эти годы “Бдительному” пришлось изрядно. Работы для него всегда хватало, ведь на Енисее существовала целая сеть лесопредприятий, ДОК, ЦБК, ДОЗы, пожары на них были не редкостью. Сегодня под опекой катера остаются работающие ДОК и ЦБК. Одна из задач все та же — береговое тушение.

— При необходимости команда способна раскатать пожарные рукава на полтора километра от берега, так что “руки” у “Бдительного”, как видите, длинные, — поясняет Вадим Верхотуров. — Сегодня в основном нам приходится тушить пожары, возникающие в лодочных гаражах. Было несколько случаев, когда команда спасала людей на воде. Например, с Маны шла перегруженная лодка, перевернулась, пришлось срочно приходить на помощь. Рыбаков со льдины снимали — бывает и на Енисее такое. Работаем в основном в черте города, хотя командировки все же случаются.

Когда под Язаевкой горел лес, оказалось, что послать туда пожарные машины невозможно — единственный доступ к поселку, паром, как на грех, был на ремонте. Жители оказались в полной блокаде, а пожар уже подступал к домам, к пристани. Пламя было столь сильным, что перекидывалось на стоявшие баржи, груженые лесом. Спасение попавшим в огненную беду принесла команда срочно отправившегося в командировку “Бдительного”.

— Судно обязательно еще послужит, — уверен командир. — Запас прочности у него по-прежнему отменный. А значит, зимой и летом, в любое время, мы сможем оказать необходимую помощь.


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА